Необходимый для этого инструмент должен появиться в результате реализации проекта Smart Market компании «Эванти», представленного на проходившей в Москве конференции ComNews «Развитие широкополосных сетей нового поколения в России — Broadband Russia Forum 2011».

Приложение, устанавливаемое на компьютеры абонентов, позволяет в реальном времени выбрать «полосу движения», наиболее подходящую для решения конкретной задачи (разговор по Skype, загрузка торрента или просмотр видео), и оптимизировать доступ к ограниченным ресурсам, например спутниковым каналам или сетям сотовых операторов.

В зависимости от выбранных скорости, времени доступа или параметров качества обслуживания меняется и стоимость трафика. По заявлению Александра Калмыкова, генерального директора «Эванти», такой подход позволяет оператору не только увеличить на 15–20% доход от предоставления услуг ШПД, но и выровнять нагрузку на сеть — например, благодаря предоставляемому абонентам прогнозу о пропускной способности канала и возможности отложенной закачки некритичных файлов. Более того, решение уже нашло своих сторонников — по крайней мере 10–15% пользователей проявляют интерес к такой возможности.

Стартап-компания «Эванти» в марте 2011 года выделилась из R&D-департамента федерального оператора асимметричного спутникового доступа «Радуга-Интернет» и вошла в состав ИКТ-кластера «Сколково». В реализации проекта Smart Market проекта «Эванти» участвуют специалисты лабораторий экспериментальной экономики МФТИ, вычислительного центра РАН и Орегонского университета. Цель проекта — разработка нового подхода к управлению загрузкой канала передачи данных с использованием методов теории игр и экспериментальной экономики при активном участии в управлении загруженностью канала самих абонентов.

Базой для практических экспериментов стала действующая сеть телекоммуникационного оператора, охватывающая более 200 тыс. абонентов. На основе актуальной информации о текущей и прогнозируемой загрузке канала связи они получили возможность выбора стратегии и тактики использования ресурса и уровня комфортности интернет-доступа. По мнению Александра Калмыкова, абоненты могут влиять на ситуацию в канале гораздо оперативнее оператора — загрузка канала оптимизируется автоматически, в результате выбранных ими моделей поведения. В отличие от конкурентных решений, передающих все рычаги управления оператору, в решении проактивно используются механизмы обратной связи с пользователем.

Надо сказать, что методы теории игр и экспериментальной экономики применимы для оптимизации использования любых других ограниченных ресурсов. Так, в Калифорнии реализуется проект MetroExpressLanes по регулированию доступа автолюбителей к полосам, выделенным для движения общественного транспорта. Водителям будет разрешен въезд на такие полосы, но он станет платным — от 25 центов до полутора долларов за милю, в зависимости от загруженности остальных полос.