Оператор спутниковой связи «РуСат» объявил 15 февраля о заключении долгосрочного договора с американской компанией Panasonic Avionics Corporation (PAC), в соответствии с которым он предоставляет в аренду широкополосный спутниковый канал для связи с самолетами, оборудованными авиационными спутниковыми широкополосными терминалами и системами мультимедийных развлечений PAC. При пересечении границы РФ и входе в зону покрытия «Ямал-201» самолеты, оборудованные системой PAC, будут автоматически подключаться к спутниковой сети передачи данных «РуСат».

 

На связи «Ямал-201». VSAT из двух пассивных ФАР не сказывается на расходе топлива.

 

На первом этапе «РуСат» выделит канал связи с общей пропускной способностью 1 Мбит/с на борт самолетов и 200 Кбит/с в обратном направлении. Он будет использоваться для доступа в Интернет и предоставления услуг мобильной телефонии операторами, заключившими с PAC договоры на обслуживание пассажиров. Для реализации проекта «РуСат» получила разрешение Госкомиссии по радиочастотам (ГКРЧ) на выделение полосы частот в Ku-диапазоне на спутнике «Ямал-201».

Ширина канала выбрана с учетом статистики использования системы на территории Европы, по мере роста популярности услуги канал может быть расширен до 20–50 Мбит/с. Пока же основным источником развлечений на борту самолета станут мультимедийные серверы PAC, через которые можно получить доступ к нескольким десяткам фильмов и бортовым системам видеонаблюдения.

Для связи со спутниками самолеты, оборудованные системой PAC, используют низкопрофильные мобильные VSAT, оснащенные двумя пассивными фазированными антенными решетками (ФАР). Размер антенны (без радиопрозрачного обтекателя) — 88х18 см. Асимметричная диаграмма направленности (более широкая по высоте) упрощает задачу наведения на спутник. Дальняя в плане ФАР работает в экваториальных широтах и служит для сужения диаграммы направленности. Выравнивающая площадка с уплотнительным кольцом позволяет разместить антенну на любых самолетах без заметного изменения их аэродинамических характеристик и увеличения расхода топлива.

«Сейчас “РуСат” предоставляет частотный сегмент на спутнике и услуги спутникового шлюза, однако в дальнейшем договор будет дополняться новыми пунктами, — комментирует Сергей Алымов, генеральный директор “РуСат”. — Предлагая свои услуги Panasonic, мы опираемся на уже имеющийся опыт работы с подвижной спутниковой системой в рамках аналогичного проекта с оператором связи Connexion by Boeing в 2003–2006 годах».

Ключевым критерием выбора спутника «Ямал-201» (Ku-диапазон, орбитальное положение 90° в. д.) стала зона покрытия, охватывающая всю территорию Российской Федерации. Как отметил Сергей Алымов, система PAC может быть использована не только для развлечений, но и обеспечения безопасности полета, в частности, для передачи в диспетчерские центры видеоинформации о том, что происходит на борту самолета в реальном времени (например, в случае захвата террористами), и текущих данных с «черных ящиков».

В целях продвижения услуг мобильной спутниковой связи компания «РуСат» разработала демоавтомобиль, оснащенный более простой мобильной VSAT с одной ФАР, которой достаточно для работы в российских широтах. Среди потенциальных площадок для размещения мобильных VSAT представители «РуСат» называют железнодорожные поезда, в первую очередь Сапсан (скорости выше 120–160 км/час затрудняют использование наземных беспроводных систем ШПД), круизные теплоходы и передвижные телестанции. Последние смогут осуществлять репортажи не только «с колес», но и на ходу, во время движения.

По мнению Олега Ватулина, первого заместителя гендиректора «РуСат», еще одним преимуществом мобильных и передвижных VSAT, оснащенных системами активного наведения на спутник, является возможность использования относительно недорогих спутниковых каналов связи, предоставляемых «нестабильными» геостационарными спутниками, положение которых может меняться в пределах нескольких градусов (например, из-за неточного вывода на экваториальную орбиту), что значительно затрудняет их использование в фиксированных системах спутниковой связи.