«Облачные» вычисления в 2009 году были одним из основных направлений развития ИТ. Эту технологию с готовностью приняли поставщики услуг, но отношение потребителей остается объяснимо скептическим. Даже среди экспертов по ИТ-технологиям существуют глубокие разногласия: станут ли «облачные» вычисления слабо замаскированной попыткой возродить мэйнфреймы и тонких клиентов, или совершенно новым перспективным типом приложений? Во время экономического спада «облачные» вычисления могут вызвать повышенный интерес, поскольку позволяют сократить расходы.

Рассмотрим перспективы применения «облачных» вычислений в типичной компании, а затем — текущие предложения поставщиков.

Что такое «облачные» вычисления?

«Облачные» вычисления — общий термин для служб на основе Интернета, предоставляющих компаниям важные услуги какого-либо типа. Службы чрезвычайно разнообразны. Типичные «облачные» вычислительные службы — размещение Microsoft Exchange Server; приложения, например Google Docs; аренда резервных хранилищ; службы реляционных баз данных, такие как SQL Azure. Как правило, эти службы целиком размещаются на серверах поставщика и доступны через Интернет. Однако некоторые поставщики, в том числе Microsoft, попытались внедрить модель Software Plus Services, в рамках которой локально установленный программный продукт (например, Microsoft Office) взаимодействует с веб-службой (например, Windows Live Office).

Чаще всего потребители платят облачному поставщику за пользование службами. Обычно поставщики гарантируют определенный уровень безотказной работы и приемлемые характеристики услуги в соглашении об уровне обслуживания (SLA). SLA различаются в зависимости от типа и нередко от уровня службы, оплаченного потребителем.

Преимущества

Сокращение затрат — главное преимущество, на которое указывает большинство поставщиков «облачных» вычислений. В сущности, арендуя важнейшие вычислительные службы у сторонней компании, потребитель избегает значительных затрат, неизбежных при развертывании этих служб у себя. Аренда вместо покупки или самостоятельного построения служб позволяет сократить затраты на инфраструктуру, приобретение лицензий и зарплату ИТ-персонала, необходимого для эксплуатации и управления службами.

Другие преимущества «облачных» служб — глобальная доступность, немедленное развертывание и удобство масштабирования. «Облачные» службы размещаются в Интернете и поэтому доступны отовсюду, где есть подключение к сети; в большинстве случаев проблем с развертыванием не бывает. Обращаться к «облачным» службам можно незамедлительно и без хлопот, связанных с установкой. «Облачный» поставщик располагает обширной вычислительной инфраструктурой с очень высоким уровнем масштабируемости. Чтобы повысить масштабируемость, часто достаточно лишь заплатить за более высокий уровень обслуживания.

Вероятно, самые существенные преимущества от «облачных» технологий получают поставщики решений. В отличие от традиционных продаж программных продуктов, для облачных служб используется модель с подпиской, которая позволяет избежать затрат на упаковку и развертывание, неизбежные при продаже программ на местах. Подписка — заветная цель программно-технических компаний, так как она обеспечивает прогнозируемый доход, не привязанный к постоянному выпуску новых продуктов.

Темная сторона

Достоинства облачных вычислений не подлежат сомнению, но у этого явления есть и оборотная сторона. Первая проблема — доступность. Надежность Интернета и большинства задействованных веб-узлов весьма высока, но всем им свойственны отказы и простои. Механизм прозрачен, когда функционирует исправно, но соединение с Интернетом состоит из многих рабочих компонентов, и «последняя миля» часто приносит массу неприятностей. Большинство «облачных» поставщиков рекомендует обзавестись резервными каналами связи с Интернетом, чтобы повысить надежность.

Однако простои неизбежны. Их приемлемая длительность зависит от типа службы. Для такого приложения, как Hotmail или хранилища резервных копий, высокая доступность не является жизненной необходимостью. Иное дело — приложения, от которых зависит основная деятельность предприятия. Компаниям, заинтересованным в использовании служб из «облака» для важнейших бизнес-приложений, полезно познакомиться с результатами недавнего аудита SAS 70. В случае простоя соглашениях SLA «облачных» поставщиков обычно предусматривают определенные бесплатные услуги.

Другая проблема — производительность. В большинстве случаев клиент приобретает существующую вычислительную инфраструктуру, но разделяет ее со многими потребителями. Производительность совместной инфраструктуры может снижаться в периоды пиковой нагрузки. И вновь, для служб, требующих высокой производительности, убедитесь, что в соглашении SLA содержатся гарантии приемлемых уровней обслуживания.

«Облачные» вычисления внушают также опасения в отношении безопасности данных. Конфиденциальные данные хранятся на серверах, принадлежащих другой компании, вне территории потребителя. Порой это опасно, хотя и не всегда. Однако, как отметил в недавнем интервью корреспонденту SQL Server Magazine Том Кейси, генеральный менеджер бизнес-аналитики SQL Server в компании Microsoft, безопасность не была проблемой при использовании других служб, с которыми работает большинство компаний. Например, он указал, что многие компании уже много лет успешно передают сторонним исполнителям ведомости зарплаты через Automatic Data Processing (ADP) или других поставщиков и не столкнулись с ощутимой угрозой конфиденциальным данным.

Другая проблемная область — интеграция приложений. Трудно интегрировать даже приложения, выполняемые на компьютерах в одной стойке. Интеграция существующих процессов с внешними службами становится дополнительным барьером.

Наконец, еще одна сложная задача — правильный выбор поставщика «облачных» служб. Естественно, уход такого поставщика из бизнеса грозит крупными неприятностями, особенно если от служб зависят критические бизнес-приложения. Крупные компании, такие как Amazon, Google и Microsoft, не представляют большого риска, но «облачные» вычисления — новая технология, и многим малым поставщикам предстоит суровая борьба за место в «облаке».

Услуги современного «облака»

Не все сознают, что первыми «облачные» вычисления начали осваивать обычные потребители. Такие «облачные» службы, как Gmail и Hotmail, широко используются уже много лет. Социальные сайты, такие как Facebook и MySpace, — также «облачные» службы, освоенные миллионами пользователей.

Компании были более осторожными при переходе в «облако». Большинство уже реализовали внутри важные функции, такие как электронная почта. Однако размещение Exchange — одна из областей, в которой многие компании, особенно малые и средние, не имеющие опыта управления собственными серверами Exchange, пользовались службами из «облака» в течение многих лет. Но планы «облачных» поставщиков простираются дальше Exchange, к совершенно новому типу прикладной платформы.

Нетрудно угадать некоторых крупных участников рынка корпоративного «облака»: свои службы предоставляют Google, HP, IBM и Microsoft. Другие компании, участие которых не было столь предсказуемым, в том числе Amazon и VMware, также работают в «облаке».

Microsoft. «Облачное» предложение компании для бизнеса — это в первую очередь новые Windows Azure, SQL Azure и службы Exchange и SharePoint Online. Windows Azure доступна для широкого круга потребителей с января 2010 года и, в сущности, представляет собой «облачную» версию операционной системы Windows Server. Аналогично SQL Azure — «облачная» версия сервера реляционной базы данных SQL Server 2008.

В отличие от Windows Server, часто используемой для служб файлов и печати, Windows Azure — прикладная платформа. На ней выполняются те же типы веб-приложений, что и на Windows Server: C++, C# и Visual Basic (VB). Оплата производится по мере использования (в Microsoft это называют «потреблением») или можно заключить долгосрочный контракт по фиксированной цене (в Microsoft это именуют «обязательством» — commitment). Дополнительные сведения о ценах приведены на странице Windows Azure Platform (www.microsoft.com/windowsazure/pricing).

Функциональность SQL Azure не столь широка, как SQL Server. Например, нет бизнес-аналитики и допускается применение лишь ограниченного набора типов данных. Приложения могут обращаться к SQL Azure с использованием того же сетевого протокола Tabular Data Stream (TDS), который применяется для доступа к размещенной внутри компании версии SQL Server. Веб-выпуск SQL Azure предоставляет хранилище емкостью 1 Гбайт за 9,99 долларов в месяц, а пользователи SQL Azure Business получают хранилище на 10 Гбайт за 99,99 долларов в месяц. Дополнительные сведения об SQL Azure приведены в статье «Приступаем к работе с базами данных SQL Azure», опубликованной в этом же номере журнала.

Непонятно, почему Exchange и SharePoint Online не вошли в состав Azure. Возможно, потому, что они запускаются на традиционно размещаемых операционных системах Windows Server, а не Windows Azure. В любом случае, оба продукта, в сущности, представляют собой сервер, размещаемый в компании Microsoft. В каждом из этих вариантов Microsoft предлагает стандартную версию (запускается на общем оборудовании) и выделенную версию (размещенный сервер выделен исключительно для одной компании).

Компания Microsoft также предоставляет пакет Business Productivity Online Standard Suite, в который входят Exchange Online, SharePoint Online, Office Live Meeting и Office Communications Online. Более подробно об этом пакете рассказано на странице «Business Productivity Online Standard Suite» компании Microsoft (www.microsoft.com/online/business-productivity.mspx). Microsoft предоставляет широкий набор отдельных интерактивных служб, список которых приведен на странице «How to Buy» (www.microsoft.com/online/buy.mspx).

Google. История Google началась в «облаке», поэтому неудивительно, что компания занимает прочные позиции в этой области. Она предоставляет «облачные» службы Google Docs, Google Apps и Google App Engine.

Google Docs — бесплатная служба для создания, обмена и совместной работы над документами, электронными таблицами и презентациями. Приложения Google Docs доступны через браузер, не требуют установки никакого программного обеспечения и готовы для немедленного использования. В некоторых малых компаниях Google Docs служит для замены Office. Хотя по широте функциональности они значительно уступают Office, Google Docs располагают основными возможностями текстового редактора и электронной таблицы. В Google Docs можно импортировать документы большинства форматов Office, в том числе. doc,.docx,.xls и. xlsx. Благодаря недавним улучшениям появилась возможность редактировать документы в оперативном режиме. Дополнительные сведения приведены на странице Google Docs (www.google.com/docs).

Google Apps представляет собой набор служб на основе Web, в том числе Gmail для бизнеса, Google Docs, Google Calendar, Google Groups, Google Sites и Google Video. Конечно, Gmail предоставляет услуги электронной почты, а Google Calendar — календарь с графиком встреч, похожий на Outlook. С помощью Google Groups можно организовать календарь, хранилище документов и совместный доступ к сайту для групп пользователей. Google Sites используется для создания и размещения Web-узлов, а Google Video обеспечивает публикацию, воспроизведение и поиск видеоматериалов в Интернете. Google позиционирует Google Apps как альтернативу для размещаемых в компаниях решений электронной почты, таких как Exchange и Lotus Domino. Цена Google Apps — 50 долларов в год для одного пользователя. Существует несколько версий Google Apps, в том числе стандартная, премиальная, для образовательных, некоммерческих и правительственных учреждений. Так, администрация города Лос-Анджелес — один из пользователей Google Apps. Дополнительные сведения можно найти на странице Google Apps (www.google.com/a).

Компания Google также предоставляет службу под названием Google App Engine, с помощью которой можно запускать веб-приложения на серверах Google. Google App Engine поддерживает приложения Java и Python. Дополнительные сведения опубликованы на странице Google App Engine (code.google.com/appengine). Кроме того, Google предоставляет бесплатную общедоступную DNS-службу по адресу 8.8.8.8.

IBM. Компания IBM не намерена упускать свой шанс в гонке за «облаком» и предоставляет ряд служб на основе этой технологии. Служба LotusLive iNotes поддерживает как клиентов Outlook, так и Lotus Notes и доступна по протоколам POP3 и IMAP. IBM предоставляет услуги размещения, а также защиту от спама и вирусов. Компания поддерживает 30-дневный бесплатный пробный период, а также чисто почтовую службу за 3 доллара в месяц для одного пользователя (3,75 доллара в месяц за вариант службы с почтой и календарем). Получить дополнительные сведения о LotusLive iNotes можно на странице (www.lotuslive.com/en/services/inotes).

Для обмена файлами, обработки сообщений и совместной работы компания предоставляет IBM LotusLive, набор служб Lotus Meetings, Events, Connection, Engage и Notes. Эти службы отличаются разнообразием бизнес-функций, среди которых мгновенный обмен сообщениями (IM), совместная работа с рабочим столом и приложениями, презентации слайдов, обмен видеоматериалами, приборные доски и совместный доступ к файлам. Стоимость каждой службы назначается отдельно и составляет от 9 до 79 долларов в месяц. Узнать больше о продукте или опробовать 30-дневную бесплатную версию можно на странице LotusLive (www.lotuslive.com/en/compare).

Служба IBM Smart Analytics Cloud предназначена для корпоративной бизнес-аналитики. В сущности, это частное «облако», состоящее из программного обеспечения Cognos BI Analytics компании IBM, выполняемого на мэйнфрейме System z. Цель — предоставить бизнес-аналитику как службу для предприятия. Более подробные сведения приведены в статье «Smart Analytics Cloud for System z» (www-03.ibm.com/systems/z/solutions/cloud/smart.html).

Оперативное хранилище данных доступно в рамках службы IBM Smart Business Storage Cloud. Масштабируемое виртуальное решение позволяет быстро предоставлять хранилища компаниям по всему миру. Дополнительные сведения приведены на странице «Smart Business Storage Cloud» page (www-935.ibm.com/services/us/index.wss/offering/its/a1031610).

Компания IBM предоставляет две «облачные» службы для разработчиков: IBM Smart Business Test и IBM Smart Business Development and Test. Через службу Smart Business Test компания IBM формирует и настраивает физические и виртуальные ресурсы, в том числе операционные системы, межплатформенное программное обеспечение и хранилища — с целью тестирования продуктов и служб. Дополнительную информацию можно найти на странице «Infrastructure Optimization Services — IBM Smart Business Test Cloud» (www-935.ibm.com/services/us/index.wss/offering/midware/a1030965). Новая программа IBM Smart Business Development and Test во время подготовки данной статьи находилась на стадии бета-тестирования. Она соединяет общедоступное хранилище данных в «облаке» и средства разработки с семейством инструментов проектирования Rational компании IBM.

HP. Программа Communications as a Service ориентирована на потребителей из сферы малого и среднего бизнеса; она обеспечивает службы интерактивного голосового меню, видеонаблюдения, IP контакт-центров и объединенные коммуникации (unified communications, UC). Интерактивное голосовое меню и центры IP-контактов представляют собой ориентированные на обслуживание потребителей решения, с помощью которых малые и средние компании предоставляют клиентам службы для телефонных контактов и ответов на звонки. В решении для видеонаблюдения камера, размещенная на территории заказчика, объединяется с «облачными» службами управления и предупреждений. Служба UC обеспечивает единый интерфейс для голосовых, видеовызовов и мгновенных сообщений с использованием компьютера или телефона. Больше узнать об HP Communications можно на странице программы Service (h20208.www2.hp.com/cms/solutions/rc/caas.jsp).

Кроме того, компания HP предлагает консультационные службы Cloud Consulting Services и Cloud Assure, с помощью которых можно проектировать «облачные» решения, управлять ими и защищать их. Дополнительные сведения можно найти на странице HP Cloud Consulting Services (https://h10078.www1.hp.com/cda/hpms/display/main/hpms_content.jsp? zn=bto&cp=1–23^41773_4000_100) и странице Cloud Assure (https://h10078.www1.hp.com/cda/hpms/display/main/hpms_content.jsp? zn=bto&cp=1–11%5 e40898_4000_100__).

Amazon. Нетрудно было предсказать появление Google, HP, IBM и Microsoft на рынке корпоративных облачных вычислений, но вряд ли многие ожидали увидеть здесь компанию Amazon. Известная своей веб-витриной, Amazon предлагает и веб-службу Amazon Elastic Compute Cloud (EC2), наряду с Amazon Simple Storage Service (S3), Amazon SimpleDB, Amazon Relational Database Service (RDS) и Amazon Simple Queue Service (SQS). Amazon EC2 — виртуальная вычислительная платформа, с помощью которой можно купить несколько экземпляров сервера с различными уровнями вычислительной мощности и разными операционными системами, в том числе Windows Server 2008 или 2003, Red Hat Enterprise Linux, openSUSE и др.

Цены Amazon EC2 составляют от 0,95 до 3,16 доллара в час, в зависимости от уровня службы и выбранных функций. Службы можно зарезервировать на срок от года до трех лет. Более подробные сведения приведены на странице Amazon Elastic Compute Cloud (Amazon EC2) (aws.amazon.com/ec2). Дополнительно к EC2 компания предоставляет службу хранения данных Amazon Elastic Block Store (EBS), которая обеспечивает хранение данных на блочном уровне для экземпляров EC2. Плата взимается в зависимости от размера используемого хранилища по тарифу 0,10 доллара за 1 Гбайт в месяц. Дополнительная информация опубликована на странице Amazon Elastic Block Store (EBS) (aws.amazon.com/ebs). Amazon S3 — веб-служба, которую можно использовать для хранения и получения данных. Размер сохраненных объектов составляет от 1 байт до 5 Гбайт. Ограничений на количество сохраняемых объектов нет. Цены и хранилище данных определяются регионом. Amazon организовала два региона в США и один в Евросоюзе. Цены Amazon S3 назначаются в зависимости от региона и уровня хранилища. Уровни составляют от 50 до 5000 Тбайт. Более подробно об этом рассказано на странице Amazon Simple Storage Service (Amazon S3) (aws.amazon.com/s3).

S3 — просто хранилище на основе объектов, но у Amazon также существует два более мощных механизма хранения данных: Amazon SimpleDB и Amazon Relational Database Service (RDS). Amazon SimpleDB обеспечивает высокую доступность, автоматическую индексацию и тонкую настройку производительности. Начать работу с Amazon SimpleDB можно бесплатно; после этого Amazon взимает плату 0,14 доллара за один машинный час. Действует также тариф на потребляемые данные: начальный уровень — 0,15 доллара за 1 Гбайт для первых 10 Гбайт; при увеличении объема данных до 150 Тбайт цена снижается до 0,08 доллара за 1 Гбайт. Amazon RDS — веб-служба, обеспечивающая более полный контроль над реляционной базой данных. В сущности, пользователю предоставляется доступ к размещенной у поставщика базе данных MySQL 5.1. Плата за Amazon RDS взимается в зависимости от вычислительных обращений, начиная с 0,11 доллара за 1,7 Гбайт памяти и одно виртуальное ядро. Дополнительные сведения приведены на страницах Amazon SimpleDB и Amazon Relational Database Service (Amazon RDS) (aws.amazon.com/simpledb and aws.amazon.com/rds).

VMware. Еще один неожиданный участник «облачного» пространства — VMware. Компания делает основной акцент на использовании технологии виртуализации для построения частного «облака» на платформе vSphere. Продукты VMware Cloud OS и vCloud Express также расширяют платформу виртуализации VMware в «облако». VMware не является поставщиком услуг; ее задача — предоставить технологии, с помощью которых партнеры смогут строить компоненты инфраструктуры для «облака». Продукт VMware Cloud OS предназначен для доставки операционной системы на основе «облака» через комбинацию служб Application Services и Infrastructure Services.

VMware определяет «облачную» операционную систему как управление большим набором ресурсов инфраструктуры, а не управление одним серверным ресурсом, таким как традиционная операционная система. Дополнительная информация приведена на странице VMware Cloud OS (www.vmware.com/products/cloud-os/index.html).

В отличие от большинства других вычислительных «облачных» решений, которые предоставляют программы как службу, vCloud Express обеспечивает инфраструктуру как службу (IaaS). vCloud Express будет поставляться через партнеров. Дополнительные сведения можно найти на странице VMware vCloud Express (www.vmware.com/appliances/services/vcloud-express.html). Список партнеров опубликован на странице VMware Featured vCloud Service Providers (www.vmware.com/partners/alliance/service_provider).

Куда подует ветер

В отличие от неудавшейся попытки внедрения тонких клиентов десятилетней давности, «облачные» вычисления укореняются прочно. Многие компании предлагают разнообразные решения — от продуктов, ориентированных на индивидуальных пользователей, до платформ разработки. На данном этапе «облачные» вычисления вряд ли подходят всем компаниям, и в обозримом будущем они не вытеснят решений, размещаемых внутри предприятий. Однако это один из способов расширить возможности компаний с минимальными затратами капитала. Кроме того, облачные вычисления предоставляют платформу на основе Интернета, которая послужит фундаментом для нового поколения глобально доступных, широко масштабируемых «облачных» приложений.

Майкл Оти (motey@windowsitpro.com) — технический директор Windows IT Pro и SQL Server Magazine, автор Microsoft SQL Server 2008 New Features (Osborne/McGraw-Hill)