Параметр reply-all («Отве­тить всем») чрезвычайно удобен, если используется правильно (как и всякий инструмент). В противном случае результатом может стать хаос в электронной почте. Поток ответов необходимо остановить. Для решения этой задачи лаборатория Microsoft Research представила надстройку Outlook, которая, впрочем, будет полезна только пользователям Outlook. Однако для подключения к Exchange широко применяются и другие клиенты.

Спустя 16 лет после того, как параметр Reply All стал самой коварной ловушкой для пользователей, отсылающих почтовые сообщения людям, для которых они совсем не предназначены, лаборатория Microsoft Research выпустила надстройку для Outlook (research.microsoft.com/en-us/downloads/60860f41-88ab-4bb4-8104-765feca9cfed/) под названием NoReplyAll, чтобы запретить получателям использовать параметры reply, forward и reply all для полученных сообщений. Надстройка существует довольно давно, а последняя версия 3.14 была выпущена 2 августа 2013 года. Это часть работы, выполняемой специалистами Microsoft Research для настольных систем (подробную информацию можно найти на форуме поддержки https://social.microsoft.com/Forums/en-US/home? forum=researchdesktop).

Возможно, я неоправданно сурово обвинил Outlook в обрушившемся на нас бедствии в виде reply all. Другие клиенты электронной почты располагали этой функциональностью до появления Outlook 97, но, учитывая широкое распространение Outlook, можно с уверенностью предположить, что многим пользователям Outlook приходилось испытывать неприятное чувство, что они только что напрасно поделились со всеми участниками большого списка рассылки чем-то очень личным. Или стали причиной «почтового шторма».

Сотрудникам Microsoft свойственны те же слабости, что и всем, и я уверен, что проект Microsoft Research — реакция на происшествия в компании, в результате которых почтовые сообщения оказывались в совершенно неподходящих местах. Это не единственная попытка решить проблему. Другой пример — инструмент Reply All Reminder (http://www.codetwo.com/freeware/outlook-reply-all-reminder/) компании Code Two Software.

Конечно, Microsoft давно использовала технологии управления информационными правами IRM (сведения о способах применения IRM внутри Microsoft относятся к Office 2003 (http://technet.microsoft.com/en-us/library/dd277323.aspx)) для защиты конфиденциальных сообщений. Эффективность IRM очень высока, но для планирования, развертывания этого решения и управления им требуется много административных усилий, поэтому его успех на рынке оказался не таким, как можно было ожидать. Конечно, IRM внутри Office 365 проще (http://technet.microsoft.com/en-us/library/jj983436%28v=exchg.150%29.aspx), так как Microsoft заложила внутренние механизмы выполнения трудоемких задач. Будет интересно посмотреть, получит ли технология более широкое распространение в ближайшие несколько лет.

В любом случае надстройка совместима с 32- и 64-разрядными версиями Outlook 2010 и 2013 при подключении к серверу Exchange (локальному или в «облаке»). Основная функция этой надстройки — добавить несколько кнопок на ленту Outlook, чтобы помешать пользователям отвечать всем получателям вашего сообщения или пересылать его и т. д. В надстройке используется функция Outlook и Exchange, более компактная, нежели управление правами на доступ к данным, но не представленная в существующем пользовательском инструменте. Надстройка дополнена проверкой для типичных ошибок в электронной почте, например пропуска вложений и строки темы.

Это очень удобная функция, а ее реализация проста. На панели меню Outlook появляются три новые кнопки для отмены параметров reply, forward и reply-all для сообщения. Можно также назначить набор параметров по умолчанию. Существует ограничение: параметры блокирования ответов и пересылки применимы только к сообщениям, созданным в отдельном окне; их нельзя применить к ответам, созданным в тексте. Параметры блокировки очень успешно применяются для полученных сообщений, если получатель работает с Outlook. При попытке задействовать блокированные параметры выдается сообщение об их недоступности. Конечно, это не IRM, поэтому получатели могут вырезать и вставить текст из сообщения и отправить его третьему лицу, но для этого необходимо произвести отдельное действие (надеюсь, продуманное).

Может возникнуть вопрос, почему компании Microsoft потребовалось так много времени, чтобы найти решение для проблемы, которая ежегодно затрагивает огромное число пользователей. Проблема с любыми методами защиты контента, передаваемого в сообщениях электронной почты, состоит в том, что сравнительно просто найти действенный механизм для одного клиента, но чрезвычайно сложно решить задачу, если клиентов много. Хотя компании Microsoft удалось упростить использование IRM с Exchange Online, защищенные с помощью IRM сообщения по-прежнему нельзя прочитать на всех клиентах EAS (исключение составляет Windows Phone).

«Функция, встроенная в Outlook и Exchange» ясно указывает, что задействованы свойства MAPI. Я просмотрел несколько сообщений с применением MFCMAPI, пытаясь выяснить, какие элементы управления используются, но секреты оказались надежно скрыты в темных глубинах MAPI. Полнофункциональные клиенты MAPI, такие как Outlook, учитывают свойства MAPI, но этого нельзя сказать о клиентах, в которых применяются другие протоколы, поскольку эти протоколы даже не всегда поддерживают соответствующий интерфейс. Поэтому мне удалось ограничить сообщения, отправляемые пользователям Outlook, но получатели, читавшие сообщения в клиентах Exchange ActiveSync (EAS), Outlook for Mac (на основе Exchange Web Services — EWS) и Outlook Web App, могли дружно игнорировать мои пожелания.

Поэтому, если бы разработчики Microsoft хотели ограничить возможность получателей сообщения отвечать всем, то пришлось бы обновить протоколы EAS и EWS, а затем предоставить новые версии Outlook, Outlook Mobile (Windows Phone), Outlook for Mac и Outlook Web App, чтобы реализовать настройки. И это только начало, так как пока неясно, сколько версий клиентов предстоит модернизировать. Как известно, развертывание нового клиентского программного обеспечения, особенно для настольных систем, — трудоемкая процедура, и функция не принесет большой пользы, пока поддерживающие ее клиенты не будут развернуты повсюду.

Другая проблема заключается в необходимости предусмотреть меры для применения блокировок при пересечении сообщениями границы организации Exchange. С другой стороны, не всегда бывает важно убедиться, что внешние получатели не могут ответить или переслать сообщение. После того как сообщение покинет пределы вашей организации, уже другие люди будут заинтересованы в сохранности информации. Вероятно, потребуется немало времени, чтобы достичь соглашения между многочисленными поставщиками о передаваемых флагах и способах их обработки.

Microsoft может внести все необходимые изменения на своей стороне, обновив свои клиенты, но миллионы мобильных клиентов EAS на таких устройствах, как iPhone, останутся в неведении относительно ограничений. В сущности, Microsoft совершенно не контролирует, как лицензиаты EAS включают EAS в свои клиенты, и большинство поставщиков мобильных устройств сосредоточивают внимание на возможностях своих клиентов создавать, отправлять и получать почтовые сообщения, работать с задачами и контактами, но не более.

NoReplyAll — интересный исследовательский проект, но, боюсь, он им и останется. К сожалению, каким бы сильным ни было наше желание решить проблему reply-all, приходится учитывать слишком много изменчивых обстоятельств.