На конкурентном изменчивом рынке розничного страхования компании активно ищут пути увеличения рентабельности. Ключевые способы достижения этой цели – снижение убыточности и быстрая реакция на возможности расширения в целевых сегментах. Однако на пути решения этих задач стоит барьер – разрозненные системы, в которых предстраховая проверка заявок на договоры проходит по довольно простой логике. Простота логики сегментации и тарификации не позволяет в достаточной мере управлять убыточностью, а отсутствие гибкости не позволяет страховщикам быстро реагировать на рыночные возможности. Решить эти проблемы и повысить рентабельность страхового бизнеса позволяют централизация, автоматизация и повышение точности сегментации и тарификации на этапе предстраховой проверки.

Проведя анализ бизнес-процессов, компания ВСК пришла к этим выводам и одной из первых на российском страховом рынке приняла стратегическое решение инвестировать в создание единой системы принятия решений для оптимизации предстраховых проверок. Целью создания системы была централизация настройки и исполнения андеррайтинговых стратегий сегментации и тарификации, а также повышение скорости внесения изменений в эти стратегии.


При поиске платформы для создания системы принятия решений компания рассматривала исключительно крупных игроков на рынке бизнес-аналитики. Помимо функциональных возможностей ПО и его способности выполнять задачи «ВСК», учитывался широкий ряд других требований. ПО должно было обладать визуальными интерфейсами настройки без необходимости программирования. Это нужно для быстрой реакции на изменения рынка. Также ПО должно было обеспечивать безотказную работу в условиях большого потока запросов на котировки – типовой ситуации в розничном страховании. В результате тщательного сравнения доступных на рынке решений была выбрана система SAS Real-Time Decision Manager. Помимо соответствия всем требованиям, в пользу решения SAS говорили накопленная экспертиза и богатый опыт успешных внедрений на российском финансовом рынке.

Проект построения центральной системы принятия решений на основе SAS RTDM был разделен на бизнес-фазы, чтобы в максимально сжатые сроки начать получать значимый финансовый результат. Целью первой фазы стала технологически сложная централизация предстраховых проверок в автостраховании. Такая цель была выбрана неслучайно – ее достижение послужило бы своего рода гарантией работоспособности и сроков развёртывания системы для остальных видов страхования, включая процессы урегулирования.

Первая фаза проекта в свою очередь прошла в несколько этапов. Проведенные работы позволили заложить фундамент для расширения системы на весь бизнес компании. Так, на первом этапе первой фазы был проведен предпроект, в рамках которого обследован бизнес-процесс предстраховой проверки, источники данных и источники заявок на договоры. В результате были выявлены технологические риски на ранней стадии и выработан план по их устранению. На втором этапе была проведена интеграция SAS RTDM с ключевыми источниками данных и фронт-системами и настроена стратегия сегментации. На третьем этапе была запущена рабочая среда, где на небольшом потоке договоров автострахования оценивалась эффективность системы. В итоге первая фаза проекта успешно завершилась в начале августа, заняв всего 4 месяца.

Оценив результаты опытно-промышленной эксплуатации, руководство «ВСК» приняло решение о полномасштабном применении системы в крупнейших регионах присутствия компании в РФ.

«Реализованный проект, безусловно, важен для нас. Он позволяет оперативно менять стратегии андеррайтинга, почти без участия блока ИТ и повышает конкурентоспособность и скорость реакции на изменение внешних условий. Это должно позитивно отразиться на рентабельности бизнеса компании. И все эти эффекты усилятся, когда мы перенесем в RTDM андеррайтинговые стратегии по всем массовым видам страхования, а также подключим новые источники данных и внедрим новые рисковые модели», – отмечает Василий Бусаров, вице-президент, руководитель Центра управления страховым портфелем ВСК.

«Есть препятствия, мешающие розничным страховым компаниям в борьбе за долю рынка и маржинальность. Во-первых, это погрешность оценки рисков по заявкам на договоры, часто выполняемой на основе простых бизнес-правил. Во?вторых, это разрозненная, часто «зашитая» в виде кода во фронт-офисных системах логика принятия решений на предстраховой проверке. Такую логику сложно изменять, что не позволяет компаниям быстро реагировать на действия конкурентов или оперативно запускать продажи новых страховых продуктов. Чтобы ответить на оба вызова и увеличить маржинальность, компания ВСК одной из первых на рынке начала создание централизованной системы принятия решений для предстраховых проверок, и мы рады, что для этого компания выбрала именно решение SAS RTDM. Рано или поздно остальным игрокам страхового рынка придется догонять пионеров инноваций», - комментирует Степан Ванин, руководитель направления бизнес-решений для страхового сектора SAS Россия/СНГ.