Современный аэропорт - это высокотехнологичное коммерческое предприятие, предъявляющее особые требования к информационным технологиям: они играют очень важную роль в управлении предприятием на различных уровнях, обеспечении безопасности полетов и предоста

Алексей Шаромов
Возраст:
34 года
Образование:
Российская экономическая академия им. Плеханова, факультет экономической кибернетики; АНХ при Правительстве РФ, MBA (ИТ-менеджмент)
Послужной список последних лет:
2004 — настоящее время
ОАО «Аэропорт Внуково», директор по ИТ и телекоммуникациям
2000 — 2004
Международная телекоммуникационная компания RIM2000 (Великобритания), директор
1998 — 2000
Московская транспортно-туристическая компания «Старт», генеральный директор
1996 — 1998
Авиакомпания правительства Москвы «Атлант-Союз», директор по ИТ

Ксожалению, для многих российских аэропортов, в отличие от западных, характерно большое количество ручных управленческих операций и отсутствие детального планирования. Аэропорт «Внуково» не был исключением, пока в 2004 не сменился его собственник — в настоящий момент владельцем 75% акций является город Москва. Появились у аэропорта и частные инвесторы. Новое руководство «Внуково» приняло решение качественно изменить методы управления деятельностью, основываясь на планировании ресурсов и технологических процессов предприятия с использованием новейших ИТ.

Специалисты наверняка знают, что современный аэропорт не только осуществляет техническое и коммерческое обслуживание авиакомпаний (принятие и отправление воздушных судов, обслуживание пассажиров, багажа, грузов, обеспечение безопасности, предоставление услуг базирования), но также оказывает некоторые другие услуги (предоставление арендных площадей, гостиничные услуги, связь, автопаркинг, медобслуживание работников и населения, проживающего поблизости, и др.). Мировые тенденции таковы, что оба эти вида деятельности обеспечивают примерно одинаковый вклад в общий доход, поэтому аэропорту «Внуково» предстояло совершенствовать управление и развиваться одновременно по нескольким направлениям.

Финансово-хозяйственная деятельность «Внуково» до 2004 года практически не была автоматизирована. Для принятия управленческих решений на основе финансовой отчетности приходилось ждать не менее двух-трех месяцев, пока необходимая информация будет обработана. Неразвитой оставалась и система распределения затрат, структура расходов была непрозрачной. Как следствие, предприятие испытывало серьезные трудности с определением себестоимости услуг и ценообразованием.

Перед ИТ-департаментом была поставлена задача обеспечить целостность информационного пространства компании, охватывающего показатели ее финансово-экономической деятельности, реализовать расчет ключевых показателей эффективности, обеспечить предоставление достоверных данных и своевременность подготовки отчетов, необходимых для принятия управленческих решений, реализовать информационную поддержку планирования бюджетов и контроль их исполнения, повысить качество планирования доходов и расходов. Участие ИТ-департамента в бизнес-проектах компании должно было также помочь в организации контроля закупок и оптимизации складских запасов.

В ходе проведенного обследования был разработан план автоматизации, который включал не только технические преобразования (в том числе внедрение ERP-системы), но и организационные. «Подход к автоматизации должен быть системным, комплексным и осуществлять его необходимо в тесном взаимодействии с бизнесом, поскольку все преобразования в сфере ИТ направлены на достижение бизнес-целей», — убежден Алексей Шаромов, в 2004 году возглавивший дирекцию по информационным технологиям и телекоммуникациям ОАО «Аэропорт Внуково». Стратегической задачей ИТ-подразделения аэропорта он считает реализацию стандартов в области ИТ, которые существуют в западных аэропортах, и использование лучшего опыта, накопленного в мировой практике.

Для успешного внедрения управленческой информационной системы предстояло создать масштабный ИТ-комплекс, включающий не только ERP-систему, но также хранилище данных и производственные системы (к ним относятся центральная операционная база данных аэропорта, система отправки пассажиров и др.), информация из которых, получаемая в автоматическом режиме, требуется для принятия управленческих решений. Необходимо было выстроить инфраструктуру телекоммуникаций и систем обработки и хранения информации (серверных и кластерных решений, массивов хранения, систем аварийного восстановления и копирования и пр.), а также систем для управления сетевыми и вычислительными ресурсами.

Это важно, поскольку современный аэропорт — это высокотехнологичное коммерческое предприятие, одна из ключевых задач которого — непременное обеспечение высочайшего уровня безопасности полетов, и в достижении этой цели далеко не последнюю роль играет качественная, надежная и безопасная ИТ-инфраструктура. «Мы обеспечиваем бесперебойность функционирования информационных систем, контроль за использованием информационных ресурсов, получение предупреждения о возможных проблемах и применение превентивных мер для того, чтобы такие события не наступили», — отмечает Шаромов.

Аудит ИТ подтвердил, что имевшаяся инфраструктура устарела и требует серьезной модернизации. Вскоре все оборудование информационно-вычислительного центра, занимавшего четырехэтажное здание, было демонтировано, а вместо него установлено современное компьютерное и телекоммуникационное оборудование, обеспечивающее связь с использованием оптоволокна и радиоканалов.

Производственное планирование

Создаваемая на предприятии управленческая информационная система должна была тесно интегрироваться с производственными системами, в частности с системой автоматизированного учета технологических операций при техническом и коммерческом обслуживании воздушных судов (Airport Operational Database, AODB), в которой хранится план движения воздушных судов (его используют все основные участники аэропортовой деятельности), ведется учет всех технологических операций и контроль их исполнения. Поскольку интегрировать современные ERP-продукты с имевшейся во «Внуково» AОDB-системой было проблематично, решили заменить ее на новую. «Прежде чем внедрять ERP, требовалось создать основу — генератор информации из производственных систем», — поясняет Шаромов.

В 1992 году на базе информационно-вычислительного центра аэропорта впервые была создана производственная информационная система, которая отвечала всем основным требованиям, предъявлявшимся в то время к системам этого класса. После анализа ее состояния в 2004 году пришли к выводу, что поддерживать эту систему дороже, чем приобрести новую. Заказчики, желающие пополнять информацию или получать ее, требуют таких возможностей, которые уже нельзя реализовать на базе прежней системы. ИТ-специалисты аэропорта сформулировали задачу и заказали разработку новой системы сторонней организации — латвийской компании RIC STS, костяк которой составляют бывшие сотрудники Рижского института инженеров гражданской авиации (в октябре 1999 года был переименован в Институт транспорта и связи). Эта компания давно работает с «Внуково» — она разрабатывала для аэропорта систему регистрации и отправки пассажиров, поэтому хорошо знает специфику и особенности работы аэропорта и его технологические процессы.

Прежде чем принять решение о заказной разработке, ИТ-специалисты аэропорта проанализировали множество вариантов. «Мы знакомились с аналогичными системами, развернутыми в Лондоне, в Домодедово, с системой компании SITA (увы, ее разработчики находятся в Южной Африке, и взаимодействие с ними потребовало бы больших расходов), — рассказывает Шаромов. — Нам нужна была современная расширяемая и масштабируемая система, с одной стороны, поддерживающая принятые на Западе стандарты обслуживания авиаперевозчиков, с другой — учитывающая нашу специфику. Принятое решение удовлетворяло всем этим параметрам».

Система была внедрена без остановки производства — без нарушения графика движения воздушных судов. Сначала прежнюю и новую системы соединили посредством интерфейса, и вся информация, заносимая в прежнюю систему, автоматически попадала в новую. В таком режиме работали несколько месяцев. Одновременно шло тестирование системы (специалисты «Внуково» проводили его самостоятельно), при этом всех новых пользователей подключали сразу к новой системе. База данных реплицировалась, и обновленная информация появлялась сразу в обеих системах. После завершения тестирования постепенно старых пользователей стали отключать от прежней системы и подключать к новой. После того как все пользователи были напрямую подключены к новой системе, интерфейс был отключен, а прежняя система выведена из эксплуатации. Весь проект занял около года.

 

Финансы и хозяйство

Основной целью внедрения управленческой информационной системы была не автоматизация существующих бизнес-процессов, а развертывание программного продукта, вобравшего лучший опыт в области управления, и реинжиниринг процессов с выстраиванием их на основе идей и наработок лидеров отрасли. В ходе проекта около 40% процессов претерпели существенные изменения.

К изменению бизнес-процессов специалисты «Внуково» подошли очень своеобразно. Участники тендера получили возможность провести в течение двух месяцев предварительное обследование компании, а затем представили свои предложения и отчеты. На их основе специалисты аэропорта оценили нынешнее состояние компании, поняли, как нужно улучшить процессы, и выбрали того поставщика услуг, чье видение и предложения по изменению процессов наилучшим образом отвечали сложившемуся представлению и соответствовали мировой практике. Такой подход позволил сократить затраты на предпроектное обследование.

С конца 2005 года началось внедрение продукта SAP ERP 2005. В первую очередь были развернуты модули учета реализации (SD), учета кадров (HR), управления материальными потоками (ММ), управления финансами (FI), контроллинга (СО), учета основных средств (FI-AA), учета материалов для производства ремонтно-строительных работ (РР). В ноябре 2006 года началась опытно-промышленная эксплуатация системы.

Для взаимодействия ERP с AОDB-системой была осуществлена их интеграция, ERP также была состыкована со многими системами, поддерживающими неавиационную деятельность (оказание услуг связи, гостиничных, медицинских услуг и пр.). В ходе внедрения финансового модуля пришлось также обеспечить информационное взаимодействие с компаниями-партнерами и клиентами аэропорта.

Внедрение сбытового модуля потребовало создания единой справочной базы номенклатуры оказываемых услуг, закупаемых и используемых материалов, контрагентов. В дальнейшем эта база заметно упростила автоматический расчет тарифов с учетом особенностей групп клиентов и аналитики в различных разрезах и возможностью детализации вплоть до отдельных документов.

Справочники в компании ведутся теми подразделениями, которые отвечают за информацию в них (за ведение основного производственного справочника отвечает специальная служба, справочник материалов ведет сотрудник отдела закупок аэропорта, справочник кредиторов — договорный отдел), бухгалтерия при этом отслеживает, чтобы один и тот же материал не попадал в справочники под разными названиями. Ключевой информацией, которая может находиться и в производственных системах, и в модуле учета услуг, является, в частности, максимальная взлетная масса воздушного судна (она учитывается при выставлении счета за взлет-посадку). Эта информация берется из справочников, которые загружаются в AОDB-систему аэропорта, затем попадают в SAP.

Внедрение модуля управления материальными потоками позволило оптимизировать систему закупок. Стыковка с модулем электронного документооборота дала возможность контролировать дисциплину обработки заявок. Посредством модуля SAP реализован контроль бюджета закупок (прежде чем какой-либо материал будет закуплен, автоматически проверяется, выделены ли для его приобретения средства). «Заказ материала с помощью системы осуществляется довольно быстро, сроки зависят от наименования и цены: если цена небольшая, то при наличии бюджета для подтверждения заявки достаточно визы экономического отдела, после чего заявка удовлетворяется», — поясняет Шаромов. Бюджет в компании формируется раз в год, и изменения в него вносятся согласно определенной процедуре (например, при необходимости изменить ИТ-бюджет требуется согласие генерального директора).

Бухгалтерия полностью переведена на SAP, возможности «1С: Бухгалтерии» используются только для подготовки налоговой декларации (налоговый агент аэропорта «Внуково» работает в «1С»), все данные для этого передаются из SAP в «1С».

Поскольку аэропорт выполняет также поддерживающие функции, в том числе содержит собственное ремонтно-строительное управление (в частности, оно занимается строительством нового терминала), был внедрен и модуль планирования производства, благодаря чему удалось снизить остатки материалов на складах и обеспечить прозрачную структуру затрат на материалы. Благодаря модулю учета основных средств реализован автоматический расчет амортизационных отчислений.

Аренда помещений и площадей приносит аэропорту очень большие доходы, поэтому сейчас создается отдельное подразделение, которое займется учетом недвижимости (а это множество объектов, разбросанных по территории аэропорта), а также оценкой затрат на эксплуатацию этих площадей и объектов и ценообразованием услуг аренды. Чтобы учитывать все изменения на арендуемых площадях (включая установку или снос перегородок, перемещение используемой мебели и пр.), ведется проект по интеграции модуля учета недвижимости системы с CAD-схемами.

В компании все еще используется достаточно большое количество разрозненных систем. «Конечно, от некоторых систем будем избавляться. Но пока такие системы приходится поддерживать. Обмен данными между различными системами осуществляется либо с помощью специальных протоколов, либо посредством файлов», — делится подробностями Шаромов.

Технологические процессы

Не так давно руководство аэропорта приняло решение изменить механизм работы центральной производственно–диспетчерской службы. Прежде она контролировала только план движения воздушных судов. В частности, размещением воздушных судов (самолетов и вертолетов) по местам стоянок ведали диспетчеры. На основе суточного плана прилетов и вылетов воздушных судов и информации о характеристиках стоянок (какие типы воздушных судов можно ставить на ту или иную стоянку) они принимали решение о направлении самолета на одну из них. Чтобы снизить влияние человеческого фактора, необходимо было автоматизировать этот процесс.

Для автоматизации технологических процессов ввели в действие систему управления производственными ресурсами GroundStar немецкой компании Inform, эта система используется во многих западных аэропортах. Основная задача состояла в том, чтобы обеспечить планирование, управление и контроль за всеми операциями в режиме реального времени: диспетчер должен видеть на экране электронную карту аэропорта, отражающую местонахождение работников и выполняемые операции. «В случае необходимости диспетчер может вмешаться и что-то подправить, — поясняет Шаромов. — Первые два этапа уже внедрены. В 2007 году мы приступаем к внедрению контроля исполнения».

Сейчас использование стоянок планируется автоматически. На основе суточного плана прибытия воздушных судов, текущей информации об их прибытии и вылетах, а также правил распределения стоянок система сначала планирует, затем выделяет стоянку. Если прибытие рейса задерживается, система может передать ее другому самолету. Пока идет этап опытно-промышленной эксплуатации, автоматику подстраховывает диспетчер. Впоследствии система полностью возьмет на себя планирование использования стоянок.

В ближайшем будущем

Большая часть работ по автоматизации основной деятельности уже закончена, и сейчас требуется развитие информационных систем аэропорта в части предоставления услуг клиентам — авиакомпаниям и пассажирам.

Непосредственными клиентами аэропортов являются авиакомпании, а их клиентами уже являются пассажиры. Аэропорты всего мира стремятся обслужить большее количество пассажиров и авиакомпаний с меньшими затратами, увеличить пропускную способность аэропортов. Одним из средств достижения желаемого результата является внедрение онлайновых сервисов и самообслуживания, которые позволяют, с одной стороны, сократить затраты аэропорта, а с другой — обеспечить востребованную пассажиром услугу. Например, система саморегистрации, повсеместно применяемая за рубежом, дает пассажиру возможность самостоятельно, без участия представителей авиакомпании пройти регистрацию на рейс, «пообщавшись» со специальным персональным компьютером-киоском, или зарегистрироваться удаленно из дома, не приезжая в аэропорт за два часа до вылета рейса.

Для оказания услуг авиакомпаниям на перроне аэропорта строится сеть WiFi, которая обеспечит сопровождение технологического процесса обслуживания, передавая на КПК сотрудников аэропорта информацию о том, какую операцию и в какой момент времени им нужно делать. За формирование задания отвечает система управления производственными ресурсами, которая его генерирует и передает через WiFi работнику на перроне. Например, водитель автобуса на планшетном компьютере получит задание с информацией о том, на стоянку с каким номером он должен поехать и забрать пассажиров.

По прибытии в аэропорт воздушное судно должно передать данные о состоявшемся полете в инженерную службу авиакомпании. На старых самолетах этот процесс выглядит так: на борт самолета поднимается инженер, забирает черный ящик и, возвратившись к себе, снимает и анализирует информацию. С борта современного самолета можно снять и передать эту информацию, используя беспроводную связь.

Еще одно направление работ на перспективу — создание информационной инфраструктуры в строящемся пассажирском терминале: сооружение серверных комнат с их оснащением, особым климатическим режимом и энергетическим обеспечением определенной категории надежности, развертывание кабельного хозяйства, системы управления доступом в здание, системы управления инженерными сооружениями здания (вентиляцией, отоплением и т.д.), системы местной радиосвязи. Проектируются также закладка разного рода радиоизлучающих кабелей (они обеспечат покрытие радиосвязью), доступ к системам с помощью проводной связи, система визуального информирования пассажиров (для этого потребуется установить несколько сот мониторов) и оснащение выходов на посадку специализированным оборудованием. В настоящее время ИТ-департамент участвует в работе с проектной документацией нового терминала.

«Вершина внедрения корпоративной информационной системы — это создание системы сбалансированных показателей. Управление посредством показателей, полученных на основе данных из системы, — это то, к чему мы стремимся», — резюмирует Шаромов.


Аэропорт «Внуково»

Аэропорт «Внуково» — одно из крупнейших активно развивающихся авиатранспортных предприятий России, занимает первое место в Европе по росту пассажиропотока в своей группе аэропортов от 5 до 10 млн. пасс./год и третье место в стране по количеству обслуживаемых пассажиров (в ноябре количество пассажиров, перевезенных с начала года, составило 6 млн. человек), общая пропускная способность — 3,2 тыс. человек в час. Ежегодно в аэропорту обслуживается свыше 100 тыс. рейсов более чем 140 российских и зарубежных авиакомпаний. «Внуково» располагает двумя пересекающимися взлетно-посадочными полосами с суммарной пропускной способностью 45 взлетов и посадок в час. Перрон аэродромного комплекса рассчитан на стоянку более ста воздушных судов различных типов — от самолетов бизнес-авиации до лайнеров типа Boeing-747 и Ан-124-100 «Руслан». По классификации ICAO аэродрому «Внуково» присвоена II категория, то есть аэропорт может обеспечивать взлеты и посадки воздушных судов в условиях ограниченной видимости.


ИТ-службы аэропорта

В составе ИТ-команды работают как молодые сотрудники, так и старая гвардия — профессионалы, глубоко знающие отдельные области (например, системы радиосвязи), чей консерватизм идет на пользу безопасности полетов. В службе связи работает 112 сотрудников, 86 — в службе ИТ, 18 специалистов — в отделе сопровождения SAP, десять — в контакт-центре, еще пять ИТ-сотрудников — в отделе управления проектами и сайтом. Все эти отделы объединяет дирекция по ИТ.

Рекомендации IТIL во «Внуково» используются, но пока не в полной мере. В начале 2006 года совместно с компанией «Инфосистемы Джет» приступили к проекту модернизации сети передачи данных — ее структура была практически полностью перестроена. Одновременно с созданием системы управления сетью дирекция по ИТ приступила к выстраиванию процессов IТIL управления конфигурациями. На базе собственного программного обеспечения частично реализованы возможности Help Desk и Service Desk.

ИТ-аутсорсинг сейчас практически не используется. «В дальнейшем планируем всю непрофильную деятельность, особенно в области ИТ, выводить за штат, — рассказывает Алексей Шаромов. — Теперь, после внедрения SAP, мы можем точно оценить, во что нам обходится каждый сотрудник, если рассматривать его как центр затрат. Эта возможность обеспечивается модулем контроллинга».

Одной из нынешних своих проблем Шаромов считает отсутствие документа, который определял бы ИТ-стратегию и отражал четкую взаимосвязь между ИТ и бизнесом. «По сути, это договор между ИТ и бизнесом. Конечно, есть другие способы и средства договоренности с бизнес-заказчиком, но такой документ реально облегчил бы жизнь ИТ-директору», — считает Шаромов. Уже сейчас на предприятии есть стандарты, определяющие использование тех или иных технологий и систем, есть планы внедрения ИТ, которые утверждены на разных уровнях, включая бизнес-заказчиков.

Весной 2007 года ОАО «Аэропорт Внуково» и его директор по информационным технологиям и телекоммуникациям Алексей Шаромов стали лауреатами российской национальной премии «ИТ-Лидер 2007» за успешное внедрение новейших информационных технологий в аэропорту Внуково.