Мне кажется, что после шести месяцев активного использования сети Office 365 Community на основе Yammer компании Microsoft я в достаточной мере овладел технологией и понял, насколько ценна она для пользователей. С одной стороны, Yammer превосходно справляется с задачей соединения потребителей с Microsoft. С другой стороны, неясно, какое место занимает Yammer в общей структуре взаимодействия, которую Microsoft хотела бы видеть развернутой у своих клиентов. Это покажет время.

Я уже писал о своих впечатлениях об использовании сети Office 365 Community на основе Yammer и пришел к выводу, что это технология, для которой еще предстоит найти применение. Недавние события, такие как появление Office 365 Groups, вовсе не облегчают поиска лучшего способа коммуникаций, учитывая широкий выбор методов, доступных пользователям.

С появлением Office 365 Groups возникли сомнения относительно будущего Yammer (research.gigaom.com/2014/09/microsoft-rolling-out-groups-in-office-365-the-end-of-yammer/). Уход главного управляющего и других руководителей, казалось, свидетельствовал о конце Yammer. Не уверен, что эта догадка верна, ведь пока не видно признаков, что Microsoft отказывается от Yammer и заменяет его на Groups.

Но вернемся к набору функций: работая с Yammer с июля 2014 года, я обнаружил два положительных аспекта в использовании технологии компанией Microsoft. Во-первых, это более удачный способ взаимодействия с клиентами, чем старые форумы TechNet. Я проводил в сети Yammer Office 365 Community (www.yammer.com/itpronetwork/#/threads/company?type=general), насчитывающей на сегодня более 43 000 членов, много времени, чтобы узнать о таких предметах, как Office Delve, и по мере сил отвечать на вопросы в группе Exchange IT Pro. Во-вторых, очень полезен компонент YamJams, с помощью которого пользователи могут напрямую задавать вопросы и получать ответы от разработчиков Microsoft. В результате возникает множество интересных дискуссий. Microsoft применяет этот подход, чтобы ознакомить пользователей с новыми функциями, такими как Groups, и получить идеи для будущего мероприятия Ignite.

Специалисты Microsoft извлекают информацию из каждого взаимодействия и публикуют ее в Интернете, и вы можете познакомиться с обсуждаемыми темами, взглянув на эти документы. Например, можно найти ссылки на заметки об Ignite YamJam (www.yammer.com/itpronetwork/uploaded_files/25386330?threadId=454416614) и о Delve (www.yammer.com/itpronetwork/notes/1493949).

Любые меры, облегчающие клиентам общение с инженерами, должны приветствоваться. Инженерам полезно получить отзывы от настоящих пользователей, не отфильтрованные службой маркетинга. Пользователи могут поделиться своим мнением о технологии. От лучшего понимания проблемы выигрывают все. Удручает лишь отсутствие развития Yammer в последнее время. Типичные жалобы, которые раздавались год тому назад, слышны и сейчас. Рассмотрим некоторые из наиболее распространенных проблем.

  • Не существует способа обратиться к дискуссиям Yammer в автономном режиме или сохранить автономный архив прошлых обсуждений (как серверные папки Outlook реплицируются в OST). Когда вы подключаетесь к сети, сообщения пересылаются и отображаются в группе, но все это в отсутствие контекста, предоставляемого предыдущими сообщениями (если только все они не собраны в электронной почте).
  • В веб-интерфейсе, используемом с Yammer, трудно отслеживать разговор. Думаю, это верное замечание. Слишком много белого пространства и данных, которые могут быть скрыты, окружают контент, хотя, по моему мнению, акцент в интерфейсе следовало сделать именно на нем.

Ошибочное указание числа новых сообщений во входном ящике Yammer тоже вызывает досаду у всякого, кто работал с электронной почтой так же долго, как я. Кроме того, мне не нравится способ управления цепочками разговоров в Yammer. Например, невозможность переместить всю цепочку из одной группы в другую (более подходящую) выглядит странно. Можно сделать разговор общим с другой группой, но это не совсем то, что нужно.

Однако если вам не нравится веб-интерфейс, существуют клиенты Yammer для iOS, Android, Windows Phone (about.yammer.com/product/mobile/ios/) и несколько для Mac (basilsalad.com/productivity/comparison-yammer-client-mac/).

Подозреваю, что недостаток интеграции между Yammer и Outlook — корень многих жалоб относительно веб-интерфейса. Можно получать обновления, которые пересылаются по электронной почте и отображаются в Outlook, и применить фильтр Outlook, передавая сообщения в различные папки (где они будут доступны в автономном режиме). Но это нельзя назвать продуманной интеграцией. Возможно, улучшения появятся в следующей версии Outlook, выход которой ожидается в конце 2015 г.

Я могу посоветовать вот что: если вы используете Outlook для пересылки сообщений в разговоры Yammer, полезно изменить автоподпись и добавить два символа дефиса в строке над информацией об автоподписи (webster.net.nz/2014/09/email-auto-signature-emailed-posts-and-replies-to-yammer/), чтобы не пересылать эти данные в Yammer. Базы данных почтовых ящиков и без того перегружены дублированными и ненужными автоподписями. Дополнительные рекомендации по взаимодействию с Yammer через электронную почту приведены в публикации по адресу blogs.msdn.com/b/microsoft_press/archive/2014/12/08/from-the-mvps-working-as-a-network-yammer-as-a-distribution-group.aspx.

  • В Yammer много «шума» и слишком много материалов, не представляющих ценности. Здесь у нас целых две жалобы. Yammer может высылать огромное количество уведомлений о множестве разнообразных событий, происходящих в группе или в сети. Пользователям предоставляется возможность отменить уведомления, чтобы получать только представляющие интерес. Другая проблема связана с компетентностью мнений, высказываемых в ходе обсуждения. Yammer — социальная сеть, а социальные сети есть социальные сети. Нередко встречаются плохие и даже просто бессмысленные комментарии — как в обменах по электронной почте (вспомните бессмысленные ответы «я тоже» в больших группах рассылки). Возможно, природа социальных сетей такова, что в них пользователи выражают такие мнения, от высказывания которых воздержались бы в электронной почте. Нам приходилось наблюдать это в группе Facebook для обсуждения Exchange 2013 (www.facebook.com/groups/MSEX2013/). Но со временем люди учатся писать ценные сообщения и узнают, где найти нужную информацию. Именно в таких местах они проводят основное время в сети. Было бы прекрасно, если бы в Clutter появилась аналогичная функция для разделения сообщений в Yammer на важные и не очень важные потоки.
  • В Yammer нет хороших функций поиска. Это верно (отчасти). Иногда бывает трудно вспомнить, где находится публикация в активно используемой сети групп, и в таких случаях незаменима удобная функция поиска. Обычно мне удается довольно быстро найти нужную информацию, но часто в процессе поиска приходится просматривать множество сообщений. Впрочем, трудности с поиском информации в Outlook также порой вызывают досаду. Хорошо бы Microsoft обеспечила единый надежный поиск во всех клиентах и репозитариях.
  • Соответствие нормативным актам — слабое место Yammer. Microsoft много вложила в функции Exchange и SharePoint, обеспечивающие сохранение и извлечение информации по мере необходимости. Но в Yammer эти функции, похоже, отсутствуют. При локальном развертывании можно добавить продукты сторонних поставщиков (такие как Proofpoint Archiver for Yammer (www.proofpoint.com/products/archive-governance/social-platform/yammer.php) или Global Relay Archive for Yammer (www.globalrelay.com/services/archive/yammer)), чтобы решить проблему соответствия нормативным актам, но в Office 365 нет подходящего решения. В заявлении от 31 марта 2014 года (about.yammer.com/yammer-blog/yammer-receives-iso-27001-certification-offers-dpa/) группа разработчиков Yammer сообщала, что работает над соответствием в Yammer, но с тех пор не поступало никаких новостей. Недавнее удачное нововведение — возможность использования учетных данных Office 365 для входа в Yammer (about.yammer.com/yammer-blog/use-office-365-credentials-sign-yammer/). Таким образом, устраняется серьезное препятствие для внедрения в некоторых компаниях.

Как мы видим, на многие жалобы пользователей есть ответы. Со временем Yammer будет лучше интегрирован с другими технологиями Microsoft и шероховатости будут сглажены. Сыграет свою роль и большая компетентность пользователей, которые поймут, какие вопросы лучше задавать в Yammer и куда их направлять. Неплохо было бы также обеспечить контроль над тем, кому разрешено публиковать сообщения в группе All Network (соображения MVP Даррелла Уэбстера на эту тему можно найти здесь (webster.net.nz/2014/12/posting-network-yammer/)). Многие крупные компании не разрешают всем желающим рассылать сообщения по всей компании. Я знаю, что концепция корпоративной социальной сети отличается от электронной почты, но глядя на некоторые высказывания в группе All Network, невольно задаешься вопросом, почему отсутствуют ограничения публикаций только одобренными пользователями. А может быть, такие функции есть, и я просто не нашел их в своих странствиях по Yammer.

Но остается одна проблема: в каких случаях следует развертывать Yammer прежде других возможных вариантов?

Данная проблема сложнее для локальных потребителей, поскольку им приходится платить за Yammer. Это означает, что требуется убедительное бизнес-основание для внедрения социальной сети в компании. Кроме того, инициатива должна быть одобрена руководством, иначе любая попытка убедить сотрудников обмениваться информацией, как подростки делятся подробностями личной жизни в Facebook, обречена на неудачу. Надо сказать, что миллионы людей используют Yammer (techcrunch.com/2013/06/25/a-year-after-microsoft-bought-it-yammer-nears-8m-users-plans-for-deeper-integration-and-a-new-klout-partnership/), эта технология успешно работает в компаниях, готовых выделить ресурсы на внедрение.

Корпоративные планы Office 365 включают Yammer (support.office.com/en-gb/article/Pick-your-enterprise-social-network-Yammer-or-Newsfeed-21954c85-4384-47d4-96c2-dfa1c9d56e66) в набор служб, доступных клиентам. 16 декабря компания Microsoft расширила круг потенциальных пользователей Yammer, добавив в него клиентов, использующих планы для информационных киосков (blogs.office.com/2014/12/16/yammer-enterprise-now-offered-office-365-enterprise-k1-kiosk-plan/). Таким образом, исчезает проблема стоимости приобретения. Несмотря на различия в экономических факторах, клиентам по-прежнему предстоит решить, как использовать Yammer наряду с традиционными группами рассылки. Дополнительную путаницу, возможно, создают новые Office 365 Groups, которые выглядят так, как будто их возможности почти такие же, как у Yammer, и при этом являются более элегантным решением для традиционных групп рассылки. Независимо от выбранного механизма совместной работы, одинаково необходимы экспертные знания, образование и лидеры, чтобы раскрыть информационные кладовые, которые есть внутри компании.

Microsoft обещает интегрировать Office 365 Groups и Yammer. В настоящее время, если запустить команду Get-GroupMailbox для исследования объекта группы, вы обнаружите YammerGroupEmailAddress в свойствах. Это может означать, что электронная почта будет использоваться для интеграции двух сетей; рассылки из дискуссий Yammer можно направить в Group, и наоборот. Будет интересно посмотреть, как пойдет дальнейшее развитие проекта.

Вероятно, в конечном итоге Groups окажутся предпочтительными для клиентов, работающих в основном с электронной почтой в стиле Exchange, а Yammer выберут те, кто реже взаимодействует через электронную почту. Возможно, Microsoft будет позиционировать Groups как «облегченную социальную сеть» для компаний, в основном удовлетворенных группами рассылки, но желающих получить общий календарь и общие файлы из Groups. В этом случае Yammer будет предпочтительным вариантом для компаний с мощными социальными сетями, наделенными функциями аналитики и т.д.

Возможно также, что Microsoft занимается преобразованием технологии Yammer, задействуя такие основные продукты, как Exchange, SharePoint и Active Directory, чтобы создать единую базу программного кода для многих целей. Если это так, то важно, чтобы существующая реализация Yammer была как можно более стабильной при полной смене внутренних механизмов. Именно в этом может быть причина незначительных изменений в последнее время.

Одно несомненно: видимость конкуренции между Yammer и Groups — нездоровое явление. Компании необходимо четко позиционировать две технологии и помочь клиентам разобраться, как и где использовать каждую из них. Я надеюсь, что уроки, извлеченные из опыта с Yammer, будут применяться в разработке Groups. Учитывая масштаб Office 365 и резко различающиеся требования к обмену данными у разных клиентов, существует достаточное пространство для обоих продуктов или интегрированного решения, которое послужит многим целям.

Купить номер с этой статьей в PDF