Реклама

Если вы живете не в глухом лесу, то наверняка заметили, что Microsoft радикально изменила линию поведения и предпринимает решительные шаги, чтобы отвоевать свои позиции на рынке, поддержать разработчиков и не только восстановить доверие пользователей, но и обеспечить приоритетную платформу для потребителей и предприятий. Чтобы оценить масштабы изменений, произошедших в Microsoft за истекший год под руководством Сатьи Наделлы, достаточно вспомнить некоторые заявления представителей компании, прозвучавшие на конференции BUILD в Сан-Франциско, или посмотреть, как аналитики Уолл-стрит реагируют на более динамичную и гибкую Microsoft. Однако компания едва ли сможет привлечь внимание потребителей, если ничего не будет предпринимать для решения известной проблемы, продолжающей вредить бренду Microsoft, а именно для борьбы с вредоносными программами.

Недавно у нас дома приключилась следующая печальная история. Моя жена в течение нескольких дней упоминала о вредоносной программе на своем ноутбуке. Вчера, находясь возле нее в тот момент, когда она просматривала свою почту Gmail в браузере Chrome, я смог лично убедиться в серьезности ситуации. Внезапно появилась новая вкладка со звуковым сообщением о том, что компьютер заражен вирусами, и поэтому надо позвонить по указанному номеру и вызвать специалиста для устранения проблемы. Закрыть эту вкладку не удавалось никакими средствами. Нечего и говорить, что я был вне себя от ярости.

С момента последнего фиаско с Chrome и вредоносными программами я пользуюсь утилитой Malwarebytes (это антивирус) на обоих «семейных» компьютерах. Поэтому представьте мое удивление, когда Malwarebytes не обнаружила на компьютере жены никакого вредоноса, даже после полного сканирования.

Впрочем, очень быстро я обнаружил у Chrome нежелательное расширение по имени proizecoup0 n, избавиться от которого оказалось чрезвычайно трудно. Оно внедряет стороннюю рекламу на посещаемые вами сайты и, странным образом не нарушая закон, загружает вредоносные программы на взломанную систему без разрешения пользователя.

Конечно, я сделал все, чтобы удалить это расширение. Затем я три раза просмотрел панель управления, модуль «Установленные программы» на предмет чего-либо необычного и запустил еще один цикл сканирования компьютера. Помня свой печальный опыт с чрезвычайно низкой защитой Chrome, я выполнил перезагрузку.

После повторного входа расширение proizecoup0n было тут как тут, в списке загруженных расширений. Что и говорить, Google не выдерживает никакой критики, когда речь идет о безопасности его собственного браузера, если такие вредоносные подключаемые модули могут вновь развертываться даже после явного удаления пользователем. В конце концов я перевел Chrome в «Режим разработчика» (установив флажок в верхней части страницы «Расширения») и увидел, что данное расширение загружается из папки C:\Program Data\. Удалив эту папку, я наконец избавился от расширения раз и навсегда.

Описанный случай — не просто досадный инцидент. Это то, с чем пользователям Windows все чаще приходится сталкиваться. И не похоже, чтобы ситуация улучшалась.

Рекламное программное обеспечение

Рекламное программное обеспечение — это вредоносные программы под прикрытием закона. Некогда навязывание вредоносных программ (то есть программ, получающих доступ к данным пользователя) ничего не подозревающим людям, по крайней мере, считалось преступлением. Теперь это уже не так. Сегодня юридически грамотные создатели вредоносных программ заручаются поддержкой адвокатов и распространяют свое программное обеспечение, позиционируя его как полезное.

Те, кто создает, распространяет и рекламирует свои продукты через подобные программы — просто вредители. Возможно, было бы преувеличением поставить этих людей в один ряд с аферистами, бессовестно обманывающими пенсионеров, или работорговцами. Однако ничуть не лучше поступают те, кто навязывает рекламное программное обеспечение ничего не подозревающим пользователям, задействуя любые лазейки в социальной структуре и откровенно нарушая закон в надежде уйти от наказания, и все это единственно из желания «делать деньги» и без какого-либо сочувствия к своим жертвам. Я считаю, что создатели рекламного программного обеспечения, как и их адвокаты, отличаются прежде всего тем, что совершают правонарушения под благородной вывеской «оказания услуг», призванных помочь людям, тогда как аферисты и работорговцы, по крайней мере, не выдвигают ложных тезисов о «помощи» своим жертвам.

Задача для Windows 10

Windows 10 не найдет отклика у пользователей, если не будет защищена от рекламного программного обеспечения. Новую операционную систему ожидает большой успех. Тот факт, что пользователи Windows 7 и следующих версий смогут бесплатно обновиться до Windows 10, свидетельствует о резком изменении общей концепции Microsoft. Очевидно, что обновление до Windows 10 сделано бесплатным для того, чтобы стимулировать переход предприятий и индивидуальных потребителей на новую объединенную платформу, которая позволит разработчикам завоевывать внимание пользователей и тем самым поможет Microsoft закрепить свои позиции на рынке с новой, оптимизированной версией Windows.

Но если основная часть пользователей перейдет на Windows 10 так быстро, как надеются в Microsoft, то за ними обязательно последуют рекламное программное обеспечение, «программный мусор» и вредоносные программы. Это резко ухудшит впечатление от новой операционной системы и снизит доверие потребителей и предприятий к Microsoft. Итак, у Microsoft есть два варианта. Либо компания будет рассчитывать на то, что Windows уступит Apple достаточную долю рынка, чтобы устройства Mac также стали мишенью рекламных и вредоносных программ. Это «уравняет шансы», и Windows больше не будет выглядеть так скверно по сравнению с Mac. Либо же Microsoft займет жесткую позицию противостояния всем видам вредоносных программ и возьмет на себя инициативу в обеспечении защиты и безопасности пользователей Windows.

Для этого, однако, придется изменить всю «экосистему». В качестве первого шага Microsoft должна убедить партнеров и поставщиков оборудования продавать системы Windows 10 только в рамках программы Windows Signature Edition Program (то есть компьютеры, свободные от всяческого «мусора», добавляемого поставщиками). Кроме того, Microsoft необходимо отказаться от объединения собственных приложений, своим примером побуждая и других игроков отрасли делать то же самое: одно приложение — одна установка. Наконец, необходимо начать преследовать в судебном порядке поставщиков рекламного программного обеспечения (от имени пользователей Windows) и полностью устранить финансовые мотивы, побуждающие этих вредителей наживаться на пользователях Windows за счет бренда Microsoft. Если все эти усилия не будут предприняты, боюсь, что, несмотря на все достоинства Windows 10 и «новой» Microsoft, компания будет продолжать стоять перед вечной проблемой завоевания доверия клиентов.

Купить номер с этой статьей в PDF