Торренты отступают. Видео занимает более половины сетевого трафика.

Ключевыми темами Первого Международного форума «Business Models Media & Telecom 2.0: Ключевые стратегии монетизации», прошедшего в Москве 8 июня, стали нейтральность — технологическая и сетевая, поиск перспективных бизнес-моделей для операторов, варианты партнерства между различными типами игроков, новые концепции, тенденции и перспективы развития рынка. Открывая форум, Наум Мардер, заместитель министра связи и массовых коммуникаций, подчеркнул, что эпоха параллельного развития телекоммуникаций и информационных технологий закончилась. В центре внимания обеих технологий потребитель, которому нужен доступ к инфоресурсам на приемлемых скоростях и по доступным ценам.

Важнейшей задачей регулятора становится обеспечение доступа к информации с учетом таких особенностей России, как протяженность территории, неравномерная плотность населения и различный уровень его платежеспособности. Наум Мардер убежден в необходимости введения принципа технологической нейтральности и новых подходов к нормативно-правовому регулированию отрасли.

Развитие телекома сопровождается постоянной сменой технологий. Каждое следующее поколение предлагает все более высокие скорости и все более низкую стоимость трафика. Так, для Ethernet на протяжении долгого времени десятикратное увеличение скорости передачи данных сопровождалось ростом стоимости портов в среднем всего в два с половиной раза. С появлением 40G и 100G Ethernet это соотношение нарушается: внедрение этих технологий обходится оператору заметно дороже.

Еще сложнее ситуация с беспроводной и мобильной связью. Принятая в РФ практика частотного лицензирования тесно увязывает выданные частоты со стандартами беспроводной связи. Получив частоты, вскоре операторы уже не могут их использовать наиболее эффективным образом — в частности, развертывать сети LTE в диапазонах, лицензированных для предоставления услуг CDMA, GSM и 3G.

Как следствие, возможности операторов и фиксированной, и мобильной связи по модернизации сетей сужаются, более того, под угрозой оказывается прибыльность бизнеса. В ситуации, когда по его собственным каналам более успешные компании оказывают абонентам услуги и даже получают прибыль, у оператора возникает понятное желание либо ограничить им доступ, либо заставить поделиться доходами. В условиях конкурентного рынка жесткие методы не приемлемы — угроза потери абонента заставляет соблюдать принцип сетевой нейтральности, открывая провайдерам услуг доступ к абоненту. Операторы пытаются найти компромисс и предложить новые услуги и бизнес-модели, тем более что на их стороне уникальные конкурентные преимущества и, по крайней мере пока, изобилие возможных бизнес-моделей: только выбирай.

По оценкам Parаllels, в 2017 году оборот российского рынка облачных сервисов достигнет 3 млрд долларов. В перспективе большая часть «коробочных» приложений будет реализована в форме онлайн-сервисов: все ведущие вендоры приступают к продвижению облачных приложений. Microsoft запустил Office 365, Apple — iCloud и AppStore, Google — App Engine, Amazon — Amazon Web Services. В результате на смену реселлерам и дистрибьюторам идут новые игроки. Константин Анисимов, директор по маркетингу и работе с партнерами Parallels, и Николай Прянишников, президент Microsoft в России, уверены, что в нашей стране такими игроками станут операторы фиксированной и мобильной связи, имеющие в своем распоряжении все возможности для быстрого старта облачного бизнеса: пользователей, готовых к новым онлайн-сервисам, мощные центры обработки данных и средства для обеспечения сквозного контроля качества услуг и минимальных затрат на их продвижение.

Другая альтернатива — развитие взаимовыгодных отношений с госсектором. По мнению Константина Солодухина, заместителя генерального директора компании «МегаФон», создание независимой государственной ИТ-инфраструктуры часто оказывается неэффективным: и Великобритания, и США отказались от этих чрезмерно затратных мероприятий. Альтернативой могут стать гибридные облака G-cloud. Частное облако будет содержать информацию, составляющую государственную тайну, а также ресурсы, критичные для государственных структур и граждан; публичное сконцентрируется на обработке запросов внешних пользователей, сервисах социальных сетей, предоставлении общедоступных данных, а также на поддержке веб-представительств. Чем больше операторов станут участвовать в реализации этих программ, тем быстрее в России будут реализованы инфокоммуникационные программы, уверен Костантин Солодухин.

Еще одна тенденция — стремительный рост видеотрафика, объемы которого в 2010 году превысили половину всего сетевого трафика и заметно потеснили торренты и другие файлообменные сети.

По данным «ИКС-Консалтинг», в 2012 году доходы от трансляции видео по запросу превысят 180 млн рублей. Антон Никитин, директор по маркетингу Vidimax, уверен, что доходность видео по запросу на порядок опережает рекламную модель (60 руб. за трансляцию фильма против 5 за показ рекламы) и что оператор доступа, являясь одним из звеньев цепи цифровой дистрибуции, должен как минимум получить свою долю за гарантированную доставку контента потребителю: более того, он может взять на себя продвижение и продажу контента, прием платежей и первую линию поддержки.

В то же время не до конца исчерпан и потенциал традиционной операторской модели. Олег Попов, коммерческий директор МГТС, подчеркивает, что последние несколько лет доходы компании от предоставления услуг ШПД растут в среднем на 50% в год, а вслед за увеличением скорости доступа увеличиваются доходы в расчете на абонента — на 10–20%. В течение 2011–2017 годов медная инфраструктура сети МГТС будет заменена на оптическую по технологии GPON с переключением 100% абонентской базы. Обширная абонентская база и неограниченные возможности сети предоставляют основу для успешного перехода на контентные услуги, уверен Попов.

Сергей Лаврухин, исполнительный директор группы «ОНЭКСИМ», подчеркивает, что еще не поздно инвестировать относительно небольшие суммы в компании, которые имеют потенциал быстрого многократного роста. Через год-другой в этом секторе такая возможность может уже не представиться.