Windows Phone на предприятии

Мне очень по душе система Windows Phone 7 — я даже написал о ней целую книгу. Однако у меня есть некоторые опасения относительно ее пригодности для использования на предприятиях. Все, в сущности, сводится к одному вопросу — проблеме консьюмеризации ИТ. Продукт может вам либо очень нравиться, либо не восприниматься совсем, и такая позиция будет определять логику принятия потребителями решений относительно использования Windows Phone 7, по крайней мере в 2011 году.

Система Windows Phone 7 предназначена главным образом для потребителей, которые хотят приобретать телефоны самостоятельно и использовать их на работе. При этом многие компании не только не возражают против такого развития событий, но и всячески приветствуют его. В конце концов, если служащие хотят покупать собственные телефонные аппараты, организациям не придется платить за их использование, и они могут каждый месяц экономить сотни долларов в расчете на каждого работника. Как же не приветствовать такое стремление сотрудников? До тех пор пока действия служащих не будут явно противоречить политикам Microsoft Exchange, они могут регистрироваться со своими рабочими учетными записями и сколько угодно трудиться в рамках рабочих проектов.

Впрочем, у такого подхода есть недостаток. Дело в том, что эти телефоны, в частности, обладают превосходными возможностями сетевого соединения, то есть с них могут быть считаны секретные корпоративные данные. А это для некоторых компаний совершенно неприемлемо. Им нужен жесткий контроль над тем, какие мобильные устройства могут использоваться в компании, и для обеспечения такого контроля эти компании задействуют высококлассные сервисы Microsoft (или RIM). В подобных условиях возможность применения Windows Phone полностью исключается, во всяком случае пока. Скорее всего, уже к концу 2011 года разработчики Microsoft оснастят Windows Phone такими же средствами управления, как у системы Windows Mobile. Но сейчас этих средств у нее нет.

Windows 7 — что дальше?

В октябре 2010 года после успешного запуска системы Windows Phone 7 главный управляющий Microsoft Стив Балмер сделал любопытное признание. Когда его спросили, выпуск какого из продуктов компании связан с наибольшим риском, Балмер не упомянул ни о Windows Phone, ни о Kinect или о каком-либо другом очевидном кандидате. Он сказал, что самым рискованным предприятием будет выпуск следующей версии Windows, которая по сей день известна как Windows 8.

На мой взгляд, этот ответ Балмера в высшей степени показателен. Как вы знаете, система Windows 7 имела ошеломляющий успех. В первый год после начала поставок было продано свыше 240 млн лицензий этой новейшей клиентской операционной системы, то есть каждый месяц потребители приобретали свыше 20 млн копий. По словам представителей Microsoft, Windows 7 устанавливается на более чем 93% всех новых компьютеров и уже составляет почти 20% общего числа установленных операционных систем. Обнадеживающие новости поступают и из бизнес-сектора: по данным аналитической компании IDC, почти 90% всех предприятий, по крайней мере, планируют так или иначе развернуть Windows 7.

Так в чем же проблема? Надо сказать, что потрясающий успех, выпавший на долю системы Windows 7, в значительной степени объясняется недостатками ее предшественницы. И если верно, что Windows 7 представляет собой усовершенствованную, точно отрегулированную версию Windows Vista, справедливо и то, что новой вехой в развитии операционных систем она не стала. Это был беспроигрышный вариант, набор инкрементных изменений, косметическое обновление прочной основы. И как же Microsoft сможет превзойти самое себя в версии Windows 8? Вполне вероятно, что корпорация в 2012 году выйдет на рынок с новой версией Windows очень высокого качества. Но привлечь внимание потребителей в этом случае, возможно, будет непросто. Одно дело — убедить перейти на новую версию продукта клиентов, работающих с неудачной программой. Но как заставить людей отказаться от операционной системы, которая всех устраивает?

HP Slate PC 500

Когда этот номер журнала будет напечатан, корпорация HP, судя по всему, уже начнет поставки своего планшетного компьютера бизнес-класса, получившего поэтичное наименование HP Slate 500 PC. Это бесклавиатурное устройство, по внешнему виду напоминающее iPad, оснащено недорогим одноядерным процессором Atom, запоминающим устройством на 64 Гбайт, а также оперативной памятью емкостью 2 Гбайт. Система работает под управлением Windows 7 Business и обеспечивает различные возможности ввода данных — как с помощью сенсорных технологий, так и на основе средств Tablet PC. Таким образом, HP явно позиционирует новый продукт как изделие для пользователей из сферы бизнеса, однако меня не покидает ощущение, что судьба Slate PC не очень-то волнует компанию-изготовителя.

Напомню, что это устройство было впервые представлено публике самим руководителем Microsoft Стивом Балмером в январе 2010 года. Корпорация Microsoft — крупнейший партнер Hewlett-Packard и делает большую ставку на планшетные системы (в связи с успехом разработанной компанией Apple модели iPad, ориентированной на потребителя). Но за время, прошедшее с тех пор, как было сделано это объявление, HP приобрела Palm с идеей использовать ее операционную систему WebOS и объявила о том, что в ближайшие месяцы начнет поставки планшетной модели на базе WebOS. Если к тому же принять во внимание тот факт, что корпорация Intel начнет поставлять надежные наборы микросхем для планшетов не ранее 2011 года, напрашивается вывод: Slate PC — источник постоянной тревоги. Я бы посоветовал держаться подальше от этого компьютера. Собственно говоря, в такой рекомендации нет нужды: коммерческие организации в целом игнорируют планшетные компьютеры начиная с 2002 года.

Office 365 — это подписка, а не облака

Одна из главных моих претензий к созданному корпорацией Microsoft набору служб Business Productivity Online Services (BPOS), с помощью которых этот мощный производитель программных продуктов распространяет хостируемые версии Exchange, SharePoint и других популярных серверов, состоит в том, что данный набор никогда не был по карману владельцам небольших предприятий. А ведь, если подумать, именно этот класс потребителей больше других выиграл бы от использования ИТ-служб, расположенных вне офиса, вместо работы с дорогими и сложными локальными решениями.

Но с появлением разработанной корпорацией Microsoft новой стратегии продвижения продуктов, получившей воплощение в более связном онлайн-продукте Office 365, ситуация меняется. Тем, кто хорошо знаком со всеми ориентированными на достижение высокой производительности онлайн-службами, ранее выпускавшимися Microsoft, трудно объяснить, что такое Office 365. Дело в том, что каждая из этих служб именовалась и продвигалась на рынке вне связи с другими. К примеру, с появлением Office 365 продукты BPOS, Office Live Small Business и (в недалеком будущем) Live@edu будут объединены под одним «зонтиком».

Но, в сущности, Office 365 является методом, с помощью которого Microsoft будет продавать свой Office и серверные варианты Office как объединенные хостируемые решения. Все дело в цене подписки, которая имеет для Microsoft особое значение, ибо бизнес-клиенты, как правило, приобретают новые версии Office, Exchange и других связанных с ними продуктов с большой рассрочкой.

Продукт будет распространяться в двух версиях: Office 365 Beta для малого бизнеса и Office 365 Beta — для предприятий. Обе версии представляют собой службы, предоставляемые по подписке. Они включают доступ к Office Web Apps, Exchange Online, SharePoint Online и Lync Online (версия следующего поколения продукта Office Communications Server).

По сравнению с ранее использовавшимися ценниками для BPOS ценовая политика стала более продуманной. Версия для предприятий малого бизнеса ориентирована на компании с числом сотрудников не более 25. В этом случае подписка будет стоит 6 долларов в месяц в расчете на одного пользователя. Версия для предприятий дополнительно включает клиентское программное обеспечение Office 2010 Professional Plus, ежедневную круглосуточную техническую поддержку и другие услуги. Ежемесячная плата в расчете на одного пользователя составит от 2 до 24 долларов. При большом числе лицензий возможны скидки. Представители Microsoft утверждают, что основная версия будет выпущена в 2011 году.

Продукция Apple на предприятии

Сомнений быть не может: корпорация Apple вошла в полосу удач. Выпустив сенсорные устройства iPhone и iPad, она продолжает захватывать огромные сегменты на рынке мобильных систем. Рост объема продаж iPad, правда, замедлился, но, как бы то ни было, это устройство породило новую категорию продуктов. При этом даже компьютеры семейства Mac постоянно завоевывают все новые позиции, особенно на рынке США, где на продукты компании Apple приходится каждый десятый из имеющихся у потребителей компьютеров. Но для Microsoft главная угроза со стороны Apple состоит в том же, что и прежде: Apple просто является самой влиятельной компанией в сфере технологий.

Отсюда следует очевидный вопрос: на каком этапе Apple перейдет из категории раздражителей (с точки зрения представителей Microsoft) в категорию факторов, представляющих настоящую угрозу? В конце концов, компания Apple превзошла Microsoft в отношении рыночной капитализации, и, хотя это довольно искусственный критерий (прибыль Microsoft до сих пор измеряется астрономическими по сравнению с Apple цифрами), очевидно, что, если текущие тенденции сохранятся, нам довольно скоро придется при описании ситуации отказаться от слова «искусственный». Вполне возможно, что Apple станет и более крупной, и более влиятельной компанией, нежели Microsoft.

Пожалуй, все не так страшно, как кажется. Apple добилась успеха не за счет Microsoft, по крайней мере пока, и не на ключевых ее рынках. Как отмечалось выше, система Windows 7 предустанавливается сегодня более чем на 93% общего числа компьютеров, и если на рынке США на системы Apple приходится порядка 10% новых компьютеров, то на мировом рынке этот показатель составляет всего лишь 4,2%. Практически все остальные продаваемые компьютеры работают под Windows.

Apple не производит заслуживающих доверия серверных продуктов и не пытается это делать. Хостированные изделия этой компании ориентированы на ничтожно малую долю потребителей, использующих как системы Mac, так и устройства iPhone. Между тем Microsoft с неукротимой энергией переводит свои клиентские и серверные продукты из разряда локальных в категорию «облачных» продуктов. И это при том, что специалисты Apple перебрасывают свои силы на интеграцию систем iOS (работающих на iPhone и iPad) со своим семейством продуктов Mac OS X.

Действительно, Apple добивается успеха в важных сегментах, но они не представляют угрозы для ключевых направлений развития Microsoft. И, если корпорации Microsoft нет нужды утверждать свои позиции на рынке мобильных устройств, важно иметь в виду, что это тот самый технологический рынок, который развивается практически по экспоненте. Apple и Microsoft могут развиваться параллельно, не обязательно наступая друг другу на пятки, по крайней мере до тех пор, пока этот рынок не достигнет зрелости.

В лагере Microsoft по-прежнему будет слышен зубовный скрежет в связи с возвышением Apple и возможными последствиями. Но будем помнить о том, что Microsoft проявляет свои лучшие качества в ситуации конкуренции, а компания Apple заявила о себе как о самом напористом сопернике. Эта битва благотворно отражается на Microsoft, она полезна и для отрасли, и для потребителей. Мой прогноз: в обозримом будущем Apple будет по-прежнему занимать прочнейшие позиции на потребительском рынке, но то же можно сказать и о Microsoft. А Microsoft будет по-прежнему с легкостью брать верх над Apple в сегменте бизнес-клиентов и в «облаке».

Поль Тюрро (thurrott@windowsitpro.com) — редактор новостей в журнале Windows IT Pro