К концу 2014 года процесс многолетнего снижения продаж персональных компьютеров, наконец, приостановился, что сделало этот год поворотным для данной индустрии. В четвертом квартале было продано свыше 80 миллионов компьютеров – отметка, достигнутая впервые за весь год. Как всегда, рынок персональных компьютеров анализировался по данным IDC и Gartner.

Посмотрим на цифры: за четвертый квартал 2014 года по всему миру было продано 82,3 млн. персональных компьютеров, то есть примерно столько же, сколько в третьем квартале 2013 года (82,8 млн.). Всего за год было продано 312,2 млн. персональных компьютеров, что всего лишь на 1,13% меньше, чем в 2013 году (315,8 млн.).

Вот первая пятерка ведущих производителей персональных компьютеров:

Lenovo. За 4-й квартал 2014 года продано 16,15 млн. персональных компьютеров (19,7 % рынка).

HP. За 4-й квартал 2014 года продано 15,8 млн. персональных компьютеров (19,2 % рынка).

Dell. За 4-й квартал 2014 года продано 10,8 млн. персональных компьютеров (13,1 % рынка).

Acer. За 4-й квартал 2014 года продано 6,4 млн. персональных компьютеров (7,6 % рынка).

ASUS. За 4-й квартал 2014 года продано 5,95 млн. персональных компьютеров (7,3 % рынка).

Анализируя возрождение рынка персональных компьютеров, стоит отметить следующие факты.

Преобладание мобильных персональных компьютеров. По данным Gartner, продажи ПК в четвертом квартале 2014 года выросли в основном за счет мобильных устройств, включая обычные, тонкие и легкие ноутбуки и устройства «два в одном».

Ставка на недорогие персональные компьютеры. По данным Gartner, недорогие (от 200 до 300 долл.) ноутбуки «стимулировали продажи». В отчете IDC говорится о том же и отмечается, что развитие рынка подогревалось спросом на дешевые системы, в частности Chromebooks, а также продвижением персональных компьютеров на базе Windows 8 with Bing (это и есть упомянутые устройства не дороже 300 долл.).

Спрос на трансформеры. Неприятие Windows 8 осталось в прошлом, и спрос на тонкие и легкие ноутбуки и устройства типа «два в одном» (ноутбуки со съемным или складываемым экраном) неуклонно растет, говорится в отчете Gartner. «Персональные компьютеры сегодня более привлекательны и конкурентоспособны», — вторит IDC.

Потребители возвращаются к персональным компьютерам. Одной из причин падения продаж ПК за последние несколько лет стало то, что потребители, которые не восприняли Windows 8, обратили внимание на интересные модели смартфонов, планшетов и промежуточных устройств. Сегодня потребители вновь покупают персональные компьютеры, отчасти потому, что «рынок планшетов насытился». По данным IDC, покупательский спрос постепенно возвращается.

Замедление продаж устройств бизнес-уровня. По данным IDC, в 2014 году, соразмерно затратам на приобретение персональных компьютеров на потребительском рынке, продажи устройств бизнес-уровня замедлились.

И еще два замечания по данной теме. Согласно выводам Gartner, на формирующемся рынке смартфоны по-прежнему интересуют потребителей как первичные персональные вычислительные устройства: «Пользователи сфокусированы на потреблении информации или на конкретных задачах, для решения которых достаточно функций смартфона. Располагая ограниченными средствами, покупатели сдерживают продажи персональных компьютеров, если не видят в этом прямой нужды, таким образом лишая потребительский рынок привычного блеска».

На рынке персональных компьютеров в Соединенных Штатах картина несколько отличается: в первую пятерку производителей персональных компьютеров в четвертом квартале 2014 года вошли HP (5,3 млн. устройств, что составляет 30% рынка), Dell (4,1 млн./23,2%), Apple (2,15 млн./12,5%), Lenovo (1,8 млн./10,2%) и Toshiba/ASUS (~1,2 млн./6,7%). В пятерке лидеров HP продемонстрировала наиболее быстрый рост продаж персональных компьютеров по сравнению со всеми остальными (ежегодный прирост составил 26%). Следует отметить, что HP ликвидировала отставание от Lenovo по объему продаж персональных компьютеров по всему миру. Сможет ли эта компания вновь утвердиться на лидерских позициях?

Купить номер с этой статьей в PDF