Многие современные автомобили еще на этапе сборки оснащаются различными инструментами для повышения безопасности движения. Так, системы контроля усталости анализируют воздействие человека на педали и руль, отслеживая частые подруливания и другие признаки утомления. Кроме того, встроенные камеры оценивают направление взгляда, частоту моргания, зевания и т.д.
Притом, если раньше такие технологии были присущи только автомобилям премиум-класса, то сейчас они нередко применяются в самых разных транспортных средствах, включая грузовики и автобусы. Вместе с тем уже на конец 2018-го в России было зафиксировано более двух миллионов единиц транспорта, подключенных к телематике.
«Как мы неоднократно повторяли, информационный обмен и интеграции между собой различных программных продуктов на сегодня являются главным IT-трендом, и корпоративный транспорта в этом плане не исключение, – отмечает руководитель отдела разработки ПО «СКАУТ-Корпоративные решения» Владимир Шадчнев. – В частности, обладатели коммерческих автопарков все чаще стремятся синхронизировать внешнюю телематику с различными бортовыми системами автомобилей, которые устанавливаются еще на конвейере».
Например, высокую эффективность демонстрируют интеграции телематических решений по контролю стиля вождения с устройствами помощи водителям ADAS. Последние в этом случае выступают как еще один канал сбора данных. То есть, зафиксированная ADAS информация об опасных сближениях с другими транспортными средствами, пешеходами или элементами дорожной инфраструктуры также учитывается в общей оценке безопасности автопарка наряду с показателями по скоростным режимам, частоте и резкости маневров и другими.
«С технической точки зрения не составляет особого труда интегрировать телематику и с штатными системами контроля усталости водителя, – считает Владимир Шадчнев. – Это особенно актуально, поскольку на базе телематических платформ нередко действуют специальные ситуационные центры. Их диспетчеры получают уведомления от телематики и, если нужно, дистанционно помогают водителям справиться с опасной ситуацией. Ведь сотрудник за рулем может просто проигнорировать горящий на приборной доске индикатор, призывающий его остановиться и сделать перерыв на отдых. Однако звонок оператора ситуационного центра, который имеет возможность при необходимости связаться с непосредственным руководством водителя, наверняка, окажется куда более убедительным. Вдобавок актуальные сведения о том, как часто сотрудники управляют корпоративным транспортом в утомленном состоянии, тоже могут выводиться в отчеты телематики и приниматься во внимание при формировании рейтингов по стилю вождения. Это дополнит общую картину безопасности автопарка и соблюдения персоналом требований охраны труда».