Простои спецтехники и недобросовестность персонала остаются головной болью многих горнодобывающих предприятий. Причем масштабы этих двух бедствий растут прямо пропорционально развитию карьерной техники и увеличению объемов добычи.
Недешевые простои
Вопреки всем прогнозам 80-х годов прошлого века шахты так и не вытеснили карьеры из горнодобывающей отрасли. По оценкам экспертов, около 50% цветных металлов, 60% угля и львиная доля железной руды в России по-прежнему добываются именно открытым способом. Вместе с тем «легкие» запасы сильно истощились, и сегодня полезные ископаемые, главным образом, приходиться добывать в условиях тяжелого грунта, экстремальных температур и больших глубин залегания. Еще одна важная тенденция – это освоение все новых северных участков недр, удаленных от существующей инфраструктуры. Например, только в Южной Якутии разрабатываются порядка шести железнорудных месторождений с объемом добычи 30 – 40 миллионов тонн в год.
Разумеется, все это означает огромную нагрузку и ужесточение требований к карьерной технике. Так, на сегодняшний день в отрасли наиболее востребованы экскаваторы с объемом ковша в 15, 20 и более кубометров и самосвалы повышенной грузоподъемности. Достаточно вспомнить белорусского исполина грузоподъемностью 450 тонн, вошедшего в книгу рекордов Гиннеса.
Кроме того, карьерная техника должна быть стойкой к экстремально низким температурам и преодолевать значительные уклоны. Не удивительно, что и самые колоссальные машины нередко выходят из строя, не выдерживая жесткие эксплуатационные условия. При этом даже непродолжительный простой такой техники обходится совсем недешево.


Преодолевая человеческий фактор
К сожалению, подводят не только машины, но и люди. К примеру, многие недобросовестные водители карьерных самосвалов не прочь получит оплату за невыполненные по факту рейсы. Причем карьер глубиной в несколько сотен метров – не офис, где можно быстро отследить фактически проделанную сотрудниками работу.
«Рациональность загрузки карьерной техники является краеугольным камнем в работе любой добывающей компании, ведь от этого напрямую зависят объемы добычи и прибыль, – отмечает директор компании С-Телеком, интегратора системы мониторинга транспорта СКАУТ, Борис Шипило. – И здесь важно не только техническое состояние самосвалов, экскаваторов и других машин, но и человеческий фактор. Особенно это касается ночных смен, когда некоторые сотрудники используют любую возможность, чтобы попросту поспать и поменьше поработать, получив за это как можно больше денег. Например, нередки случаи, когда количество ночных выездов значительно уступает дневным. А водители аргументируют это плохой освещенностью маршрута и, соответственно, крайне низкой скоростью передвижения. Но, учитывая труднодоступное местоположение большинства объектов добычи, для руководства горнодобывающих предприятий проверить это не представляется возможным без соответствующих технологий. Поэтому системы спутникового мониторинга постепенно занимают все более важную и обширную нишу в горнодобывающем секторе. В частности, в горнорудной промышленности Забайкальского края проникновение таких систем достигает приблизительно 30 – 40%.
Стоит отметить, что российским разработчикам есть что предложить горнякам: на рынок выходят новые продукты по контролю карьерной техники. Они предоставляют пользователю подробные отчеты по рейсам карьерных самосвалов, позволяют проконтролировать фактически перевезенный объем горной массы, эффективность использования и загрузку экскаваторов и погрузчиков. К тому же такие решения помогают быстро выявлять поломки спецтехники и выстраивать рабочий процесс таким образом, чтобы максимально оперативно проводить ремонты и минимизировать простои».
Бензовозы на ветер
Еще одна серьезная проблема отрасли – пресловутое воровство топлива и ГСМ. В случае с горнодобывающими карьерами речь идет о сговоре водителей карьерной техники и топливозаправщиков. Как правило, заправка осуществляется по специальной топливной ведомости. Однако нередко в этом отчетном документе фиксируется объем в два-три раза превышающий фактически отгруженное горючее. Остальное же продается за наличные деньги по «тарифу», допустим, до 50% от розничной отпускной цены топлива. К слову, на крупных открытых месторождениях по такой теневой схеме всего за одну неделю может «испариться» целая цистерна бензовоза.
«Разумеется, доскональный контроль топлива – это еще одна важнейшая задача, стоящая перед городобывающими предприятиями, – продолжает Борис Шипило. – И в этом деле также могут помочь спутниковые технологии мониторинга. Тем более, существуют специализированные решения именно по контролю работы топливозаправщиков. Как показывает опыт целого ряда компаний, их применение может обеспечить сокращение затрат на горючее до 30%».