Единому информационному расчетному центру в первую очередь необходимо общее информационное пространство для обмена данными и оперативного взаимодействия различных служб города

«Ответственность за качество внедрения лежит в первую очередь на тех, кто будет в дальнейшем работать с системой и ее поддерживать», — Александр Ульянов, директор ЕИРЦ города ЖуковскогоПо замыслу авторов проекта реформирования жилищно-коммунального хозяйства, государство постепенно должно отойти от прямого регулирования рынка жилья и услуг ЖКХ, эта обязанность ляжет на собственников. Как бы там ни было, жители все равно будут приходить к представителям местной власти со своими проблемами. Чтобы в этой ситуации администрация не потеряла возможность влиять на процессы, которые идут в сфере ЖКХ, создаются единые информационные расчетные центры. Недавно такой центр появился в подмосковном городе Жуковском.

Когда единый информационный расчетный центр (ЕИРЦ) создавался, стало очевидно, что возможности имевшегося на тот момент у городской администрации программного обеспечения недостаточны для его реализации, к тому же они не обеспечивают соблюдение быстро меняющихся требований законодательства. Требовалось большее количество и более высокое качество отчетов, чем можно было получить с помощью прежнего программного обеспечения. Кроме того, в создании, поддержании и модернизации этого программного обеспечения принимали активное участие местные специалисты, и его обслуживание зависело от них настолько, что в случае ухода ключевых ИТ-сотрудников администрацию города ожидали бы серьезные трудности.

Потребности администрации Жуковского не ограничивались только расчетными функциями. Городу требовалось ИТ-решение, которое позволило бы создать единое информационное пространство для различных служб: органов МВД, соцзащиты, здравоохранения, образования и пр. «В ряде организаций города имеются свои объемы данных о гражданах, но обмен этой информацией затруднен из-за отсутствия единого формата данных. Корректировку информации приходилось производить вручную, — отмечает директор ЕИРЦ города Жуковского Александр Ульянов. — Городской администрации нужна была единая база данных по жителям. ЕИРЦ в своем новом статусе должен был решить эти проблемы. Для его работы требовалось новое, современное программное обеспечение, способное справиться с поставленными задачами».

Параллельно предстояло сформировать новый менеджмент и новую команду, поскольку ранее функции ЕИРЦ находились в структуре муниципальных предприятий, которые решали свои основные задачи, а функции, связанные с начислением и прохождением платежей от населения, для них были дополнительной непрофильной работой.

Пространство взаимодействия

Решение для ЕИРЦ прежде всего должно было обеспечить единое информационное пространство для обмена данными между службами города и их оперативного взаимодействия. Чтобы дать возможность использовать новые средства приема платежей, требовалась информационная интеграция с финансовыми организациями.

Разумеется, необходима была также корректная поддержка действующего законодательства. Обязательным требованием была и безопасность доступа к информации, например при использовании терминалов самообслуживания. «Для Подмосковья их развертывание имеет существенное значение. Традиционные пункты приема платежей, как правило, открыты тогда, когда большая часть активного трудоспособного населения работает в Москве. У нас лишь немногие оплачивают коммунальные услуги через банки, используя банковские поручения. Следствием становятся задержки платежей. По нашим данным, около 30% населения платили раз в три месяца, это означает, что примерно 30% средств, которые нужны ресурсоснабжающим организациям для нормального функционирования, были недополучены», — сожалеет Ульянов.

Специалисты остановили свой выбор на программно-технологическом комплексе «Радей», предложенном компанией «Заказные ИнформСистемы».

«У руководителей нередко складывается впечатление, что все работает само по себе. На самом деле получение той или иной цифры в отчете — это высокотехнологичный процесс, и ему предшествует длительный кропотливый труд. Между тем, некоторые думают, что нанятая для внедрения системы команда консультантов должна сама все решать, — делится своими размышлениями наш собеседник. — Ответственность за качество внедрения лежит в первую очередь на тех, кто будет в дальнейшем работать с системой и ее поддерживать. Это командная работа».

Внедрение системы заняло примерно год. В ходе предпроектного обследования появилось единое понимание тех показателей, которые извлекались из предыдущей истории платежей. В результате удалось придти к единому пониманию вещей со стороны тех, кто эксплуатирует систему, и тех, кто ее внедряет.

Чтобы корректно запустить систему в промышленную эксплуатацию, был подготовлен поэтапный план, предписывающий загрузку данных, проверку функционирования всех систем, создание отчетов и пр. Загрузка данных, верификация, тестирование и выявление ошибок заняли большую часть времени. Примерно два месяца шла работа в тестовом режиме одновременно в старой и новой системе. «Акт о завершении этапа внедрения был подписан только после того, как нас стали удовлетворять, начисления, прохождение платежей, распределение платежей, отчеты и другие нюансы», — рассказывает Ульянов.

Удобство доступа

Благодаря внедрению новой системы удалось обеспечить рабочими местами бухгалтеров в каждом районом жилищно-эксплуатационном управлении (ЖЭУ). Раньше, чтобы получить разъяснения по тем или иным начислениям или прохождению платежей, жителям приходилось приезжать в центральный офис, поскольку открыть лицевой счет они могли только там. «С внедрением новой системы у коммунальщиков появилась возможность обмениваться информацией по локальной сети. Для жителей это, безусловно, благо, так как жилищно-эксплуатационные организации стали ближе к дому, — уверен Ульянов. — Пожилым гражданам (чаще всего с вопросами в жилищно-коммунальные службы обращаются именно пожилые люди) гораздо ближе и удобнее добраться до своего районного ЖЭУ и там получить нужную информацию, нежели ехать в другой район города».

Кроме того, появилась возможность установить выносные пункты в офисах поставщиков коммунальных услуг и управляющих компаний. С их помощью можно в режиме реального времени посмотреть начисления платежей за оказанные услуги. По мнению Ульянова, это существенное преимущество для работы бухгалтерий, особенно при подготовке финансовых прогнозов и работе с долгами. Для удобства жителей в городе установлено 11 круглосуточных терминалов самообслуживания по приему коммунальных платежей.

«Есть множество направлений дальнейшего развития системы и услуг на ее базе. Например, нам известно, что в наиболее продвинутых ЕИРЦ накоплен опыт организации доступа жителей к своим лицевым счетам через Internet», — рассказывает Ульянов. По его прогнозам, формирование в перспективе управляющих компаний в сфере ЖКХ приведет к удвоению объема баз данных. Необходимо сделать так, чтобы ИТ-ресурсы могли справиться с этой нагрузкой.

Поделитесь материалом с коллегами и друзьями