Роботам не нужны перерывы в работе, они не устают, не отвлекаются и выполняют возложенные на них задачи круглосуточно. Робот способен значительно увеличить объем обрабатываемых данных, которые могут быть хорошими или плохими в зависимости от их качества.

По оценкам Gartner, в 2018 году продажи программного обеспечения роботизации бизнес-процессов (robotic process automation, RPA) выросли на 63,1% и достигли 846 млн долл., превратившись с самый быстрорастущий сегмент глобального рынка корпоративного программного обеспечения.

В Gartner ожидают, что в 2019 году объемы продаж программного обеспечения RPA возрастут до 1,3 млрд долл.

«С момента публикации наших предыдущих прогнозов рынок RPA, движимый спросом на цифровой бизнес, вырос, – считает вице-президент Gartner по исследованиям Фабрицио Бискотти. – Организации ищут возможности сквозной организации процессов. Конкуренция на рынке обостряется. У девяти из десяти ведущих поставщиков доля на рынке в 2018 году изменилась».

В 2018 году первая пятерка поставщиков средств RPA контролировала 47% рынка. У тех, кто находился на шестом-седьмом месте, оборот вырос в разы. Все это свидетельствует о неустойчивости положения игроков в первой пятерке.

Компании из Северной Америки продолжают сохранять доминирующее положение на рынке программного обеспечения RPA. В 2018 году на их долю приходился 51% от общего объема продаж. По сравнению с предыдущим годом она сократилась на 2%

На втором месте с 23% находится Западная Европа. На третьем расположилась Япония, сумевшая продемонстрировать в 2018 году рост на 124%.

«Все это показывает, что программное обеспечение RPA привлекает к себе организации по всему миру, – подчеркнул Бискотти. – Это обусловлено быстротой его развертывания по сравнению с другими предложениями, включая платформы управления бизнес-процессами и аутсорсинг бизнес-процессов».

Программное обеспечение RPA можно найти во всех отраслях, однако крупнейшими его потребителями являются банки, страховые компании, операторы связи и поставщики коммунальных услуг. Эти организации традиционно имеют больше унаследованных систем и выбирают решения RPA для функциональной интеграции.

«Возможность интеграции унаследованных систем – ключевой драйвер проектов RPA, – отметил Бискотти. – Используя эту технологию, организации могут ускорить реализацию проектов цифровой трансформации, сохраняя при этом ценности, связанные с прошлыми инвестициями в технологии».

В Gartner ожидают, что через три года рынок программного обеспечения RPA будет выглядеть совсем по-другому. Крупнейшие производители ПО – IBM, Microsoft и SAP – поддерживают партнерские альянсы с разработчиками программных средств роботизации бизнес-процессов или даже приобретают их, что говорит о повышении уровня их осведомленности и роста популярности систем RPA среди их клиентов.

Вместе с тем новые игроки  адаптируют традиционные возможности RPA к потребностям цифрового бизнеса, включая в них обработку потоков событий и аналитику в реальном времени.

«Для поставщиков систем RPA наступает благоприятное время, – подчеркнул Бискотти. – При этом ведущие игроки сталкиваются с растущей конкуренцией, а новички продолжают выходить на рынок, быстрая эволюция которого стирает границы между RPA и другими технологиями автоматизации – оптическим распознаванием символов и искусственным интеллектом».

Системы RPA эмулируют действия человека – ввод с клавиатуры и мыши, дополняющие чисто программные операции, – пояснил аналитик Gartner Грегори Мюррей. – Все это позволяет им автоматизировать операции, для которых всегда требовался человек, а при хорошем исполнении добиваться повышения эффективности, уровня готовности и точности. Роботам не нужны перерывы в работе, они не устают, не отвлекаются и выполняют возложенные на них задачи круглосуточно. Робот способен значительно увеличить объем обрабатываемых данных, которые могут быть хорошими или плохими в зависимости от их качества».

Там, где качество данных находится на высоте, у систем RPA есть потенциал для поддержания соответствующего их уровня.

Исключая транспозицию и механические ошибки, RPA позволяет избежать просчетов при вводе данных роботом и сопутствующей этому процессу необходимости очистки данных. Разработчики сценариев RPA создают сценарии автоматизации с помощью либо регистратора, либо упрощенного интерфейса разработки, не требующего написания больших объемов программного кода. Для этих сценариев определяются триггеры, обеспечивающие необходимую автоматизацию при различных событиях в ИТ-системах.

По словам Мюррея, платформа управления для выбора и проверки сценариев использования RPA, управляемая чаще всего центром стандартизации, является важнейшей составляющей развертывания любой системы RPA.

Рекомендуется также создать орган управления для правильного использования системы RPA и обеспечения соответствия приложений RPA всем требованиям предприятия и регулирующих органов.