Почти 20 лет назад, в очень теперь уже далеком 1998 г., я включил телевизор (замечу пожалуй, что тогда его почти не выключал), и на канале MTV-Россия увидел трансляцию премии музыкальных наград европейского подразделения MTV. Там выступала очень крутая группа, которая пела на немецком, рубилась практически всерьез и выглядела вполне себе грозно. Она носила имя Rammstein, трек назывался Du Hast, и тогда он мне показался абсолютной вершиной. Позже я узнал, что у парней яркие сольные концертные шоу, а Du Hast далеко не самая хорошая их вещь, есть многое, что пробирает гораздо сильнее, даже если и не звучит так забойно.

Первый раз я вспомнил об этом и написал небольшой пост примерно год назад, когда на Yet Another Conference on Marketing (ее «Яндекс» традиционно проводит в Москве и на ней анонсирует свои самые новые продукты и сервисы) был представлен проект «Яндекс.Радио», базирующийся на каталоге «Яндекс.Музыки» и предлагающий в онлайн-режиме слушать музыку. Она подбирается с помощью целого пакета сложнейших алгоритмов — того самого рекомендательного сервиса.

Познаем Дзен: Рекомендательные сервисы как средство для отупения

Суть концепции рекомендаций заключается в том, что система изучает ваше поведение, предпочтения, положительные или отрицательные реакции и, основываясь на результатах этого анализа, предлагает вам некую выдачу. В случае с «Яндекс.Радио» она выстраивает ваш трек-лист. Пользователь в дальнейшем может корректировать его, ставя лайки или дислайки, прослушивая треки целиком или пропуская их. Примерно в той же логике работает витрина «Яндекс.Маркета», предлагая именно те товары из гигантского массива предложений, которые могут заинтересовать покупателя.

Тогда же, на примере «Яндекс.Радио», стало понятно, что это действительно эффективно: за пару дней прослушивания трек-лист был выстроен просто безупречно. Я бы даже сказал — пугающе безупречно. В нем стали появляться треки, которые я когда-то заслушивал до дыр, но их названия давно выветрились у меня из головы.

И вот теперь та же механика пришла в «Яндекс.Браузер», в рамках которого и будет преимущественно работать «Дзен». Но на сей раз целью стали новости. Система изучает ваши предпочтения и предлагает максимально релевантные публикации и онлайн-ресурсы. Можно выбрать наиболее привлекательные темы из рубрик вроде «спорт», «бизнес», «технологии», «игры», «кино», «музыка» и проч., а затем корректировать получающуюся ленту. С точки зрения наслаждения чистой машинерией — это отлично.

Проблема в другом. Если бы тогда, в далеком 1998 г., трек-лист церемонии MTV Europe формировался на основе аналогичного рекомендательного сервиса, то я никогда бы в жизни не узнал о существовании Rammstein и не услышал бы впоследствии Feuer Frei!, Du Riechst so gut, Sehnsucht, Asche zu Asche и тоскливую Sonne. Просто потому, что в тот момент эта группа и этот жанр были бесконечно далеки от всего того, что я слушал.

А если бы за несколько лет до этого я, совершенно случайно щелкая ТВ-каналами, не увидел эпичного противостояния Чеснокова и Штиха в матче сборных России и Германии на Кубке Дэвиса по теннису, то не открыл бы одну из главных своих страстей в жизни — профессиональный теннис, который, к слову, добрый десяток лет спустя и стал моей дверью в журналистику.

Это ведь действительно важно. Каждый раз, когда мы расширяем свой кругозор, мы ломаем себя, раздвигаем рамки привычного мира и изменяем свое привычное окружение. Такой выход из пусть и достаточно условной, но зоны комфорта,...

Это не вся статья. Полная версия доступна только подписчикам журнала. Пожалуйста, авторизуйтесь либо оформите подписку.
Купить номер с этой статьей в PDF