Что такое WSH?

WSH - это компонент Windows, предоставляющий среду для выполнения сценариев на уровне операционной системы (в отличие от некоторых других контекстов, таких как Web-браузер). WSH не является языком, как, например, Perl, или интерпретатором сценариев, как perl.exe, он представляет собой построенный на базе технологии COM сервер, предназначенный для выполнения сценариев в Windows. В операционных системах версии Windows 2000 и более новых версиях WSH является встроенным компонентом. Для более ранних платформ, таких как Windows NT 4.0 и Windows 98, данный компонент может быть загружен с Web-сайта Microsoft и установлен отдельно.

В WSH имеется две стандартные среды исполнения: VBScript и JScript. VBScript обычно используется при разработке сценариев, предназначенных для решения задач системного администрирования, а JScript (реализация JavaScript от Microsoft) чаще применяется в Web-браузерах, поскольку JavaScript поддерживает широкий спектр различных платформ. В зависимости от типа решаемых задач для разработки сценариев на базе WSH пригодны оба языка. Если в системе установлены соответствующие исполнительные механизмы для поддержки других языков, то сценарии, разработанные на этих языках, также могут выполняться через WSH.

В WSH имеется стандартный набор объектов, предоставляющих весьма полезные возможности. Некоторые из этих объектов, например объект WScript и связанные с ним объекты и коллекции, могут существовать только в сценариях, выполняемых через WSH (т.е. метод WScript.Echo не может быть использован в секции сценариев Web-страницы). Однако многие из этих объектов являются универсальными и могут применяться в любых совместимых с COM языках программирования.

Существует два основных типа сценариев WSH: автономные сценарии (т.е. ориентированные на конкретный язык) и файлы .wsf (Windows script file). Файлы автономных сценариев имеют расширения, зависящие от типа языка, например, .vbs (VBScript) или .js (JScript). Что же касается сценариев .wsf, то они являются текстовыми файлами формата XML, нейтральными по отношению к тому или иному языку, и предоставляют ряд возможностей, которых лишены автономные сценарии. В WSH имеется два сервера сценариев, WScript и CScript, которые будут кратко рассмотрены далее. Здесь также имеется технология WSC, ранее известная как серверные сценарии, с помощью которой в сценариях можно создавать свои COM-компоненты.

Серверы сценариев

Сценарии WSH могут выполняться двумя способами: через сервер WScript, поддерживающий графический интерфейс пользователя, и через консольный сервер сценариев CScript. Серверы сценариев реализованы в виде двух исполняемых файлов: wscript.exe и cscript.exe, соответственно. По умолчанию в Windows используется сервер WScript, но эту установку можно изменить. О том, как это делается, мы поговорим чуть ниже.

При запуске сценария через CScript результаты выполнения команд WScript.Echo и сообщения об ошибках периода выполнения будут отображаться в окне консоли (т.е. окне командной строки). Если сценарий запускается через CScript в окне командной строки, то результаты его выполнения и сообщения об ошибках будут отображаться в этом же окне. Если же сценарий запускается через CScript, но из графического интерфейса (например, из проводника Windows или диалогового окна Run («Выполнить»)), то в этом случае создается временное окно командной строки, в котором и будет выполняться сценарий. Выходные данные сценария и сообщения об ошибках будут отображаться в этом временном окне, которое закроется по завершении выполнения сценария.

В отличие от CScript, сервер WScript не использует для выполнения сценариев консольное окно. Поэтому в данном случае результаты выполнения команд Wscript.Echo и сообщения об ошибках будут отображаться в виде стандартных окон сообщений среды Windows.

Оба рассматриваемых сервера сценариев поддерживают ряд параметров командной строки, с помощью которых можно управлять ходом выполнения сценария и задавать сервер, используемый в системе по умолчанию. Когда сценарий запускается через графический интерфейс пользователя или через командную строку, но при этом вводится только имя файла сценария, он будет выполняться через тот сервер сценариев, который задан в системе по умолчанию. Перечень существующих параметров командной строки можно посмотреть, запустив из командной строки одну из следующих команд:

cscript /?

или

wscript /?

При запуске этой команды для WScript справочное сообщение появится не в командной строке, а будет выведено в виде отдельного окна сообщения.

Параметры командной строки приведены в Таблице 1. Обратите внимание, что при указании в командной строке параметров сервера сценариев перед ними необходимо вводить символы двойного прямого слеша (//), что позволяет предотвратить путаницу с ключами командной строки пользовательских сценариев, где используется одинарный символ прямого слеша (/). Например, если требуется установить CScript в качестве используемого по умолчанию сервера сценариев, а также отключить вывод логотипа и сохранить данную конфигурацию для текущего пользователя, можно запустить из командной строки следующую команду:

cscript //h:cscript //nologo //s

Если были сделаны эти установки по умолчанию, то вам уже не потребуется набирать команду cscript при запуске сценариев из командной строки, сообщение об авторских правах Microsoft также выводиться не будет. Обычно я рекомендую выполнять подобную настройку, поскольку большинство сценариев (в том числе многие административные сценарии, предлагаемые Microsoft) требуют использовать CScript в качестве сервера. Также следует отметить, что некоторые из свойств объекта WScript (не путать с сервером сценариев WScript!) существуют только тогда, когда активным сервером сценариев является CScript.

Если при запуске имя сервера сценариев указывается в явном виде (т.е. команда запуска начинается со слова CScript или WScript), то также необходимо указывать и расширение файла сценария. Например, показанная ниже команда

cscript hello

работать не будет, а команда:

cscript hello.vbs

выполнится успешно (при этом, разумеется, предполагается, что файл сценария hello.vbs имеется в текущем каталоге). Если в командной строке набирается только имя сценария без указания сервера сценариев или расширения, то сценарий будет запущен через сервер, используемый в системе по умолчанию.

Для того чтобы определить, какой именно сервер сценариев используется по умолчанию в данный момент в вашей системе, щелкните в проводнике Windows правой кнопкой мыши на имени любого файла сценариев и посмотрите на появившееся контекстное меню. Если в нем жирным шрифтом выделен пункт Open with Command Prompt («Открыть в командной строке»), то система использует по умолчанию CScript. Если же жирным шрифтом выделен пункт Open, тогда используемым по умолчанию является сервер WScript.

Свойства файла сценариев

Свойства файла сценариев доступны через соответствующее диалоговое окно, которое можно вызвать, щелкнув правой кнопкой мыши на имени сценария в проводнике Windows и выбрав из контекстного меню пункт "Свойства" (Properties). Затем следует перейти к закладке Script, которая показана на экране 1. Два параметра, доступные на этой вкладке, соответствуют двум параметрам командной строки: ключам //T и //Logo (или //Nologo). Если выбрать любой из этих параметров и нажать OK, Windows создаст в одном каталоге с файлом сценария файл .wsh с именем, соответствующим имени сценария (т.е. <имя сценария>.wsh). Это обычный текстовый файл, содержащий описание выбранных параметров, пример его содержимого показан на экране 2. Имеющийся в файле .wsh параметр BatchMode не может устанавливаться через графический интерфейс и соответствует параметру командной строки //B. Если его значение равно нулю (установка по умолчанию), то соответствующий сценарий будет запускаться в интерактивном режиме (//I); если же этот параметр установлен в единицу, тогда сценарий запустится в пакетном режиме (что соответствует параметру командной строки //B). Если нужно использовать эту установку, откройте файл .wsh в Блокноте (Notepad) или аналогичном текстовом редакторе и добавьте соответствующую настройку.

Использование файла .wsh - это единственный способ запуска сценария с предустановленными параметрами выполнения. При открытии файла .wsh соответствующий ему файл сценария запускается через сервер WScript. Довольно странно, что параметр командной строки //H не изменяет используемый по умолчанию сервер сценариев для файлов .wsh. Если нужно из графического интерфейса запустить на выполнение файл .wsh через сервер CScript, щелкните правой кнопкой мыши на имени соответствующего файла и выберите из контекстного меню пункт Open with Command Prompt («Открыть в командной строке»). После этого наберите в окне командной строки:

cscript <имя файла .wsh >

В файле .wsh содержится полное описание пути к соответствующему файлу сценария, поэтому если перенести файл .wsh в какое-либо другое место, то через него по-прежнему можно будет вызывать требуемый сценарий. Следует отметить, что создание файлов .wsh не является строго обязательным, поскольку для запуска сценариев на выполнение с необходимыми установками всегда можно воспользоваться соответствующими параметрами командной строки для CScript или WScript.

Расширения файлов WSH

В Таблице 2 приведен перечень стандартных расширений для файлов, используемых WSH. Автономные файлы сценариев имеют расширения .js или .vbs. Файлы, реализованные на языках, соответствующих каким-либо другим средам выполнения сценариев Active X, имеют собственные расширения (например, .pl для Perl и .py для Python). Автономные сценарии используются чаще всего, поскольку являются наиболее простыми для разработки.

Имеющие формат XML файлы .wsf обладают большей гибкостью по сравнению с автономными сценариями, поскольку могут содержать программный код, написанный на нескольких языках. Они имеют также ряд полезных свойств, таких как возможность включения в сценарий кода из других файлов формата XML, содержащих описания объектов сценариев и имеющих расширение .wsc. Сценарии .wsf и компоненты сценариев .wsc будут обсуждаться более подробно в следующих статьях данной серии.

Я надеюсь, что приведенные здесь сведения помогут внести ясность в понимание назначения компонента WSH и расширений для используемых им файлов. В следующей статье мы рассмотрим файлы .wsf и те дополнительные возможности, которые они предоставляют, по сравнению с автономными сценариями.

Таблица 1. Параметры командной строки для CScript и WScript