Большинство испытаний камер и объективов рассчитаны на профессионалов, и потому в них используются все более изощренные методы тестирования, а обсуждение результатов изобилует техническими деталями и наукообразными подробностями. Это, безусловно, и нужно, и полезно, но зачастую обычному пользователю такие результаты очень непросто примерить на себя. Принимаясь за испытания, о результатах которых пойдет речь ниже, я задал себе два вопроса: уместен ли в них технический подход и можно ли вообще называть меня профессионалом? После некоторого раздумья я решил, что приму за основу другой принцип, поскольку профессионалом не являюсь, т.е. не зарабатываю на хлеб фотографией. За свои снимки (хотя некоторые из них и были иллюстрациями к моим же статьям) я денег никогда не получал. Поэтому после первого взгляда на камеру A7RII, предварительный обзор которой мы опубликовали в октябрьском номере «Мира ПК», я выбрал дилетантский (или, если угодно, любительский) подход. Я взял свой любимый фоторюкзак, подаренный мне моими детьми, положил туда новинку и двух ее «старших сестер» — Sony A7R и Sony A7S, выбрал несколько любимых объективов и отправился колесить по Юго-Западу США, чтобы задать им и себе настоящую работу.

Моя манера мыслить не принесла мне несчастий, их причиной стали мысли других...

Маркиз де Сад

Мы, любители, обречены фотографировать в свободное от работы время, по выходным, в дни праздников и отпуска. Но тратить на увлечение все свое свободное время невозможно. Не так давно я осознал, что моя излюбленная фотоманера — это репортаж, который побуждает снимать быстро, с минимумом приготовлений и без использования специальных инструментов, причем не только жанровые сцены, но и пейзажи, интерьеры, портреты.

На своем веку я сменил несколько систем: двухобъективную зеркальную, дальномерную, три зеркальных. Хотите знать, почему я остановился на беззеркалках Sony? Они органично вписались в мою концепцию компактного и легкого фотонабора для полевой съемки, поскольку весят меньше (легче дальномерной Leica-M), миниатюрнее и к тому же позволяют с легкостью использовать оптику других полнокадровых систем и собственной неполнокадровой (Sony E). Такая возможность многократно усилена помощью при ручной фокусировке: камера отмечает цветным контуром на дисплее и в видоискателе (focus peaking) области, находящиеся в зоне фокуса. Это делает ручную наводку на резкость даже более простой, чем в дальномерных камерах. Многие мои знакомые с успехом используют с беззеркалками Sony объективы зеркальных Nikon и Canon, среднеформатных Hasselblad и Mamiya и проч.

Съемка при высоком значении ISO. Интерьер «Санлайт Студио». Москва. 17 сентября, 17:03

 

Voigtländer Ultra Wide-Heliar 12mm f/5.6 Aspherical II. Диафрагма f/8, выдержка 1/20 с, ISO6500. Встроенная система стабилизации отключена. Съемка с рук. JPG из камеры (без обработки).

Интересная сцена с высококонтрастным освещением разной цветовой температуры. Использование несветосильного объектива потребовало повышения светочувствительности до ISO6500. Шум изображения, конечно, заметен хорошо, но он не настолько привлекает к себе внимание, чтобы испортить общее впечатление от снимка. Это замечательный результат. Если бы я не знал, как работает Sony A7S, то считал бы его непревзойденным.

Ведомый своей фотографической манерой, я поставил главным условием планируемых испытаний простоту и быстроту: никаких стендов, оборудования, шкал и таблиц, специальных помещений и приспособлений. Более того, я решил, что не стану использовать даже столь привычные штатив и вспышку, так как они придают дополнительные вес и объем, которые так тяготят в поездках. И еще: мне всегда претило заниматься попиксельным анализом фотографий и специальными измерениями. Проще, быстрее, понятнее — вот мой девиз. Разумеется, это не означает известного «тяп-ляп»... Хоть кто-нибудь из вас согласен со мной? Нет? Ну что же, я не политик. Меня решительно не заботит, сколько людей пойдут за мной, а сколько — за оппонентами, тем более что мои главные проблемы всегда порождали чужие мнения. Да и цель выбирать уже поздно, ведь она выбрана и, я надеюсь, достигнута?

Она как скрипка на моем плече.

И я ее, подобно скрипачу,

К себе рукою прижимаю.

Давид Самойлов

Камера — столь же незаменимый и столь же горячо любимый инструмент для фотографа, как скрипка — для музыканта, и между ними много общего; с той лишь разницей, что музыкальный инструмент воспроизводит, а фотографический — воспринимает. К тому же в камере любые технические новшества задают тон игре и «звучат» гораздо громче. Нужно заметить, что в моем отношении к фотографии всегда было что-то от мира высокой гармонии, и я всерьез воображал, будто это немая музыка небесных сфер, а мое занятие — что-то сродни беззвучному соло на любимом инструменте. Так возьму же я, наконец, свой инструмент в руки и опишу полученные впечатления, сравнивая их с теми, которые вызывали у меня «старшие сестры» — Sony A7R и Sony A7S.

Ночная съемка. Предприятие по добыче минеральных солей «Сирлс Валли Минералз». Трона, Калифорния. 21 сентября, 6:05

 

Sony Carl Zeiss Sonnar T* 55mm f/1.8 ZA на полностью открытой диафрагме, выдержка 1/60 с, ISO2500. Съемка с рук. JPG из камеры, без обработки.

Демонстрация моего подхода: нет штативу! Снято с рук в предутреннем мраке, хотя, казалось бы, сюжет это исключает. Получилось просто отлично; результат превзошел все мои ожидания. И тени, и света хорошо проработаны, многочисленные детали в них легко различимы (кроме самых ярких областей в зонах источников света), а шумы настолько малы, что фото можно напечатать в формате 90×60 см и более. Безоговорочная победа!

Удобства в обращении с Sony A7RII добавилось несказанно. В моей руке эта камера лежит примерно так же, как скрипка на плече влюбленного в нее музыканта. Видоискатель стал заметно больше, а наглазник окуляра — гораздо комфортнее. Впрочем, мне по-прежнему не хватает нефирменного, с большим резиновым раструбом, полностью затеняющим глаз от бокового света. Такие были у меня в обязательном комплекте двух прежних зеркальных систем, но для Sony я ничего подобного пока не нашел.

Как я радовался малым размерам и весу Sony A7R и Sony A7S! Положил камеру и пару объективов в сумку вместе с рабочим ноутбуком — и фотографируй себе по дороге из дома на работу и обратно! Sony A7RII эту радость подпортила: она стала толще и тяжелее. Правда, весомее всего на 160 г, но эти «всего» не добавляют моим занятиям легкости. Я, разумеется, понимаю, что такова возможная плата за важные новшества (о них речь ниже), но общая масса в 625 г делает новинку тяжелее иных зеркалок (Canon 760D — 565 г), а это уже непростительно. В общем, уважаемые разработчики, пожалуйста, придумайте что-нибудь и верните следующей модели былую легкость хотя бы частично!

Кнопка включения камеры перенесена на правильное место. Теперь она расположена на ручке, в передний край которой врезали колесо управления. Переключатель выбора режимов оснастили фиксатором, без нажатия на который колесо теперь не повернуть, и правильно сделали. Правда, я и раньше ни разу случайно не сдвинул его в другое положение, но мали ли что бывает... В общем, с точки зрения пользователя традиционных зеркальных систем, Sony A7RII приобрела более привычную эргономичность. Конечно, мне бы хотелось видеть фиксатор еще и на колесе экспокоррекции, поскольку несколько кадров я испортил, случайно задев это колесо и внеся ненужную поправку. Но это скорее придирка.

Темный интерьер. Фойе отеля «Даунтаун Гранд». Лас-Вегас, Невада. 22 сентября, 18:21

 

Mitakon Zhongyi Speedmaster II 50mm f/0.95. Диафрагма f/1.1, выдержка 1/30 с, ISO400. Съемка с рук. JPG из камеры (без обработки).

Прекрасная сцена, но очень сложный сюжет для любого цифрового фотоаппарата. Обнаженные источники света, большой перепад яркости, обилие сложных тональных переходов, множество мелких деталей в тенях и светах требуют от матрицы значительной широты динамического диапазона. Как видим, Sony A7RII справилась на отлично, не испортив ни одной детали и тщательно проработав полутона.

Отсек для карты памяти расположен там же, где и раньше. Он столь же легко самопроизвольно открывается, когда я перехватываю камеру пальцами рабочей (правой) руки. Хорошо, что при этом камера не включает тревогу и не прекращает снимать. Возможность использовать вторую флеш-карту, как это принято в профессиональных камерах других систем, так и не добавили, зато — не очень понятно, зачем — изменили положение SD-карты в корпусе. У «старших сестер» она устанавливалась в слот спереди назад, а теперь — справа налево. На мой взгляд, от этого ничего не изменилось, а вот выработанному автоматизму движений вредит. Впрочем, если избавиться от предшественниц, то, возможно, привыкнуть к этому будет проще.

Замок крышки батарейного отсека теперь ориентирован иначе, и требуется приложить большее усилие, чтобы открыть его. Это я приветствую, потому что часто задеваю замок пальцами, из-за чего раньше крышка сразу открывалась, а теперь — нет.

На беду свою, старая «хворь» беззеркальной системы Sony прогрессирует — я имею в виду неадекватность батареи потребностям камер. Sony A7RII стала расходовать энергию еще быстрее, чем ее предшественница. При включенном дисплее процент заряда снижается буквально на глазах. За полтора года работы с Sony A7R мне лишь дважды не хватило одной батареи на день съемок, теперь же две — это правило, а не исключение, а нередко требуется и третья. Кстати, при съемке видео полного заряда хватает лишь на 30–40 мин, и потому мастерам данного жанра следует носить с собой много запасных батарей.

Wake up Neo. The Matrix has you.

Morpheus

 

Самое главное номер один: Sony A7RII оснащена совершенно новым сенсором Exmor R BSI CMOS с 42 млн приемных ячеек изображения. Его совершенство состоит в том, что слой электродов в матрице расположен не над фотодиодами, а под ними. Благодаря этому, светоприемные ячейки получают больше света, который к тому же входит в них под более пологим углом. В результате возрастает светочувствительность и расширяется динамический диапазон.

Пейзаж в контровом свете. Рассвет над горами Манти-Ла Саль и разломом Уайт Рим в Дэд Хорс Пойнт. Национальный парк «Каньонлэндз». Юта. 23 сентября, 6:23

 

Sony Carl Zeiss Vario-Tessar T* FE 16-35mm f/4 ZA OSS, фокусное расстояние 21 мм. Диафрагма f/5.6, выдержка 1/200 с, ISO100. Съемка с рук. Обработка RAW (ARW) с ослаблением интенсивности теней и светов в Adobe Camera RAW.

Мой любимый сюжет и весьма серьезное испытание для матрицы и оптики: открытое солнце в кадре, чрезвычайно высокая контрастность сцены с глубокими тенями и ярчайшими светами. Многие зеркальные камеры почти наверняка спасовали бы, а матрица Sony A7RII сохранила большинство деталей. Яркое рассветное небо хорошо проработано. В темных участках изображения заметен шум среднего уровня, возникший при «вытягивании» деталей, который тем не менее совсем не испортил картинку.

В процессе тестирования я сравнивал Sony A7RII с Sony A7R и убедился, что рабочая светочувствительность матрицы — до ISO6400, а иногда и выше. «Рабочая» в данном случае означает, что при таком значении шумы изображения визуально переносимы: они не бросаются в глаза и не портят изображение. К слову, у Sony A7R нельзя назвать приемлемым даже ISO1600, не говоря уже о более высоких значениях.

При съемке новой камерой доступно значение светочувствительности вплоть до ISO102400, т.е. в этом она как бы наследует возможности Sony A7S. Но здесь не все столь однозначно. Во-первых, хотя такие значения камера и отработает, особого смысла в полученной фотографии не будет — все забьет шум. Во-вторых, я даже на Sony A7S не задираю планку так высоко, неоднократно убедившись, что в настоящее время ISO25600 представляет собой скорее технический интерес. Иными словами, практического смысла ISO102400 пока не имеет. Почему пока? Да потому, что уже анонсирована Sony A7SII с ISO409600, и у нее рабочими могут оказаться и ISO25600, и более высокая чувствительность. Это мы скоро узнаем.

Работа внутрикамерной стабилизации. Шериф округа Гранд за ленчем в ресторане «Закс». Моав, Юта. 24 сентября, 12:20

 

Mitakon Speedmaster II 50mm f/0.95 на полностью открытой диафрагме, выдержка 1/8 с, ISO50. Съемка с рук. JPG из камеры (без обработки).

Представители власти США обычно не любят, когда их фотографируют. На мой взгляд, всегда следует просто испросить разрешения, и это чаще всего вознаграждается. Шериф сидел за ленчем в самом слабо освещенном углу ресторана, поэтому я решил усложнить работу системе стабилизации и нарочно задал минимальную чувствительность. SteadyShot IBIS прекрасно показала себя, позволив увеличить длительность выдержки на три ступени. Это очень здорово! Видимая на фото мягкость рисунка — это свойство объектива Mitakon Speedmaster II 50mm f/0.95 и вообще любого сверхсветосильного объектива на полностью открытой диафрагме. Она не имеет ничего общего со смазыванием изображения из-за дрожи в руках.

Динамический диапазон матрицы Sony A7RII (мне всегда больше нравился устаревший ныне термин «фотографическая широта») также увеличился. По моим оценкам, матрица «старшей сестры» ограничивалась широтой в 12,3 экспозиционных ступеней, в то время как «младшая» демонстрирует без малого 14 (по данным Jim Kasson — около 13,6 ступеней). Следовательно, уже в ходе съемки матрица «вытягивает» больше деталей в тенях и светах, а при постобработке (например, в Adobe Camera RAW и Adobe Photoshop CC) удастся добиться еще большего, выравнивая контрастность и повышая детализацию картинки. На практике это позволяет получить лучшую проработку облаков на небе в солнечный день.

Другими важными преимуществами новой матрицы следует признать пониженную краевую засветку соседних светоприемных ячеек (блуминг) и напрямую связанные с этим более плавные переходы полутонов. Яркие (светящиеся) объекты на очень темном фоне смотрятся четче, не так сильно размываясь окружающими ореолами, как у Sony A7R. Причем в условиях привычного освещения ни один из цветов, даже красный, с которым нередко возникают неприятности, не разливается за пределы контуров окрашенного им объекта. Таким образом, получить, как говорят, «звенящую» резкость на картинке стало гораздо проще, чем раньше (если, конечно, не подведет оптика).

Подчеркну, что матрица, несомненно, самое важное приобретение новой камеры, ставящее ее на первое место в ряду полнокадровых беззеркалок Sony.

Будет тверд твой прицел,

пусть не дрогнет рука...

Армейская песня

 

Самое главное номер два: Sony A7RII — первая камера семейства SonyE/FE, оснащенная системой стабилизации изображения, т.е. компенсации дрожания. Официально эта система именуется пятиосевой (5-axis) Sony SteadyShot IBIS (In-Body Image Stabilization). Заметьте, стабилизация реализована не в объективе, а в теле фотоаппарата, что означает опережение возможностей камер Canon и Nikon, у которых стабилизация пока остается уделом специальных объективов. Sony SteadyShot IBIS значительно расширяет возможности системы, позволяя снимать в условиях недостатка освещения, в том числе — а это самое важное — с неавтофокусными объективами и оптикой сторонних производителей.

Широкий динамический диапазон. Интерьер жилища индейцев Навахо. Блафф Форт, Юта. 25 сентября, 18:10

 

Sony Carl Zeiss Vario-Tessar T* FE 16-35mm f/4 ZA OSS, фокусное расстояние 16 мм. Диафрагма f/4, выдержка 1/30 с, ISO1250. Съемка с рук. Обработка RAW (ARW) с «просветлением» теней и ослаблением светов в Adobe Camera RAW.

Во дворе Блафф Форта воссозданы жилища поселенцев этой области, какими они были в конце XIX в. В индейской хижине, более напоминающей вигвам, нет источников искусственного освещения. Только через открытый вход внутрь попадает двукратно отраженный свет с улицы.

Сцена очень контрастная и «злая» для матрицы любой цифровой камеры. При постобработке пришлось немного «пригасить» света и повысить прозрачность густых теней. Должен отметить, что в итоге интерьер отлично проработан. Матрице удалось сохранить значащие детали на ярком свету. Детализация великолепная, уровень шума в тенях заметен только при пристальном разглядывании.

Некоторые из коллег по цеху — я не стану показывать на них пальцем, чтобы избавить от стыда — распространяли панические заметки на тему того, что, якобы, эта самая внутрикамерная стабилизация неэффективна, нестабильна, реагирует на дрожь рук неадекватно. Проведенные мною испытания показали: она работает, причем вовсю и «на отлично». Sony SteadyShot IBIS эффективна с «родными» и «неродными», автофокусными и неавтофокусными объективами, а кроме того, дает фотографу запас в три дополнительные ступени экспозиции. В общем-то, и обычной камере объектив с фокусным расстоянием 50 мм, как правило, не позволяет получать четкие изображение без смазывания в случае съемки с рук при выдержке теоретически менее 1/50 с, а на практике — 1/60. Включение же Sony SteadyShot IBIS позволит вам снимать при выдержке 1/8 с. Во всяком случае, мне — позволила, этопроверено и подтверждено. Для беззеркальной системы Sony в данном случае это особенно важно, так как в ее арсенале нет объективов с фиксированным фокусным расстоянием 50 мм и оптической стабилизацией (Optical SteadyShot, OSS). Она, правда, имеется в зум-объективах, перекрывающих 50 мм, — в Sony 28-70mm f/3.5-5.6 OSS и Sony Zeiss Vario-Tessar T* 24-70mm f/4 ZA OSS. Однако для меня и многих других этого явно недостаточно. И еще следует отметить, что для портретной съемки в арсенале системы Sony FE есть только один объектив — Zeiss Batis 85mm f/1.8, оснащенный системой оптической стабилизации. Анонсированный еще 22 апреля, он на момент сдачи мною этой статьи в продаже еще не появился. Теперь же у меня есть отличная (правда, неавтофокусная) альтернатива — Leica 90mm f/2.8 Tele-Elmarit-M, который имеет массу всего 226 г и замечательно работает не только на пленэре, но и в помещениях, если включить Sony SteadyShot IBIS.

Если чудо объяснимо, то это всего лишь фокус.

Поговорка

 

Самое главное номер три: Помимо системы автоматической фокусировки (АФ) по контрастным зонам, как это было у Sony A7, A7R и A7S, новая камера оснащена еще и фазовой, использующей при работе 399 зон в кадре. Принцип ее работы более сложный — требуются дополнительные аппаратные ресурсы. Временами она несколько капризничает, но работает гораздо эффективнее и быстрее. Правда, есть одно «но»: нормально работать «по фазе» можно только при достаточном количестве света, прошедшего через объектив. Иными словами, фазовой системе АФ требуется оптика адекватной светосилы, а при диафрагмировании до f6.3–f8 и далее она перестанет функционировать.

Работа автоматической фокусировки. Менеджер магазина «Маршаллс». Хендерсон, Невада. 28 сентября, 15:22

 

Sony Carl Zeiss Sonnar T* 55mm f/1.8 ZA на полностью открытой диафрагме. Выдержка 1/60 с, ISO100. Съемка с рук. Обработка RAW (ARW) с исправлением перспективных искажений и обрезкой изображения в Adobe Camera RAW.

Частый сюжет при репортажной работе и непростая задача как для фотографа, так и для камеры: удержать в фокусе глаза быстро движущегося человека. При съемке в помещении и отсутствии дополнительного света (вспышки) она еще более усложняется.

В нашем случае глаза объекта находились в центре поля зрения камеры, поэтому была активирована следящая фокусировка. Менеджер магазина активно двигалась и жестикулировала. Пока глаза располагались в плоскости, параллельной плоскости матрицы, все было неплохо. Но вот дама развернулась, двинулась — и в момент спуска затвора система автофокусировки промахнулась, из-за чего глаза выпали из зоны резкости.

По моим наблюдениям, АФ у Sony A7RII работает более быстро, чем у «старшей сестры». Это особенно заметно при работе с «родными» объективами системы Sony FE, что достойно всяческих похвал. А вот оптика для «большой» (зеркальной) системы Sony/Minolta A скромнее. При использовании Sony Carl Zeiss Sonnar T* 85mm f/1.4 с адаптером LA-EA4 время реакции АФ сократилось, но в условиях недостатка освещения фокусировочная группа линз продолжает «рыскать» так же, как и при работе с Sony A7R, т.е. автоматика заставляет мотор перемещать стекла вперед-назад, повторно подбирая их положение для обеспечения резкости.

Не слишком порадовала меня система следящего АФ, при которой нужно выделить объект, а автоматика перемещает линзы, удерживая его в зоне резкости. В моем случае недостаток был выявлен с самым что ни есть «родным» объективом Sony Zeiss Sonnar T* 55mm f/1.8 на полностью открытой диафрагме и был вызван быстрыми движениями самого объекта, которые система не успевала отследить.

Автоматический баланс белого. Отдел игрушек в магазине «Росс». Боулдер, Невада. 28 сентября, 16:24

 

Sony Carl Zeiss Sonnar T* 55mm f/1.8 ZA на полностью открытой диафрагме. Выдержка 1/500 с, ISO100. Съемка с рук. JPG из камеры, без обработки.

При быстрой съемке невозможно выставлять баланс белого по серой шкале, да ее в ряде случаев и не бывает под рукой. Поэтому посмотрим, как работает автомат.

На этом снимке внутрикамерный баланс белого почти безошибочно оценил цветовую температуру сцены и правильно отрегулировал цветность. Обращаю ваше внимание на прекрасную передачу бликов на костюмах разведчиков Империи. Видимые зеленые хроматические аберрации — свойство использованного мною объектива (и вообще оптической схемы Carl Zeiss Sonnar); их можно удалить при обработке в Adobe Camera RAW.

Но это вовсе не означает плохой оценки, ибо, повторяюсь, стандартный режим работы АФ можно только похвалить. В общем, спасибо Sony за новую фазово-контрастную систему, но, похоже, данную функцию стоит совершенствовать.

А из зала мне кричат: давай подробности!

Александр Галич

 

У Sony A7RII есть еще несколько важных усовершенствований, которые почему-то упускают в своих обзорах даже лучшие представители фотографической общественности. Но я все же просто не могу не упомянуть о них.

Во-первых, затвор теперь обладает пониженной вибрацией и гарантированным количеством срабатываний — не менее 600 тыс. Это значительно превышает ресурс любой зеркальной системы, что понятно — зеркала-то нет. А вибрация перестала досаждать приверженцам длительных выдержек (Sony A7R из-за сильной встряски при срабатывании затвора была вообще мало неприменима для такой работы).

Передача оттенков красного. Человек-паук в «Парти-стор». Хендерсон, Невада. 28 сентября, 17:38

 

Sony Carl Zeiss Sonnar T* 55mm f/1.8 ZA на полностью открытой диафрагме. Выдержка 1/200 с, ISO100. Съемка с рук. JPG из камеры, без обработки.

Ярко-красный цвет иногда не слишком хорошо воспроизводится цифровыми системами. Если им залиты значительные поверхности, то границы окрашенных областей теряют четкость; цвет как бы «переливается» через край и замазывает окружающие области.

Как видим, матрица Sony A7RII прекрасно передала все оттенки красного. В зоне резкости красные контуры четкие, без размазывания, градационные переходы в красных полях плавные, без «ступенек».

Есть у затвора и другая замечательная особенность: можно активировать бесшумный режим его работы (электронный затвор), отлично зарекомендовавший себя (во всяком случае, у меня) еще в Sony A7S. Камера вообще перестает издавать какие-либо звуки при съемке, особенно если пользоваться ручной фокусировкой. Однако у этой функции есть ограничение: в условиях слабого освещения, когда требуются длительные выдержки, скорость работы электронного затвора может совпасть со скоростью считывания информации с матрицы. Это вызывает образование на снимке продольных темных полос (так называемый rolling shutter). Мне не удалось установить, при каких значениях выдержки, диафрагмы и ISO возникает этот феномен, поскольку я не обнаружил четкой количественной привязки одного к другому. Возможно, другие испытатели смогут выработать конкретные рекомендации, для того чтобы обойти эту неприятность.

Во-вторых, в Sony A7RII переделали всю механику байонета для крепления оптики, серьезно усилив этот узел. Ранее из-за преобладания пластмассовых компонентов он был менее надежен, особенно при работе с тяжелыми длиннофокусными объективами других систем. Теперь же, как утверждают, можно присоединять к байонету все что угодно. Каюсь, я делать этого не пробовал, поскольку такой подход не соответствует моей доктрине компактного и легкого оборудования. К тому же мне просто не нужно использовать длиннофокусные монстры. Но за новый байонет — отдельная благодарность создателям Sony A7RII.

Уличный репортаж при сложном освещении. Музыкант играет «Пинк Флойд» на Фримонт-стрит. Лас-Вегас, Невада. 29 сентября, 12:26

 

Sony Carl Zeiss Sonnar T* 55mm f/1.8 ZA. Диафрагма f/2.2, выдержка 1/100 с, ISO100. Съемка с рук. JPG из камеры, без обработки.

Традиционно «проблемный» сюжет с неудачным светом (в спину объекту). Попробуйте исправить это на месте! Значит, приходится довольствоваться тем, что есть, и доверять работу внутрикамерной автоматике.

Матрица прекрасно отработала полутоновые переходы и сохранила детали не только в тенях, но и в ярких светах. Уровень шума пренебрежимо мал. Детализация превосходна. В зонах размытия едва различимы зеленые и фиолетовые контуры хроматических аберраций, но это уже свойство оптики, а не матрицы.

Начитавшись сообщений о том, что при продолжительной съемке видео в стандарте сверхвысокого разрешения (4K) камера перегревается и самопроизвольно выключается, я решил проверить, так ли оно на самом деле. Это был единственный эксперимент, поставленный мною вне концепции, о которой я твержу здесь с самого начала. Я поставил на стол будильник, напротив него расположил камеру с SD-картой емкостью 64 Гбайт, свежезаряженной батареей и неавтофокусным объективом, навелся на циферблат и включил запись видео в 4K. Процесс видеофиксации, продолжавшийся 29 мин 40 с, закончился из-за того, что за это время обнулился заряд батареи. Ни перегрева, ни самопроизвольного выключения камеры не произошло.

А напоследок я скажу:

Прощай, любить не обязуйся.

Белла Ахмадулина

Я испытывал Sony A7RII при трудно переносимых температурах (40 о С), на сильном ветре, в условиях песчаной бури, под палящим солнцем и в других непростых «обстоятельствах образа действия». Я перепробовал с ней большую часть своей оптики и обнаружил, что с некоторыми объективами она работает лучше, чем «старшие сестры».

 

Детализация изображения. Двигающиеся камни на Рейстрек-Плайя. Долина смерти, Калифорния. 2 октября, 10:50

 

Sony Carl Zeiss Vario-Tessar T* FE 16-35mm f/4 ZA OSS, фокусное расстояние 16 мм. Диафрагма f/8, выдержка 1/500 с, ISO100. Съемка с рук. JPG из камеры, без обработки.

Секрет «ползающих» камней раскрыт: их передвигает сильный ветер по влажной после дождей почве (см. след движения). Высохшая влага оставила на бывшем дне озера интересный рисунок, который послужит нам для оценки работы камеры.

Детализация превосходна: видны не только трещины, но и минимальные по размерам крупинки почвы. Даже низкоконтрастные элементы рисунка проступают совершенно отчетливо.

Достоинства этого инструмента с лихвой перевешивают его недостатки.

Пару дней назад один из друзей спросил меня: не жалею ли я, что купил Sony A7RII? Он имел в виду, не стоит ли ему немного подождать с покупкой, ведь цена может понизиться. Я ответил, что действительно цена высока, и имеет смысл подождать. Хотя теперь я уже не столь в этом уверен.

Я не обязуюсь любить Sony A7RII, ибо по отношению к камерам и оптике я человек ветреный. Настанет пора, выйдут новые — и я могу изменить прежним. Но радость, многократно испытанную при работе с этим инструментом, я не забуду. Я сохраню ее в памяти точно так же, как и радость от работы с теми системами, которыми владел раньше. Ведь задача каждой из них состоит не только в том, чтобы фиксировать для нас окружающее, но и в том, чтобы доставлять нам при этом особое, ни с чем не сравнимое, незабываемое наслаждение.

Купить номер с этой статьей в PDF