Шаг за шагом, развивая и дополняя, не отказываясь от уже существующего, но делая его более совершенным. Чем больше приходится путешествовать по миру по рабочим делам, тем чаще убеждаешься, что все положительное, что отмечаешь в самых разных странах, все изменения происходят именно так. И тем разительнее их контраст с тем, что можно наблюдать в родной стране.

Простой пример: в Москве готовится к запуску линия кольцевой внутригородской железной дороги. Изначально она называлась МКЖД, теперь — МКЦ. По сути, это еще одна линия внеуличного городского транспорта, что-то вроде берлинского S-Bahn, который настолько плотно вплетен в систему общественного транспорта, что не всегда понимаешь, что это уже не совсем метро, это скорее электричка. Если из центра города необходимо доехать до мемориала в Трептов-парке, чтобы поклониться войнам-освободителям, то сначала метро, а затем S-Bahn — оптимальный вариант, тем более, что билет один и тот же — вроде московской карты «Тройка» или питерского «Подорожника». И потому я, как и многие наши сограждане в Берлине, регулярно без проблем всем этим пользуюсь.

Но вот готовится к запуску точно такая же линия в Москве, и читаешь: «Это трата денег!», «Эта линия ничем не лучше метро!», «Совершенно непонятно, почему я должен перестать пользоваться метро и пересесть на эту убожество!» и т.д. и т.п. Мысль, что можно пользоваться и тем и другим, в зависимости от потребности, таким людям и в голову не приходит. Существование двух сущностей в одном пространстве не укладывается в их сознании. Про тех граждан, для которых эта линия — вообще единственный нормальный транспорт в районе, никто и подумать не хочет, что давно уже не удивляет.

Или взять, к примеру, прокат велосипедов. По мнению значительной части сограждан, налицо попытка властей пересадить всех с автомобилей на велосипеды. Весьма простая идея, что пользоваться можно и тем и другим, в зависимости от конкретной ситуации или погодных условий, кажется таким гражданам едва ли не крамольной. Между тем в огромном числе городов мира велосипед — это транспорт, не заменяющий автомобиль или автобус, а дополняющий их. Например, в Корее, которую довелось посетить в августе-сентябре по приглашению компании LG, пошли еще дальше, запустив в небольших городах программу поддержи электротранспорта. Причем не автомобилей, а бесчисленного количества различных электробайков, электроскутеров, сегвеев и бог знает еще чего. Не в качестве замены автомобиля, не с целью их изгнания и репрессий для автолюбителей, а в качестве альтернативы и новой интересной возможности. И вот уже толпы людей с радостью седлают в воскресный день своих или взятых напрокат двух- и трехколесных друзей и едут кто по делам, а кто с семьей на прогулку, ведь к некоторым электробайкам можно прицепить нечто вроде пассажирского прицепа. Смешно? Глупо? В их-то климате, конечно! Да. В их климате. Но дело совсем не в климате.

Какое все это имеет отношение к технологиям? Самое прямое. Все дело в том, что в области технологий постепенное и поступательное развитие и дополнение одних технологий другими — это не попытка каждый раз изобрести велосипед заново, а комбинирование уже существующих решений ради синергетического эффекта. Это то, что позволяет совершать технологические рывки на пользовательском, да и не только пользовательском рынке. Здесь можно привести массу примеров вроде уже навязшего в зубах появления iPhone, но дело не в iPhone. Дело в принципе. В мировоззрении.

И до тех пор, пока мы с вами не научимся смотреть на процессы именно так, а будем жить каждый раз как первые люди на планете, у нас не получится инновационного и технологического развития общества и страны. А получится лишь модульная (отверточная) сборка по чужим схемам и из чужих компонентов того, что нам пока еще разрешают.

И большое счастье, что за подобную работу дают пока чуть больше, чем плошку риса.

Искренне ваш, Олег Капранов.