• Microsoft Live Communications Server (и обновленная версия Microsoft Office Communications Server 2007) обеспечивает инфраструктуру для решения объединенных коммуникаций (UC).
  • Возможности интеграции Microsoft Exchange и Microsoft Office, имеющиеся в Live Communications Server 2005, обеспечивают объединенные коммуникации для совместной работы через электронную почту, IM и Microsoft SharePoint.

В опубликованном в июне 2006 г. отчете Magic Quadrant for Unified Communications, 2006 компания Gartner определяет объединенные коммуникации (UC) как способность усовершенствовать взаимодействие при выполнении производственных задач отдельными сотрудниками, группами и компаниями. На практике UC предоставляет возможность безупречно объединить несколько технологий связи — например, голосовую связь, электронную почту, IM и мобильные технологии, обеспечивая пользователям единый интерфейс для доступа и управления средствами связи. В последнее время компания Microsoft приложила немало усилий к разработке стратегии объединенных коммуникаций в процессе подготовки к выпуску Microsoft Office Communications Server 2007. Этот продукт для коллективной работы в реальном времени придет на смену Live Communications Server (LCS).

Вероятно, более важное событие, чем выпуск продукта, — недавнее решение компании Microsoft объединить группы Exchange Server и продуктов коллективной работы в новую группу, именуемую Unified Communications Group (UCG). Очевидно, что обработка сообщений будет теснее связана с технологиями совместной работы в реальном времени в продуктах как Microsoft, так и других компаний, поэтому специалистам по Exchange полезно узнать о них больше. Чтобы лучше изучить UC, рассмотрим LCS 2005 и взаимодействие продукта с другими технологиями обмена сообщениями и коллективной работы Microsoft — Exchange, Outlook и SharePoint — для развертывания платформы объединенных коммуникаций на предприятии.

Что лежит в «корзине» UC?

Технологии UC объединяют службы электронной почты, технологии совместной работы в реальном времени, такие как LCS, мобильные технологии, VoIP и порталы, например Microsoft Office SharePoint Server 2007. Компания Microsoft предоставляет корпоративное IM-решение с 2000 г., когда служба мгновенного обмена сообщениями (хотя и примитивная) появилась в Exchange 2000 Server. Начиная с версии Exchange Server 2003 IM перестала быть частью этого продукта; на смену ей пришел автономный IM-сервер LCS 2003. Однако LCS 2003 был только прототипом решения, так как в нем отсутствовали многие важные функции, привычные для пользователей систем мгновенного обмена сообщениями, например подключения к другим IM-службам, работа в автономном состоянии и обмен данными между многими участниками, не говоря уже о таких необходимых предприятиям возможностях, как защита сообщений и автоматическое переключение в случае отказа.

Компания Microsoft выпустила первый продукт, более всего похожий на настоящее решение объединенных коммуникаций, который именовался LCS 2005. Функциональные возможности в отношении UC версии Office Communications Server 2007 гораздо шире. LCS 2005 располагал следующими возможностями для объединенных коммуникаций.

  • Полная интеграция с Exchange и Outlook — возможность получать не только сведения о контактах, но и информацию «свободен/занят» и «отсутствует в офисе». Более подробно об интеграции LCS с Exchange и Outlook рассказано в следующем разделе.
  • Федерация — совместимый со спецификациями комитета IETF интерфейс обеспечивает федеративную связь в реальном времени между компаниями через IM и приложения присутствия (способные обнаружить присутствие пользователя в сети и его доступность). Федерация — критический компонент UC, так как обеспечивает сведения о присутствии и совместную работу как внутри предприятия, так и с внешними партнерами.
  • Подключение к общедоступным службам IM — возможность управлять из LCS связью с общедоступными службами обмена мгновенными сообщениями, в том числе AOL, MSN и Yahoo!.
  • Интеграция с телефонными службами — взаимодействие и связь с телефонными системами предприятия.
  • Более тесная интеграция с Office — LCS 2003 обеспечивал лишь некоторую интеграцию с приложениями Office (а также SharePoint).
  • Клиентское приложение присутствия Office Communicator 2005 — LCS 2005 представляет собой серверный компонент UC (управление всеми сведениями, необходимыми для проверки подлинности, определения присутствия и аудита), а Office Communicator 2005 (и Office Communicator 2007) функционируют как клиентская консоль для доступа пользователя к функциям LCS (например, IM, телефонии, присутствия).

Практическое применение UC

Рассмотрим пример использования LCS 2005 для объединенных коммуникаций. Это решение было внедрено у одного из заказчиков в 2005 г. Вместо того чтобы описать этапы установки, рассмотрим общие аспекты решения и функции интеграции.

Потребители предъявляли к решению объединенных коммуникаций следующие требования.

  • Исключить использование общедоступных IM-клиентов (например, AOL, MSN) и надежно защитить обмен мгновенными сообщениями.
  • Обеспечить дистанционный доступ сотрудников компании к серверу присутствия (LCS), не требуя от пользователей подключений через VPN.
  • Предотвратить распространение вирусов через IM.
  • Предоставить контролируемый доступ к общедоступным IM-службам.
  • Обеспечить ведение журнала текстовых сообщений.
  • Заранее составить список контактов Office Communicator. По умолчанию список контактов каждого пользователя («списки приятелей» в других службах) пуст и заполняется конечным пользователем произвольным способом или импортируется администратором с помощью сценария.
  • Обеспечить интеграцию с существующей средой Microsoft SharePoint Server 2003.

В силу требований дистанционного доступа и подключения к общедоступным IM-службам, для решения требуется трехуровневая архитектура LCS, показанная на рисунке. Специалисты Microsoft рекомендуют использовать для дистанционного доступа и подключения к общедоступным IM-службам не только внешний LCS-сервер, но и Access Proxy, который располагается на периметре сети, обеспечивая удаленный доступ, связь с общедоступными IM-службами и федеративные отношения, и Director, используемый для проверки подлинности, авторизации и направления внешних пользователей на их домашний сервер. Эффективность применения Director вызывает споры, но тем не менее компания Microsoft рекомендовала его.

Начиная внутри сети и двигаясь к периметру, первичный LCS-сервер обслуживает внешние операции и, кроме того, известен как «домашний сервер». Он может иметь версии LCS 2005 Standard или Enterprise Edition. Главное различие между Standard и Enterprise заключается в том, что Standard не требует внешней системы SQL Server, а также в значительной разнице в числе поддерживаемых пользователей (15 тыс. и более 100 тыс. соответственно).

Довольно часто обсуждаются аппаратные требования такой архитектуры. Действительно ли для определения присутствия необходимы три компьютера? Ответ на этот вопрос может быть как положительным, так и отрицательным. Выполняя данный проект, мы смогли использовать существующую у заказчика инфраструктуру VMware ESX Server для запуска всех трех серверов LCS. Таким образом, потребовались только лицензии LCS и Windows. При отсутствии VMware ESX Server это решение можно применить, воспользовавшись Microsoft Virtual Server 2005 или бесплатным VMware Server (в прошлом GSX Server). Дополнительное преимущество — пересмотренный подход Microsoft к виртуальному лицензированию для Windows Server 2003 Enterprise Edition R2, в рамках которого разрешено запускать до четырех экземпляров Windows в виртуальной инфраструктуре (например, Microsoft Virtual Server, VMware).

Возможности LCS Standard Edition достаточны, чтобы обслуживать примерно 300 рабочих мест. Enterprise Edition обычно применяется, когда необходима избыточность (кластеризация) или среда LCS с числом рабочих мест свыше 15 тыс.

Первый шаг к реализации — расширить схему Active Directory (AD). LCS 2005 вводит несколько новых атрибутов AD, поэтому необходимо подготовить лес и любые связанные домены, аналогично подготовке AD к установке Exchange Server. Вероятно, самый важный из дополнительных атрибутов AD — поле SIP ID: пользователя. Это поле служит для проверки подлинности пользователя при регистрации в LCS и обычно совпадает с SMTP-адресом пользователя.

Интеграция Exchange, Outlook и SharePoint

Чтобы удовлетворить требования заказчика, необходимо было задействовать возможности интеграции Exchange, Office и SharePoint, предоставляемые LCS 2005. LCS и Exchange уже в значительной степени интегрированы, поскольку как в LCS, так и в Exchange задействована информация о пользователе, содержащаяся в AD. При регистрации с учетной записью LCS с именем пользователя Session Initiation Protocol (SIP), в сущности, происходит сопоставление профиля LCS с учетной записью AD. Поэтому LCS может извлечь информацию Exchange для каждого пользователя в списке контактов Office Communicator, предоставив дополнительную информацию о присутствии каждого пользователя.

Экран. Информация о присутствии в Outlook 2008

Например, можно увидеть, что сотрудник N в настоящее время находится на совещании, но освободится в 14:00. Но если N в отпуске, то в клиенте Office Communicator будет отображаться сообщение Out of Office из Exchange. Можно также узнать состояние «свободен/занят» пользователей любой внешней компании, с которой таким же способом установлена федеративная связь. Благодаря такой интеграции пользователи обращаются к единой консоли, чтобы позвонить через корпоративную АТС или городскую телефонную сеть, организовать аудио- или видеоконференцию между компьютерами, отправить сообщение по электронной почте или с помощью службы IM либо просто узнать, находится ли сотрудник на совещании или его нет в офисе.

Рисунок. Пример архитектуры LCS с внешним сервером LCS, Access Proxy  и LCS Director

В Microsoft Office Outlook 2007 и Outlook 2003 реализованы функции присутствия. Например, можно получить информацию о присутствии для любого пользователя, добавленного в список контактов Outlook, в заголовке входящего сообщения электронной почты; в строке «Кому», «Копия» и «Скрытая копия» исходящего сообщения, как показано на экране; при назначении встречи.

Интеграция Exchange и Outlook — обязательное условие успешного применения LCS в качестве решения объединенных коммуникаций. Возможности получить сведения о присутствии есть в других решениях Microsoft Office, но для этого необходимо задействовать Microsoft SharePoint Portal Server 2003 или более позднюю версию. По умолчанию как SharePoint Portal Server 2003, так и SharePoint Server 2007 интегрируются с LCS, при условии что оба приложения активны в лесу и домене AD. Администратору достаточно выбрать определенные компоненты Web Part в сайте SharePoint. Проще всего задействовать компонент Site Users Web Part. Он позволяет идентифицировать членов, обычно использующих конкретный сайт портала, отобразив имена пользователей в заключенном в рамку представлении на сайте SharePoint с соответствующей пиктограммой состояния (например, Online, Busy) рядом с именем пользователя. Эта возможность очень полезна для членов группы, постоянно сотрудничающих друг с другом, так как позволяет задействовать функции управления документами SharePoint в процессе одновременной совместной работы нескольких членов группы с документом Office.

Инфраструктура UC

LCS 2005 может использоваться в качестве отправной точки для работы над решением объединенных коммуникаций и поможет прогнозировать последствия внедрения такого решения. LCS 2005 также интегрируется с другими продуктами Microsoft, такими как Unified Messaging программы Exchange 2007, и других компаний, например программой обработки вызовов Cisco Unified Public Switched Telephone Network Manager (в прошлом Cisco Unified CallManager), что позволяет строить более эффективные решения объединенных коммуникаций. В другой статье будет рассказано о том, как настроить LCS 2005 для интеграции с продуктами IP-телефонии Cisco Systems, расширив возможности объединенных коммуникаций LCS.