Региональные различия процессного управления

Давняя конкуренция двух российских столиц пополнилась еще одним сравнением. Аналитики компании Software AG & IDS Scheer провели сопоставление Московского и Северо-Западного регионов в области управления бизнес-процессами.

Кто же дальше продвинулся во внедрении процессного управления? Хотя в Северной столице есть несколько лидеров, уже много лет работающих над внедрением BPM, методологическое и организационное отставание питерских компаний очевидно. В подавляющем большинстве случаев их BPM-инициативы носят децентрализованный характер и реализуются отдельными подразделениями «на свой страх и риск». В Москве ситуация также не идеальна, но реализация подобных инициатив в масштабах компании и с созданием соответствующих подразделений встречается чаще.

Для понимания приоритетов в области процессного управления респондентам был задан вопрос: «Какие задачи в области управления бизнес-процессами у вас считаются наиболее приоритетными?». Региональное различие в этом отношении невелико. В петербургских компаниях меньше задач по автоматизации, регламентации и контроллингу. Возможно, это связано с более высокой исполнительской дисциплиной. Вместе с тем в них выше интерес к внедрению интегрированных систем менеджмента и процессному управлению на уровне всей компании.

А вот инвестициии Москва и Питер тратят по-разному. В фокусе внимания московских компаний внедрение ERP и BI, а также описание и анализ бизнес-процессов. Руководители питерских компаний более прагматичны и вкладывают деньги в оптимизацию затрат, логистики, а также в управление рисками и ИТ-архитектурой. Это можно считать региональным трендом.

Разумеется, при управлении бизнес-процессами крайне важно верно расставить приоритеты. Наиболее критичные для бизнеса процессы следует оптимизировать в первую очередь, остальные можно оставить в покое. Разница в приоритизации бизнес-процессов между Питером и Москвой оказалась весьма существенной. Например, в питерских компаниях процесс продаж и маркетинг оказались вдвое важнее. Кроме того, высокая концентрация машиностроительных предприятий в регионе предопределила приоритет процесса производства и разработки новых продуктов и услуг. Процессы стратегического планирования, закупок и логистики, в отличие от Москвы, оказались не в фокусе внимания. Единственный бизнес-процесс, в отношении которого ответы представителей двух городов совпали, — это планирование и бюджетирование. В случае оптимизации процессов он первым попадет под оптимизацию.

 

Хранилища для поддержки роста

Рост спроса на хранилища данных в 2011 году будет отражать изменения в бизнес-стратегии российских кредитных организаций — консолидацию капитала, активизацию банковской розницы, стремление к оптимизации доходности банковского бизнеса. Как подсчитали в Intersoft Lab, в 2010 году было начато в 2,3 раза больше новых проектов построения хранилищ данных, чем в 2009 году.

Среди начатых можно выделить несколько проектов поддержки объединений кредитных организаций на основе единого хранилища данных. Хранилище обеспечивает возможность в условиях слияния капиталов оперативно организовать выпуск общей обязательной и управленческой отчетности, автоматизировать планирование и бюджетирование. Кроме того, было инициировано три проекта построения хранилищ данных для ИТ-поддержки розничного банковского бизнеса. Розничный рынок, обеспечивавший динамику бизнеса российских банков до кризиса, будет главным источником этого роста в посткризисный период.

Наконец, в прошлом году стартовало в пять раз больше проектов по внедрению систем управления эффективностью бизнеса (Business Performance Management, BPM). Банки реализуют стратегии роста, что предполагает оптимизацию существующей структуры бизнеса. При этом, как и в годы экономического спада, подготовка регуляторной отчетности, в том числе обязательной и налоговой, остаются стабильно востребованными у заказчиков BPM-решений.

Приоритетными задачами банковского бизнеса определяются современные требования к платформе хранилищ данных. В качестве баз данных и BI-инструментов наибольшую популярность завоевали продукты Oracle, а среди интеграционных платформ для сбора и верификации данных лидируют решения Informatica.

В целом финансово-кредитная отрасль вновь заняла позицию лидера среди заказчиков хранилищ данных и BPM-систем на российском рынке. Банки составили 38% от общего количества организаций, заключивших контракты на внедрение соответствующих ИТ-решений. Второе место среди отраслей занимает торговля, а третье — легкая промышленность.

 

Опасное доверие (здесь диаграмма необязательна)

70% сотрудников компаний регулярно выносят корпоративную информацию из внутренней компьютерной сети компании — таковы результаты исследования, проведенного Symantec совместно с сообществом «Профессионалы.ru». Более того, выяснилось, что 56% респондентов готовы унести с собой на съемных носителях не просто корпоративную, а строго конфиденциальную информацию. Некоторые из них всерьез задумываются о ее продаже.

По результатам исследования было выявлено четыре типа пользователей. 24% излишне доверчивы и поэтому представляют потенциальную опасность; 22% с легкостью пренебрегают элементарными требованиями безопасности, хотя прекрасно понимают, чем это может грозить; 7% респондентов попали в категорию «мстителей», преследующих сугубо корыстные цели. Лишь 47% респондентов оказались относительно аккуратными хранителями корпоративных секретов.

Многие компании осознают возникающие угрозы. Именно поэтому системы защиты от утечек данных становятся самым быстрорастущим направлением среди всех защитных продуктов. Объемы утечек данных в российских компаниях увеличиваются год от года. Из-за действий инсайдеров (умышленных или совершенно невинных) конфиденциальные данные компаний беспрепятственно покидают корпоративные сети и утекают во внешний мир.