Большинство руководителей, думаю, согласятся, что в век «облачного» проектирования и мобильности динамичные и новаторские компании имеют значительные преимущества в конкурентной борьбе. Однако преимущество, которое получает тот, кому удалось сделать первый шаг, перестало быть решающим. В прошлом ранний выход на рынок весил немало, но теперь положение изменилось. Барьеры для конкурентного входа рухнули. Реальные дивиденды приносит не появление на рынке в обход конкурентов, а способность быстро выпускать новые версии, учитывая рабочие показатели и отклики потребителей о службе или продукте. Пользователи, неизменно удовлетворенные выбранным продуктом, не покидают своего поставщика. Кто-то другой может быть первым на рынке, но в конечном итоге побеждает тот, кто успешно обновляет версии.

Рассмотрим сопутствующие изменения в сфере разработки программного обеспечения: Microsoft объявила о стратегическом перепозиционировании своих внутренних систем и внешних механизмов доставки на основе модели «облако и мобильность в первую очередь». Таким образом, компания отходит от многолетнего цикла выпуска. В ходе этих важных перемен компания заметно усовершенствовала телеметрию в своем инструментарии, чтобы точнее оценить особенности использования программного обеспечения, а также наладить связь между потребителями и группами разработчиков. В результате у Microsoft появилась возможность быстрее реагировать на изменения предпочтений индивидуальных потребителей и компаний.

Вывод отсюда следующий: при попытке удовлетворить (или превзойти) ожидания потребителей успех часто определяется не первым шагом, а быстротой применения получаемых знаний в последующих версиях.

Непрерывное совершенствование — ключ к успеху

Идея эволюционирующей, итеративной разработки с использованием самоорганизующихся кросс-функциональных групп, ведущих проект от первоначального замысла до выпуска продукта, не нова. Стремление быстро создать минимально жизнеспособный продукт (MVP) с базовым набором функций, чтобы получить немедленный отклик от партнеров и потребителей, а затем активно совершенствовать проект, похоже, стало корпоративным правилом. Корни MVP и гибкой методологии проектирования восходят к началу эры персональных компьютеров.

Превосходным образцом ранней итеративной методологии был процесс Joint Application Development (JAD). В начале своей карьеры я прошел подготовку в качестве координатора JAD. JAD появился в конце 1970-х как метод ускорения проектирования ИТ-систем и платформ путем вовлечения в процесс всех основных заинтересованных лиц, от конечных пользователей до разработчиков, от потребителей до руководителей, ответственных за принятие решений в бизнесе. Идея заключалась в создании среды, в которой небольшие группы могли обсуждать, проектировать и строить прототипы новых продуктов и систем. Основные сотрудники, принимающие решения, в сущности, изолировались в помещении с координатором проекта и одним-двумя ведущими разработчиками. Вместе они определяли общее видение и цели, технические требования и начальный проект, а затем разрабатывали минимально жизнеспособный продукт. Эта модель не универсальна, но успешно применяется при разработке новых пользовательских интерфейсов и моделей процессов для более сложных систем и решений, где требуются утверждения от различных групп и бизнес-подразделения.

В течение нескольких лет, применяя эту методологию, я понял, что ключ к успешной реализации JAD — прийти к согласию относительно не только пользовательского интерфейса, но и всеобъемлющего взаимодействия с пользователями (пользовательский интерфейс — лишь малая его часть).

Акцент на всеобъемлющее взаимодействие

В чем различие между пользовательским интерфейсом и взаимодействием с пользователем? По сути, это различие между презентацией и функцией. Главное в проектировании интерфейса — учесть визуальные особенности сайта (кнопки, графическое оформление, баннеры и т. д.). Во взаимодействии с пользователем важнее полезность, простота использования функций или логическая последовательность страниц и усилиение ощущения удовлетворенности пользователя. На многих веб-сайтах и в программных продуктах пользовательский интерфейс (шрифт, цветовая схема, вид и навигация) проектируется без учета взаимодействия с пользователями (их местонахождение, каким образом пользователь следует по последовательности страниц и логические действия, предпринимаемые им в зависимости от того, что он обнаружит).

Если вам кажется, что ваша компания отстает в организации взаимодействия с пользователями, то вы не одиноки. Например, при построении корпоративной сети на такой платформе, как SharePoint, специалисты большинства компаний излишне полагаются на заложенные в ней возможности взаимодействия с пользователем и не дают себе труда задуматься, подходят ли типовые настройки для пользователей или клиентов. Сегодня все больше компаний рассматривают возможность перехода от локальных развертываний к «облачным» и гибридным решениям (как правило, при несоответствии между локальной и «облачной» функцией), поэтому понимание задачи всеобъемлющего взаимодействия с пользователем приобретает критическую важность.

Спросите себя, в какой мере ваши конечные пользователи были вовлечены в проектирование и развертывание текущей системы? Взаимодействие с пользователем, без сомнения, ключ к успешной совместной работе. Если ваша среда слишком сложна (или же слишком проста), пользователи обратятся к другим средствам для выполнения своей работы. Если принадлежащая им информация исчезает, если перемещения по интерфейсу организованы небрежно, если трудно заставить работать поиск, то количество желающих воспользоваться вашей средой будет ничтожно мало и ваши усилия по проектированию пропадут даром. Без активного участия пользователей вы не будете учиться на ошибках и не сможете подготовить новые версии. Взаимодействие с пользователями напрямую связано с новациями.

Активируем взаимодействие с пользователем

Существует несколько автоматизированных решений, которые могут значительно повысить эффективность вашей среды. Среди способов улучшения взаимодействия с пользователем — решения для рабочих процессов, форм и мобильности. Рабочий процесс не случайно является основным средством повышения эффективности труда в таких средах для совместной работы, как SharePoint. Он позволяет дублировать взаимодействие с пользователем ключевых бизнес-процессов и захватывать даже наиболее сложные процессы. Аналогично, назначение и поведение форм интуитивно понятно пользователям: в них нужно ввести данные и отправить. В сочетании с рабочим процессом возможности форм могут быть очень широкими. Продуманно составленные, они могут быть полезны пользователям при выполнении всех этапов сложных бизнес-задач.

Конечно, сотрудники хотят использовать возможности рабочих процессов и форм на всех своих устройствах. Но их желания часто идут дальше обращения к веб-странице через мобильный браузер. Им нужно взаимодействие, учитывающее особенности устройства и решаемой задачи. Гибкий дизайн стал применяться в середине 2000-х как средство для оптимизации просмотра и взаимодействия с веб-сайтами, чтобы при изменении ориентации устройства или размеров браузера (либо при просмотре страницы на меньшем устройстве) менялись пропорции сайта и формат текстовых изображений. С помощью гибкого веб-дизайна можно решать некоторые простые задачи организации взаимодействия с пользователями, но в средах с более широким коллективным общением, таких как SharePoint, пользователи предпочитают специализированные решения для конкретных сценариев, разработанные для их устройств.

Мобильность не сводится к переходу к гибкому дизайну в предположении, что пользователи будут обращаться к важнейшим деловым задачам через мобильные устройства. И все же именно этому подходу следует большинство компаний, обеспечивая доступ через мобильные устройства ко всему, что сделано на настольном компьютере. Для организации взаимодействия с пользователем требуется полностью переосмыслить все стороны мобильного общения и проектировать приложения, инструментарий и контент специально для мобильных сценариев.

Например, рассмотрим средство отслеживания затрат. Вряд ли удастся сформировать полный отчет о затратах в форме, подходящей для мобильного устройства, так зачем телефонному приложению те же функции, что и в полном настольном приложении? Вместо этого подумайте о действиях, которые пользователи смогут выполнять на своем телефоне: делать снимки квитанций и передавать сведения о затратах при покупке в «облако», откуда впоследствии их можно извлекать и вставлять в полный отчет.

Отличный пример компании, которая практически внедряет эти идеи, — Colligo (http://www.colligo.com/), давний независимый поставщик программного обеспечения для SharePoint. Colligo была одной из первых компаний, разработавших собственные решения SharePoint для устройств iOS и Windows. Пользователи могут просматривать, изменять и синхронизировать контент между своими устройствами и средой SharePoint, вместо того чтобы выполнить обычную регистрацию в SharePoint через браузер, прокручивать экран и искать данные с применением приемов взаимодействия с пользователем, не предназначенных для этого устройства. Программисты Colligo тщательно проанализировали типичные действия пользователей SharePoint и организовали взаимодействие специально для таких сотрудников. В этом главное условие успешного проектирования взаимодействия с пользователем.

Будущее взаимодействия и совместной работы

Какое значение имеет проектирование взаимодействия с пользователем и необходимо ли тратить на него время, деньги и ресурсы? Компания Microsoft явно сделала интерфейс пользователей центральным элементом своей стратегии Office 365 и SharePoint при создании порталов NextGen, которые представляют собой исчерпывающие решения на основе SharePoint и более широкой платформы Office 365. Порталы строились с учетом отзывов пользователей на типовые сценарии платформы в сочетании с «облачными» изменениями. На состоявшейся в мае конференции Microsoft Ignite Conference группа разработчиков продукта рассказала об акценте на взаимодействии с пользователем в стратегии построения порталов NextGen.

  • Интеллектуальность — предоставление персонализированной информации пользователям.
  • Социальность — интеграция социального взаимодействия, позволяющая стимулировать активное участие сотрудников.
  • Мобильность — упрощение доступа и пользования контентом с любого устройства.
  • Готовность — помощь конечным пользователям в освоении функциональных и визуально насыщенных решений.

Конечно, ни одно решение не может быть универсальным. Поэтому в компаниях необходимо организовать регулярные обсуждения с пользователями, администраторами и другими заинтересованными лицами, чтобы понять, в какой мере решения и сайты соответствуют требованиям бизнеса (или, наоборот, почему они мешают эффективно трудиться). Как отмечалось выше, методология JAD может не подходить для многих ситуаций, но это полезный инструмент для быстрого сбора и прогнозирования бизнес-требований от множества пользователей, принадлежащих к различным группам. Другой метод — сделать эти обсуждения частью модели управления ИТ-изменениями, предоставив канал, через который пользователи могут направить отклик о существующих системах и инструментах, поделиться впечатлениями об эффективных и неудачных подходах.

Независимо от методологии, взаимодействие с пользователем должно быть приоритетом в процессе разработки и развертывания корпоративных решений. Чем больше конечных пользователей задействовано (то есть работают с предоставленными вами инструментами), тем больше вы узнаете о том, как они используют инструменты и какие аспекты взаимодействия можно улучшить. Чем больше рабочих нагрузок автоматизировано и оптимизировано, тем шире возможности пользователя на рабочем месте, выше активность новаций и их ценность для бизнеса.

Автоматизация и взаимодействие с пользователем должны быть ключевыми объектами внимания в рамках общей бизнес-стратегии, с использованием рабочих процессов и форм для оптимизации сложных бизнес-операций. Точно так же следует подходить к мобильности, как к расширению взаимодействия с пользователем — не полагаясь на стандартные возможности браузера, но работая с конечными пользователями над совершенствованием взаимодействия и тесно интегрируя инструменты с бизнес-процессами. Таким образом весь ваш бизнес станет более динамичным и новаторским.

Купить номер с этой статьей в PDF