Реклама
Закрепить успех

К концу 2014 года стало ясно, что стратегия mobile first, cloud first («мобильность и «облако» — в первую очередь») определила главную тенденцию года. Оглядываясь назад, мы будем вспоминать ее как своеобразную точку перехода от локальных и основанных на персональных компьютерах методов работы к новому способу вычислений. Неторопливой компании Microsoft удалось невиданное преображение. Но главный вопрос в том, поддержит ли новое направление огромная армия ее клиентов.

Со временем мы это узнаем. Существуют явные признаки того, что нам предстоит еще долго обсуждать этот переход. Но сделав решительный шаг к мобильности и «облаку», Microsoft наконец-то подкрепила слово делом. Главное — не заявления, а реально происходящие перемены.

И они происходят! В 2014 году, между выходом больших версий всех основных, но традиционных программных продуктов Microsoft, программно-технический гигант упрочил свое положение ведущего мирового поставщика решений для повышения эффективности труда повсюду, где есть компьютеры. Новых важных продуктов Office для Windows и Mac не появлялось (если не считать автономной и бесплатной программы OneNote), но и потребность в них отсутствует. Поэтому компания перенесла акцент на мобильность.

Все началось с Office для iPad, набора программ, которые оказались настолько мощными и удобными, что наконец превратили iPad в настоящую рабочую станцию, чего компании Apple так и не удалось сделать самостоятельно. Улучшения в Office для iPad реализованы как в области набора и качества функций, так и в области лицензирования, и в результате любой пользователь iPad может бесплатно получить полноценный офисный комплекс. Так что выбор очевиден.

Выпущена и предварительная версия Office для планшетов Android, а в конце года — и для iPhone. Из лагеря сторонников Windows послышались недовольные голоса, что Microsoft игнорирует их излюбленную вычислительную платформу ради модных Android и iOS. Эти жалобы небезосновательны, но и компании нужно следовать за предпочтениями своих клиентов. Отказываясь от искусственной поддержки собственных платформ, Microsoft демонстрирует неизменное стремление искать оптимальные решения. Именно такое впечатление нужно произвести на потребителей, которым необходим поставщик решений бизнес-класса.

Конечно, наше внимание привлекли не только занимающие центральное место приложения Office. Компания выпустила первое новое приложение Office за много лет, именуемое Sway. Это яркий представитель направления «мобильность и «облако» — в первую очередь», и с ним в этом отношении никогда не сравнятся более традиционные решения для выполнения рабочих задач. В нем, в сущности, соединены Skype и Lync, как функционально, так и тематически.

Успехи не ограничиваются Office. Другое важное достижение Microsoft в сфере мобильности и «облака» в 2014 году – конечно, Azure. Сегодня это общедоступное «облако» бизнес-класса, уступающее лишь Amazon AWS, и разветвленная система, далеко ушедшая от скромных истоков Windows Azure. Основные изменения в Azure в 2014 году стали результатом скоропалительной попытки перенести как можно больше локальных функций Windows Server в «облако», но это не означает, что в ушедшем году Microsoft не преподнесла сюрпризов: в соответствии с реалиями современного мира одобрено использование открытого исходного кода в Azure. Вычислительные рабочие нагрузки на предприятиях отличаются разнообразием платформ, теперь то же самое относится и к Azure. Естественно, обеспечена совместимость с Linux и контейнерами Docker, еще большая открытость набора протоколов, поддерживаемых классами. NET и т.д.

В мобильной сфере Microsoft пока не отказывается от собственной платформы. В начале 2014 года компания приобрела бизнес Nokia за 7,2 млрд. долл., обеспечив надежную почву для более чем 90 % рынка устройств Windows Phone. Стоимость лицензирования Windows снижена до нуля для устройств начального уровня (и всех телефонов), что резко расширило рынок недорогих новых устройств Windows. Выпущены новые версии Windows для компьютеров и планшетов (Windows 8.1) и телефонов (Windows Phone 8.1, а затем обновление 8.1.1), в которых устранены основные недостатки каждой из платформ.

С выходом новых версий Windows компьютер, планшет и телефон стали ближе друг к другу, но, как ни странно, для «больших» продуктов Windows 8.1 была скорее эволюционным шагом, благодаря которому самая спорная версия платформы стала более приемлемой для разочарованных пользователей традиционных персональных компьютеров. Однако Windows Phone 8.1 — важная новая версия, выпущенная (явно с опозданием) спустя полтора года после предыдущей. Впрочем, двумя выпусками Windows Phone в 2014 году, не говоря уже о двух обновлениях встроенных микропрограмм в смартфонах Lumia (приобретенных у Nokia), компания Microsoft дает понять, что обновления Windows Phone будут происходить часто, как и должно быть.

А еще есть Surface. Когда-то это устройство подвергалось насмешкам. Вместе с Windows 8 его выпуск был одной из причин ухода партнеров на ChromeOS для компьютеров и Android для устройств. Но в 2014 году в судьбе Surface произошло изменение к лучшему благодаря стратегическим решениям главного управляющего Сатья Наделлы и его помощников. Изначально планировался запоздалый выпуск мини-планшета на основе Windows RT (операционной системы, с которой никто не хочет иметь дела) под названием Surface Mini, но затем Microsoft резко поменяла курс и выдвинула на первый план продукт, который изначально должен был играть вспомогательную роль. В результате Surface Mini был отменен, а Surface Pro 3 развернут в продукт с разными моделями, которые отличаются процессорами, вариантами оперативной памяти и хранения данных. Достоин упоминания и экран размером как у ультрабука… В магазинах застучали кассовые аппараты.

Surface Pro 3 стал важным шагом для Microsoft; впервые удалось добиться заметного роста прибыли в первом же квартале после выпуска. Но сам Surface Pro 3 важнее, чем сухие цифры продаж: это вдохновляющее устройство, потенциальные покупатели которого чувствуют его безусловное превосходство перед устаревающим Apple Macbook Air. Постоянная реклама по телевизору убеждает потребителей в привлекательности устройств Microsoft. Даже если в конечном итоге они приобретут трансформер Windows начального уровня, устройство типа «два в одном» или любое другое.

Компания Microsoft вступила в новый год с полным портфелем «облачных» служб и мобильных приложений на всех популярных платформах, поддерживающих эти службы, и с растущей линейкой собственных устройств, соответствующих реальным нуждам рынка. Конечно, предстоит сделать еще очень много. Так бывает всегда. Но после многих лет неудач и напрасных надежд наконец возникает ощущение, что Microsoft уверенно возвращается на утерянные позиции.

Купить номер с этой статьей в PDF