На II международном конгрессе ЮНЕСКО «Образование и информатика» в 1996 году в Национальном докладе Российской Федерации прозвучали слова:

«Одним из важнейших механизмов, затрагивающих все основные направления реформирования образовательной системы России, является ее информатизация, которая рассматривается как необходимое условие и важнейший этап информатизации России в целом. Основой перехода от индустриального этапа развития общества к информационному являются новые информационные технологии (НИТ)...

Информатизация образования рассматривается как одно из важнейших средств реализации новой государственной парадигмы, в рамках которой происходит пересмотр ориентиров с прагматических узкоспециальных целей на приобретение фундаментальных междисциплинарных знаний.»

Для Воронежа, как региона России, информатизация является жизненно важным процессом. Воронеж – центр радиоэлектронной промышленности, здесь в свое время выпускался первый отечественный персональный компьютер — «Электроника-85». Накоплены хорошие традиции подготовки специалистов в области обработки информации и информационных технологий в вузах, что возможно лишь при хороших базовых знаниях, полученных в средних учебных заведениях. Поэтому подготовка молодежи к жизни в информационном обществе находится в центре внимания педагогической общественности. Только развитие информационной инфраструктуры, широкое внедрение НИТ в сферы образования, науки, культуры и управления позволят Воронежу стать полноправным членом мирового информационного сообщества.

Это понимание является определяющим в постановке учебного процесса в воронежском лицее № 1.

Десять лет назад лучшими педагогами города была разработана концепция лицея, утвержден его проект как компьютеризированного учебного заведения в Министерстве образования СССР, были разработаны специальные, экспериментальные учебные программы по таким предметам, как математика, физика, информатика, химия.

В лицее разработана и успешно используется система непрерывного образования по информатике. Информатика в лицее начинает изучаться с первого класса. Школьный образовательный процесс по курсу «Информатика» разбивается у нас на три этапа:

  • первый этап (1-3-е классы) — пропедевтический;
  • второй этап (5-8-е классы) — базовый курс информатики с элементами профильного образования;
  • третий этап (9-11-е классы) — профильное образование в области информатики.

Поскольку лицей является физико-математическим профильным учебным заведением, то профильное направление в области информатики выбрано тоже физико-математическое. Однако в лицее даются знания высокого уровня по таким предметам, как химия, биология, которые также нашли поддержку в курсе информатики. В течение двух последних лет курс информатики в лицее занимает 544 часа, но в более ранние годы на него уходило значительно больше времени. Мы полностью преподаем обычный курс информатики средней общеобразовательной школы. Его изучение завершается уже в середине 9-го класса. Общий же курс информатики для лицеистов у нас намного шире и глубже, поэтому мы почувствовали необходимость серьезной разработки новых учебных курсов по информатике.

Самое пристальное внимание в лицее уделяется языкам программирования, а не просто инструментальным системам. Мы считаем, что именно алгоритмическая культура и знание нескольких языков программирования — это как раз то, что нужно нашим талантливым и одаренным лицеистам. Лицеист должен иметь возможность описать модель того или иного явления. Он выбирает язык программирования и решает задачу с помощью ЭВМ. Той теоретико-практической базы, которую лицеисты получают на профессиональных уроках информатики, им достаточно, чтобы изучить любой другой язык программирования и любую другую операционную систему.

В лицее помимо уроков ОИВТ проводится ряд спецкурсов:

  • Операционные системы;
  • Компьютерное моделирование;
  • Новые информационные технологии;
  • Информационные системы.

За последние годы, в связи с сокращением нагрузки на учащихся, в лицее были выведены из учебного плана спецкурсы:

  • Компьютерная графика;
  • Численные методы;
  • Компьютерная логика;
  • Прикладное программирование.

Однако отсутствие материала этих спецкурсов компенсируется опытно-экспериментальной и научной работой школьников по многим дисциплинам.

Вся структура обучения информатике в нашем учебном заведении предполагает использование интеллектуального и технического потенциала не только лицея, но и вузов Воронежа. В настоящее время лицей является комплексом, состоящим собственно из лицея и Малой Академии Новых Информационных Технологий (МАНИТ). Ранее это была кафедра Воронежского государственного технического университета (ВГТУ). В первые годы становления лицея оборудование, на котором проводились занятия с лицеистами, на треть состояло из оборудования, предоставленного ВГТУ. Это была щедрая помощь лицею. На этом оборудовании проводились занятия по спецкурсам как преподавателями ВГТУ, так и учителями лицея. И в эти годы наметилась такая традиция, как привлечение студентов и аспирантов ВГТУ к опытно-экспериментальной работе (ОЭР) с учащимися в лицее. На этой базе были созданы первые обучающие и контролирующие программы по физике, математике, химии.

По мере накопления компьютеров в лицее доля занятий на оборудовании ВГТУ сокращается. И в последние два года занятия по спецкурсам «Новые информационные технологии» и «Информационные системы» проводятся только в двух классах преподавателями МАНИТ.

В последние четыре года в лицее эффективной является следующая форма работы. Бывшие выпускники лицея, в данный момент являющиеся студентами ВГТУ, активно работают в лицее в рамках ОЭР. Они проводят занятия согласно склонностям подобранных групп учащихся:

  • Программирование на Ассемблере;
  • Программирование компьютерных игр;
  • Разбор олимпиадных задач по информатике.

В данный момент поступили заявки на проведение занятий по программированию на С++ и Delphi.

С появлением в лицее современных компьютеров поменялся стиль преподавания, стала использоваться проектная форма учебной деятельности. Эта форма обучения используется на спецкурсе «Компьютерное моделирование». Проект предполагает самостоятельную исследовательскую работу школьников, в процессе которой учащиеся ищут способ решения некоторой комплексной, межпредметной многоуровневой задачи. Для этого большую часть необходимой информации школьники собирают и анализируют сами. Для подбора информации, выходящей за рамки школьной дисциплины, привлекаются студенты вузов. Например, успешно осуществляется сотрудничество студентов старших курсов Воронежской сельскохозяйственной академии и учащихся 10 «А» класса по теме «Электронный справочник кормов и рационов». Наметились связи со студентами Воронежского государственного педагогического университета на следующий учебный год.

Использование компьютера автоматизирует работу, позволяет увеличить объем перерабатываемой информации. Помимо компьютера, для осуществления проектной деятельности необходимы и другие технологические инструменты: принтер, сканер, цифровые фото- и видеокамеры. Совсем недавно большинство из перечисленных элементов были сложны в управлении и использовались только профессионалами. Сегодня сканеры и цифровые камеры имеют хорошую разрешающую способность, а простота их использования позволяет работать с ними учащимся. Использование новых информационных технологий в учебном процессе стало не только возможным, но и необходимым условием для полноценного получения знаний.

Возможности компьютера позволяют моделировать лабораторные эксперименты, что интенсифицирует учебный процесс и дает возможность для детального объяснения наблюдаемого явления. Модульность построения спецкурса «Компьютерное моделирование» позволяет формировать содержание предмета по усмотрению учителя. Организация осмысленной учебной деятельности возможна при работе двух педагогов сразу. Учитель технологий — специалист по работе с информационными инструментами) и учитель естественного цикла (физика, математика, химия, биология) — специалист по содержанию. Как правило, учитель естественнонаучного цикла во время проведения спецкурса «Компьютерное моделирование» учителем информатики имеет свои часы ОЭР и непосредственно участвует в учебном процессе. Таким образом, в лицее осуществляется проведение проектов по различным направлениям.

В лицее накоплены программы по информатике, математике, физике, химии, биологии, авторами которых являются лучшие программисты-лицеисты. Таких программ много, они делались в различные годы существования лицея под руководством педагогов, и, конечно, если какому-либо учителю нужно автоматизировать или формализовать какой-либо элемент учебного процесса, то можно это сделать, обратившись к преподавателям информатики и спецкурсов в лицее.

Итак, мы рассмотрели общие этапы проведения исследовательской работы в лицее. Теперь посмотрим, каковы результаты.

На данный период в лицее запатентован ряд контролирующих и обучающих работ по физике, химии. Ребята участвуют в самых разных конкурсах программных средств, получают дипломы. Активно участвуют в ежегодных научных чтениях школьников в Воронежском государственном университете по профилям: математика, химия, биология. Большинство разработок осуществлено с компьютерной поддержкой. Лицеисты на протяжении ряда лет занимают первые места в районных олимпиадах по информатике, успешно участвуют в областных олимпиадах, были участниками Российской олимпиады.

Мы видим, как стремительно развиваются новые информационные технологии. Это заставляет нас задумываться о том, как их использовать в учебном процессе. Мы серьезно думаем о том, как держать постоянную, непрерывную связь с лучшими педагогическими коллективами страны. Наши учителя выступают на конференциях различного уровня.

Мы не стоим на месте. Все время идет поиск новых методик и форм организации учебного процесса. Коллектив сотрудников лицея стремится создать для учащихся такие условия, чтобы дети раскрыли свои таланты, выбрали в жизни «свою профессию», стали достойными гражданами нашей страны. Мы всегда рады поделиться своим опытом и уверены, что учебное заведение альтернативного типа необходимо нашему городу.

Енина Зоя Ивановна — учитель информатики Лицея № 1 Воронежа, Тел. 16-56-71