Реклама

Одна из областей, в которых продукты Lync и Skype для бизнеса компании Microsoft наиболее успешны, — это замена телефонных систем для бизнеса (широко известных как автоматические телефонные станции для учреждений, АТС или УАТС). Причины успеха в том, что мощная функциональность Skype для бизнеса со временем перестала уступать и даже превзошла возможности унаследованных УАТС, а также в эффективной экосистеме устройств и вспомогательных продуктов и всех преимуществах, обеспечиваемых интеграцией с Windows, Active Directory, Exchange и SharePoint.

Когда компания Microsoft добавила Lync Online в набор продуктов Office 365, покупателям локальной версии Lync приходилось отказываться от возможности использовать обычные телефонные звонки через Lync Online. Требовалось выбрать один из двух подходов: использовать Office 365 только для присутствия, конференций и мгновенного обмена сообщениями, развернуть гибридную среду и реализовать все функции телефонии локально; или отказаться от Lync Online и продолжать использовать существующие локальные системы.

Трудности со звонками по телефонной сети общего пользования

Телефонная сеть общего пользования (ТфОП) когда-то играла роль Интернета: глобальная сетевая система связи, построенная в основном на базе открытых протоколов, которая была поначалу дорогостоящей и ограниченной, но со временем стала повсеместно доступной почти во всем мире. Потребовались огромные усилия, тщательное проектирование и политическое согласование, чтобы создать и эксплуатировать систему во всем мире. Ее сложность в основном была скрыта от пользователей; люди просто набирали местный, междугородный или международный номер и получали услугу со стабильной стоимостью, приемлемым качеством звука и доступом к дополнительным услугам, например связи с аварийной службой (911 в США (http://www.911.gov/)) и т. д. Одним из первых препятствий, которые пришлось преодолеть Microsoft при внедрении локальных продуктов, был поиск способов воспроизведения этих функций, особенно вызова аварийных служб. Но компании удалось справиться с подобными трудностями благодаря изобретательности инженеров.

Однако проблема создания «облачной» службы с такой же функциональностью оказалась гораздо более сложной. Продажа локального продукта, который подключается к местной телефонной системе в конкретной стране, — это одно; глобальная же служба, которая функционирует повсюду, учитывает местное законодательство и нормативные акты (например, в Индии запрещено использовать протокол VoIP для снижения платы за междугородные переговоры) и встраивается в глобальную инфраструктуру выставления счетов, — совсем другое.

Покупая Skype, компания Microsoft приобрела надежную всемирную сеть локальных точек подключения ТфОП, а также большой объем специальных данных о взаимодействии ТфОП. Потребовалось некоторое время, чтобы перенести эти знания в Skype для бизнеса, но теперь специалисты Microsoft начинают выполнять программу оценивания «облачной» УАТС со звонками по ТфОП. Новый компонент Office 365 должен дать потребителям полностью «облачную» замену для учрежденческих АТС. Пользователи получают собственный телефонный номер ТфОП, что приносит два преимущества: номер можно набрать с любого телефона (звонок направляется клиенту Skype), а клиент Skype для бизнеса можно использовать для исходящих звонков на обычные телефоны. Обратите внимание, что в портале управления Office 365 этот компонент отмечен как Skype for Business Domestic and International Calling («Внутренние и международные звонки в Skype для бизнеса»).

Не путайте этот компонент (который в данной статье мы называем «звонки по ТфОП») с конференциями ТфОП, отдельной функцией, официально именуемой надстройкой Advanced Meetings для Skype для бизнеса, позволяющей пользователям добавлять аудиоконференции с телефонным подключением к собраниям по сети через Skype для бизнеса.

Особенности предварительной версии

На момент подготовки данной статьи услуга «звонки по ТфОП» доступна лишь в предварительной версии. В отличие от предварительных версий Google, предоставляющих пользователям во всем мире новые службы с отметкой preview на веб-странице, это действительно предварительная версия: она доступна лишь небольшому числу пользователей Office 365. Необходим код приглашения, и ваш клиент должен быть коммерческим клиентом в Соединенных Штатах. Правительственные и академические клиенты не поддерживаются, по крайней мере в первой редакции предварительной версии. Полагаю, что Microsoft расширит предварительную версию, прежде чем представить звонки по ТфОП в качестве компонента. Однако представители компании не делали никаких публичных заявлений о сроках реализации этой функции или графике выпуска в других странах. В настоящее время данный компонент представлен предварительной версией, поэтому пользовательский интерфейс, процесс регистрации и набор функций могут измениться.

Требования

При локальном развертывании перенаправление звонков по телефонной сети общего пользования для Skype для бизнеса может быть сложной процедурой с длинным списком условий и требований. Организовать звонки по ТфОП в «облаке» гораздо проще. Чтобы получить предварительную версию компонента, ваш клиент должен находиться в Соединенных Штатах и вы должны выбрать и использовать телефонные номера из выбранного списка городов (в числе которых Мемфис, Майами, Чикаго, Новый Орлеан, Хьюстон, Остин и Даллас). Ваш клиент Office 365 должен располагать корпоративным планом, а пользователи, которым предоставлены услуги звонков по ТфОП посредством Skype, должны иметь по крайней мере лицензию «Skype для бизнеса план 2» (в которую входят лицензии E3 и E4). На сегодня служба не предоставляется государственным и образовательным учреждениям. Как и в случае с предварительной версией конференц-связи по ТфОП, вы можете использовать исключительно «облачный» или гибридный клиент Skype для бизнеса, но все пользователи, которым предоставляются звонки по ТфОП, должны работать исключительно в «облаке».

Важная проблема, которую нельзя упускать из виду: компания Microsoft заявляет, что не позволяет вызывать аварийные службы через систему 911 на этапе предварительной версии. Звонки в службу 911, видимо, не блокируются, но в них не содержится информации о местонахождении, обязательной в США. Полагаю, компания Microsoft обеспечит полную поддержку аварийных звонков после того, как служба будет официально открыта.

Что получат пользователи предварительной версии

После установки клиента и регистрации пользователей вы получаете довольно впечатляющий список возможностей.

  • Каждый пользователь имеет телефонный номер для приема входящих звонков и для совершения исходящих звонков. Вы запрашиваете пул номеров, затем назначаете каждому пользователю номер. Однако вы не можете выбирать определенные номера или перенести в службу существующие телефонные номера.
  • Звонки внутри США бесплатные.
  • Международные звонки в большинство стран бесплатные. В 30 стран пока звонить вообще нельзя (на самом деле таких стран 29, в том числе Чад, Самоа и Мадагаскар плюс континент Антарктида). Список поддерживаемых стран будет меняться.
  • Включены многие локальные функции Skype для бизнеса, в том числе групповой звонок и перенаправление входящих звонков из устройства Skype на мобильный телефон или голосовую почту.

Как и в случае с другими функциями предварительной версии Skype, представители Microsoft пока ничего не сообщили о стоимости звонков по ТфОП, когда услуга будет доступна в США, и о том, какие еще страны будут поддерживаться.

Регистрация для предварительной версии

Прежде всего, вам необходимо перейти по адресу http://www.skypepreview.com и запросить доступ к предварительной версии. После того как ваш запрос будет одобрен, Microsoft перешлет по электронной почте ссылку для регистрации. Выполните вход в портал Office 365, затем вставьте ссылку в то же окно браузера, и вы увидите окно, показанное на экране 1.

 

Окно регистрации
Экран 1. Окно регистрации

Пройдя регистрацию, вы получите уведомление по электронной почте; затем нужно подождать, пока будет подготовлен клиент. Представители Microsoft утверждают, что это может занимать около часа, хотя на моем тестовом клиенте потребовалось 10 минут. Сразу после завершения подготовки вы увидите Skype for Business Domestic and international calling в представлении лицензий в административном портале Office 365. На данном этапе вы можете начать подготовку клиента и пользователей к звонкам (см. экран 2). На стадии предварительной версии Microsoft предоставляет 100 лицензий для звонков по ТфОП каждому клиенту. Однако, после того как функция станет общедоступной, есть все основания полагать, что вы сможете приобрести сколько угодно лицензий.

 

Подготовка клиента
Экран 2. Подготовка клиента

Подготовка звонков по ТфОП

Прежде чем пользователи смогут совершать звонки, необходимо сделать две вещи: завести один или несколько номеров телефонов и назначить один телефонный номер каждому пользователю.

Чтобы зарезервировать номера телефонов, откройте центр администрирования Skype для бизнеса с использованием ссылки «Skype для бизнеса» под категорией Admin в административном портале Office 365, а затем перейдите на вкладку Skype voice.

В секторе Phone numbers вы увидите пиктограмму телефона с меткой New numbers («Новые номера»). Если щелкнуть его, вы получите простую форму с тремя полями: штат, город, где нужно зарезервировать номера, количество номеров. Заполните поля и нажмите кнопку Add («Добавить»), и вы увидите сводку доступных номеров, которая выглядит так, как показано на экране 3.

 

Сводка доступных номеров
Экран 3. Сводка доступных номеров

Каждому из поддерживаемых городов в предварительной версии соответствует конечный пул доступных номеров, поэтому для некоторых городов, перечисленных в документации Microsoft, больше нет доступных номеров. Например, на момент начала подготовки данной статьи были доступны номера для Майами (шт. Флорида) и Сан-Хосе (шт. Калифорния). Неделей позже они исчезли. По необъяснимой причине Индианаполис перечислен среди штатов. Очевидно, это просто ошибка, допущенная программистом, когда-то прогулявшим урок географии в начальной школе; полагаю, ее исправят раньше, чем статья будет опубликована.

Вы можете отменить выбор отдельных номеров с помощью флажка рядом с каждым из них. Этим ограничиваются ваши возможности контроля: на данном этапе нельзя запросить определенные номера или интервалы номеров, но я думаю, что Microsoft дополнит этой функцией будущую версию, так как это позволит компаниям использовать технологию прямого набора номеров внутренних абонентов Direct Inward Dialing (DID) с последовательными интервалами номеров, чтобы организовать последовательные интервалы при использовании Skype.

После того как вы подготовите список номеров, нажмите кнопку Finish. Окно запроса номера будет закрыто, а новые номера будут показаны на вкладке Phone numbers. На этой вкладке можно увидеть номера в своем пуле, сведения о том, где они находятся, и назначены ли они пользователю. Флажок рядом с каждым номером позволяет выбирать номера и удалять их из клиента, после чего они возвращаются в пул доступных номеров. В этом представлении не видно, какие номера назначены конкретным пользователям; для этого нужно переключиться на вкладку Voice users («Пользователи голосовой связи»).

На моих тестах удавалось запросить не более 200 номеров; если запросить больше (или больше, чем количество номеров, доступных в целевом городе), то выдается сообщение об ошибке: «Нет доступного номера, который можно было бы выделить для данного клиента. Пожалуйста, повторите попытку позже». Сообщение не дает ясного представления о том, заключается ли проблема в отсутствии доступных номеров (в этом случае ожидание может помочь, поскольку найдутся зарезервированные, но неиспользуемые номера) или же ваш запрос превышает дозволенный лимит.

Если вы удовлетворены представленным списком номеров, нажмите кнопку Finish. Окно запроса номера закроется, и вы увидите новые номера на вкладке Phone numbers. Из этой вкладки можно увидеть номера в вашем пуле, их местонахождение и сведения об их назначении пользователю. Флажок рядом с каждым номером позволяет выбирать номера и удалять их из клиента, который возвращает их в пул доступных номеров. Данное представление не показывает, какие номера назначены конкретным пользователям; для этого необходимо перейти на вкладку Voice users («Пользователи голосовой связи»).

Назначение лицензий и номеров пользователям

Как и в случае со многими другими операциями в Office 365, необходимо выполнить несколько шагов, чтобы включить услугу звонков по ТфОП для пользователей. Прежде всего, каждому пользователю необходима лицензия для учетной записи пользователя. Получить ее можно любым из обычных способов: выбрать пользователя и перейти по ссылке Edit licenses («Изменить лицензии») в пользовательском портале, открыть свойства пользователя и вкладку Licenses («Лицензии») или использовать команду Set-MsolUserLicense в PowerShell. Вы увидите лицензию Skype for Business Domestic and International calling в портале администрирования. Выберите ее и сохраните изменение (см. экран 4).

 

Назначение лицензии пользователю
Экран 4. Назначение лицензии пользователю

Назначить пользователю номер можно двумя способами. Все пользователи, имеющие лицензии для звонков по ТфОП, будут показаны на вкладке Voice users (см. экран 5).

 

Назначение номера
Экран 5. Назначение номера

Хотя это действие не очевидно, щелкните значок «воронка», что позволит фильтровать отображаемых пользователей, показывая всех пользователей, только тех, кому назначены номера ТфОП, или только тех, кому номера не назначены. В результате выбора пользователя в этом представлении в правой стороне окна появляется ссылка Assign number («Назначить номер»). Вы также можете назначить или изменить номер, отредактировав свойства пользователя Skype с помощью ссылки Edit Skype properties в основном портале пользователя или из вкладки Users в центре администрирования Skype для бизнеса (см. экран 6).

 

Окно свойств пользователя
Экран 6. Окно свойств пользователя

При лицензировании пользователей и назначении им номеров устанавливается несколько атрибутов в учетных записях пользователей в Azure Active Directory. Два наиболее важных изменения — атрибуту lineUri задается значение tel: URI, содержащий телефонный номер, а учетной записи назначается голосовая политика Business Voice (в действительности это происходит при лицензировании пользователя). Это можно проверить, используя PowerShell, чтобы запросить пользователей с установленным атрибутом lineUri:

Get-CsOnlineUser | Where
   {$_.LineURI -ne ""} `
    | ft DisplayName,LineURI,VoicePolicy

DisplayName LineURI
----------- -------
Paul Robichaux tel:+1504xxxxxxx
Michael Wilke tel:+1832xxxxxxx
Scott Edwards tel:+1832xxxxxxx
Ben Curry tel:+1832xxxxxxx
Michael Pigott tel:+1832xxxxxxx
Brian Laws tel:+1832xxxxxxx

Совершение и получение вызовов

Одним из важных аспектов звонков по ТфОП через Skype, вне зависимости от того, выполняются они локально или в «облаке», является работа с клиентским интерфейсом. Звонки, сделанные на номер по ТфОП, появляются в клиенте Skype, как и любые другие входящие вызовы. Вы можете ответить на вызов с помощью клиента Skype, перенаправить его на мобильный телефон или в голосовую почту, ответить на него с помощью клиента системы мгновенного обмена сообщениями или игнорировать вызов, который через определенное время будет перенаправлен в голосовую почту. Когда я вызвал свой номер Skype по ТфОП, даже мой клиент Lync для Mac его заметил и выдал сообщение о вызове, словно это был обычный вызов по локальной телефонной сети общего пользования (см. экран 7).

 

Сообщение о вызове в клиенте
Экран 7. Сообщение о вызове в клиенте

Немного о голосовой почте: сам по себе Skype для бизнеса не предоставляет службы голосовой почты, их обеспечивает продукт Exchange Unified Messaging. На сегодня Exchange UM не поддерживается при использовании при вызовах Skype по ТфОП, но я уверен, что в следующей версии Microsoft реализует эту функцию.

Выполнение и получение вызовов в «облаке»

На моих тестах звонки по ТфОП через Skype для бизнеса Online в «облаке» работали точно так же, как звонки по ТфОП с локальным Skype для бизнеса. Единственным отличием было отсутствие серверов-посредников или иных локальных серверов или служб, требующих настройки. С моей стороны требовались лишь минимальные усилия по администрированию. Столь же успешно выполнялись исходящие вызовы. Политика голосовой связи по умолчанию, применяемая к прежним пользователям ТфОП, позволяет организовать групповые вызовы (https://support.office.com/en-US/article/Skype-for-Business-Lync-team-call-group-e8be7b09-1afb-4b4f-92f7-d5ba2226419b), делегировать доступ (для вызова начальника или администратора, когда секретарь или помощник принимает или совершает звонки) и передавать звонки от одного пользователя другому. На сегодня нельзя приостанавливать звонки, но можно переводить их на удержание, а потом возобновлять (см. экран 8).

 

Перевод на удержание звонка
Экран 8. Перевод на удержание звонка

Я не проводил исчерпывающего тестирования, чтобы выяснить, существуют ли ограничения на вызовы (и если существуют, то какие), встроенные в политики, применяемые к исходящим звонкам ТфОП. Впрочем, я уверен, что на каком-то этапе они будут документированы. Следует отметить, что, как и в случае с большинством служб Office 365, пользователь не может изменить политику, полученную от Microsoft, а также отключить функции или перенастроить параметры. Технически для Microsoft нетрудно создать несколько объектов политики и задействовать их для назначения различных наборов функций разным группам пользователей (например, одна политика может разрешать звонки внутри страны, а другая — как внутренние, так и междугородные звонки), но, думаю, такие изменения будут внесены после того, как пользователи поработают со службой некоторое время.

В целом безупречная интеграция звонков ТфОП со Skype для бизнеса Online производит впечатление. В прошлом компания Microsoft предпринимала вялые попытки «облачной» интеграции ТфОП, полагаясь на партнеров, похоже, не понимавших преимуществ для бизнеса от такой интеграции. Технология существует лишь в предварительной версии, но, учитывая огромный спрос на интеграцию ТфОП со стороны исключительно «облачных» клиентов Office 365, рабочую версию ожидает успех. Также полагаю, что Microsoft попытается ускорить внедрение продукта, стараясь заинтересовать партнеров, клиентов и группы внутренних продаж и обслуживания. Поэтому всем заинтересованным в знакомстве с его функциональными возможностями я советую подписаться на предварительную версию и приступить к тестированию, чтобы оценить соответствие службы своим потребностям.

Купить номер с этой статьей в PDF