Владимир Паронджанов

Послание инопланетян

   Однажды мне приснилось золотое облако на фоне темных туч. По облаку бежали светящиеся письмена: “Вы, земляне, совершаете большую ошибку. Ваши земные способы записи алгоритмов давно устарели. Они слишком громоздки и трудны для понимания. Над планетой стоит стон: на всех континентах несчастные школьники в муках продираются сквозь джунгли косноязычного алгоритмического текста. Таким варварским способом вы пытаетесь развить у детей алгоритмическое мышление. Но для этого существует более гуманный инструмент – визуальный язык ДРАКОН. Он избавляет детей от ненужных страданий. Самый сложный алгоритм, записанный на ДРАКОНе, становится ясным, как Божий день. Если алгоритмы, которые учат в школе, написать на этом языке, получится наглядный учебник “в картинках”, доступный для самых непонятливых. ДРАКОН позволяет по-новому взглянуть на загадки алгоритмической вселенной, упростить курс информатики, устранить надуманные сложности, превратить алгоритмические мучения в увлекательные уроки алгоритмического творчества. С помощью этого волшебного языка вы, земляне, сможете создать самый легкий учебник на вашей планете и в ближайших галактиках”…

   “А может быть, они правы?”, подумал я. Уже давно я лелеял мечту написать веселый учебник для детворы, понятный даже ежу, в котором используется “самый легкий и приятный” алгоритмический язык. И тем самым опровергнуть набившую оскомину поговорку “не помучишься – не научишься!”. Так родилась книга под названием “Занимательная информатика” (Издательство “Росмэн”, 1998, 200 цветных иллюстраций).
   А теперь поговорим серьезно.

Не пора ли отказаться от устаревших идей?

   Существующие учебники информатики, в том числе вошедшие в последний федеральный комплект, опираются на теорию текстовых алгоритмов, которая во многом исчерпала свои эвристические возможности. Сегодня точкой роста научного знания является теория визуальных алгоритмов, использующая новый, более простой и эффективный понятийный аппарат. Эта теория опирается на принцип гуманизации и эргономизации информатики, обеспечивая существенный рост производительности труда разработчиков алгоритмов и программ. Новая теория приводит не к усложнению, а наоборот, к облегчению познавательной работы учащихся. Она позволяет кардинально упростить учебный процесс, превратить сложный учебный материал в наглядный и доходчивый.
13_01.jpg    Первыми оценили преимущества новых идей работники высшей школы. В 1996 году Госкомвуз утвердил важный документ – “Примерную программу дисциплины “Информатика””, предназначенную для бакалавров. Она построена на основе последних достижений мировой науки и имеет принципиальные отличия от предшествующих программ.
   Для нас наибольший интерес представляет третий раздел программы, который называется “Алгоритмы и алгоритмизация. Визуализация алгоритмов”. Данный раздел построен на основе:
   · теории визуальных алгоритмов;
   · визуального структурного программирования;
   · принципа формализации и эргономизации блок-схем;
   · языка визуального представления алгоритмов ДРАКОН.

   Сравнивая две программы по информатике (для вузов и школы), легко убедиться, что они не согласованы между собой. Парадокс в том, что программа для вузов опирается на современную и более легкую для изучения теорию визуальных алгоритмов, а программа для школы – на устаревшую (и более трудную) теорию текстовых алгоритмов.
   Есть и еще одна неувязка. Вузовская программа предназначена, в частности, для направления 540000 – образование. Это значит, что учителя информатики в педагогических университетах будут изучать теорию визуальных алгоритмов, а придя в школу, столкнутся с отсутствием школьных учебников, построенных на основе этого нового и перспективного направления, способного значительно облегчить труд школьников.

Стоит ли ломать фундамент?

   Предвижу возражения: зачем ломать существующий курс школьной информатики, который рождался в долгих муках? Стоит ли без нужды “упрощать” информатику, неизвестно зачем стремясь к наглядности и доходчивости? Не получится ли так, что вместе с водой мы выплеснем и ребенка? В конце концов, информатика не такой уж трудный предмет!
   Что ж, обратимся к фактам. Шкала И. Сивкова позволяет оценить трудность каждого предмета в баллах. Все учебные предметы ранжированы от 1 (самый легкий предмет) до 11 (самый сложный). Так вот, согласно этой шкале, трудность изучения информатики составляет 10 баллов. Это значит, что информатика относится к числу наиболее сложных для понимания школьных дисциплин.
13_02.jpg    Усилия лучших педагогов, авторов учебников показали, что даже наиболее эффективные методические приемы не позволяют заметно снизить названный показатель (10 баллов). О чем это говорит? О том, что косметический ремонт здесь не поможет. Надо менять фундамент курса информатики.
   Напрашивается такая аналогия. “В средние века за умение делить четырехзначные числа в римской системе счисления давали звание доктора наук. А при переходе к арабским цифрам такое деление легко семи-девятилетний карапуз” (Г. Щедровицкий).
   Переход от текстовых алгоритмов к визуальным по своей научной ценности и педагогической эффективности, образно говоря, аналогичен замене римских чисел на арабские.

Как выйти из тупика?

13_03.jpg    Визуализация (замена текста изображением) – перспективное направление в информатике. Общепризнано, что человеческий мозг в основном ориентирован на визуальное восприятие и люди получают информацию при рассмотрении графических образов быстрее, чем при чтении текста. Средства компьютерной графики представляют собой эффективный инструмент поддержки пространственно-образного мышления человека. Парадокс, однако, состоит в том, что эта важнейшая мысль существует как бы сама по себе и почти совсем не используется в учебниках информатики для выявления мощных резервов пространственно-образного мышления школьников, которое в полной мере раскрывает свои преимущества при замене высокоабстрактного символьного представления на более наглядное визуальное представление алгоритмов и программ.
   Что отсюда следует? Воздавая должное выдающимся заслугам основоположника отечественной школьной информатики академика А. П. Ершова и талантливых продолжателей его дела, которые внесли весьма важный, поистине неоценимый вклад в создание различных концепций школьного учебника информатики, следует вместе с тем усомниться в правильности избранного ими подхода. По мнению автора, сегодня, в эпоху все более широкого развития идей визуализации, ориентация существующих учебников на текстовое представление алгоритмов и программ уже не отвечает потребностям дня и выглядит неоправданным анахронизмом.
   Поскольку этот вывод имеет фундаментальный и поворотный характер, во многом определяющий стратегию дальнейшего развития школьной информатики (по крайней мере тех ее разделов, что связаны с развитием алгоритмического мышления), он, разумеется, нуждается в тщательном и всестороннем научном обосновании. Анализируя проблему алгоритмизации в широком социокультурном и цивилизационном ракурсе, автор провел междисциплинарное исследование, результаты которого изложены в монографии “Как улучшить работу ума” (“Радио и связь”, 1999). Данную монографию можно рассматривать как теоретическое обоснование новых идей, положенных в основу предлагаемого учебника, а также используемого в нем нового понятийного аппарата.

Что такое понимаемость?

   На ошибках мы горим! –
   Мне сказал Алеха.
   Непонятный алгоритм –
   Это очень плохо.
   Мы ошибки победим!
   Надо сделать вот чего –
   Надо сделать алгоритм
   Ясным и доходчивым!

   На заре развития информатики наиболее важными характеристиками качества алгоритмов и программ считались эффективность и надежность, а роль понимаемости (понятности) алгоритмов предполагалась незначительной и зачастую игнорировалась. Однако сегодня положение коренным образом изменилось. Стало ясно, что значительная или даже основная доля интеллектуальных усилий персонала при разработке сложных проектов затрачивается на процесс познания, на восприятие и понимание информации. Поэтому требование познаваемости проектов и алгоритмов и связанный с этим критерий сверхвысокой понимаемости становятся определяющими.
   Аналогичная ситуация имеет место и в системе образования. В школе будущего, где забота об интеллектуальном комфорте и, следовательно, о здоровье учащихся будет иметь первостепенное значение, понятность алгоритмов и программ, вероятно, станет одним из важнейших или даже наиболее важным критерием при оценке качества конкурирующих языков. Словом, при прочих равных условиях победит тот язык, который позволит писать наиболее понятные алгоритмы и программы. Это связано с тем, что непонятные сведения загромождают ум, ибо человек не может ими пользоваться. Непонимание учебного материала вызывает чувство бесполезности учебы.

Станет ли ДРАКОН чемпионом мира?

13_04.jpg    Наиболее мощным средством для улучшения понимаемости является использование визуальных форм представления знаний, в частности визуализация алгоритмов и программ. Однако одной визуализации мало. Необходимо использовать когнитивные и эргономические методы. Я убежден, что наибольшей понимаемостью обладают алгоритмы, написанные на визуальном языке ДРАКОН (Дружелюбный Русский Алгоритмический язык, Который Обеспечивает Наглядность). Этот язык построен путем улучшения (формализации, эргономизации и структуризации) блок-схем алгоритмов и программ, описанных в стандарте ГОСТ 19.701-90.
   Благодаря систематическому использованию когнитивно-эргономических методов ДРАКОН приобрел уникальные эргономические характеристики. Можно предположить, что в будущем ДРАКОН сможет претендовать на звание чемпиона мира по критерию “понимаемость алгоритмов и программ” (в классе процедурных языков).
   Предлагаемый курс информатики построен на основе языка ДРАКОН. Впервые в учебной практике вместо громоздкой текстовой записи алгоритмов используется наглядная графическая запись на языке эргономичных блок-схем. Графическое представление алгоритмов позволяет значительно упростить курс, облегчить усвоение материала, повысить успеваемость, наполнить сердца детей радостью.

КОРОТКО ОБ АВТОРЕ:
Паронджанов Владимир Данилович - к. т. н., Российское космическое агентство, руководитель Общественной лаборатории “Учебник XXI века”.
Тел. (095) 331-50-72, 334-34-13

Книгу “Занимательная информатика” можно приобрести в издательстве “Росмэн”. Тел. (095) 257-41-32, 257-34-61.