Mark Hachman. What Windows Phone needs: A truly fabuous flagship phone. PCWorld, январь 2015.

 

Microsoft нужен флагман

Microsoft предлагает целый ряд устройств, которые мало что говорят непосвященному. Но это не значит, что развитие платформы Microsoft Windows Phone идет в неверном направлении. Просто на практике, никакого конкретного направления развития нет вовсе. Microsoft пора, наконец, сформулировать для себя преимущества платформы Windows Phone и приступить к их капитализации, выпустив флагманский телефон, обладающий всеми необходимыми для этого чертами. Такими словами заканчивается посвященный Windows Phone отчет, который был опубликован 4 декабря прошлого года. Его автор рисует туманные перспективы намерения компании продолжить выпуск телефонов начального уровня и среднего класса. А анемия разработчиков только усугубляет существующие проблемы.

И, по большому счету, он прав.

У Apple имеется iPhone; у Google — семейство Nexus

 

Представивший отчет Ян Доусон из компании Jackdaw Research рекомендует Microsoft акцентировать внимание на тех чертах, которые отличают Windows Phone от Apple iOS, доминирующей на рынке смартфонов старшего класса, и операционной системы Android, заполонившей все прочие сегменты. Похоже, разработчики Windows Phone нацелились на ту же часть рынка, что и Android, решив поставлять недорогие и качественные телефоны. Вот только объемы клиентской базы у них явно не дотягивают до конкурента. Чтобы переломить складывающиеся тенденции, Доусон рекомендует Microsoft представить узнаваемый флагманский телефон, и в этом я с ним совершенно согласен.

Возможно, спасать семейство Lumia уже слишком поздно, в том числе и из-за порочного круга разработки приложений. Отсутствие пользователей означает снижение потенциальных доходов. Это удерживает разработчиков от создания приложений для указанной платформы, а потребители, которые могли бы проявлять к ней потенциальный интерес, отворачиваются от нее из-за отсутствия приложений.

В отчете отмечается, что рыночная доля Windows Phone в IV квартале 2014 г. достигла своего максимума в 3,4% и с тех пор неуклонно снижалась. В какой-то степени это объясняется тем, что поставки в прошлом году сохранились на уровне 34 млн. устройств.

Так что же делать? Перейдем к рассмотрению проблемы и ее возможных решений.

Будут ли дешевые телефоны, выпускаемые независимыми производителями, способствовать дальнейшему продвижению платформы Windows Phone? Возможно, они помогут расширить пользовательскую базу, но на этом все и заканчивается

 

Проблема: оборудование младшего класса и клонируемые приложения

К сожалению, при чтении отчета меня не покидало ощущение, что платформа Windows Phone ограничена телефонами для продажи в Walmart. Сейчас, по данным AdDuplex, на самую дешевую, 500-ю серию телефонов приходится около 40% всех поставок Lumia. За последние два года наиболее популярная модель Lumia 520 значительно опередила ближайших конкурентов. Согласно данным, опубликованным Counterpoint Research, за ней идет модель Lumia 625, которой продано почти в 2 раза меньше. И это неудивительно, ведь цена Lumia 520 на сайте Amazon сейчас составляет около 30 долл. или 80 долл. в разблокированном виде.

«Наиболее логичное объяснение этому заключается в том, что в сегменте недорогих устройств (единственном, где удалось закрепиться аппаратам Windows Phone) продукты Microsoft представляют собой недорогую, но при этом достаточно качественную альтернативу устройствам Android, — указал Доусон. — Microsoft и Nokia ясно очертили свои ключевые преимущества перед другими платформами в этом рыночном сегменте, что в результате и помогло им добиться довольно заметных успехов».

К сожалению для Microsoft, аналогичной тактики придерживается и Google. Телефоны Moto G и Moto E имеют достаточно качественные комплектующие и стоят недорого. А это, в свою очередь, оказывает дополнительное давление на платформу Windows Phone, которой не хватает качественных приложений.

Большое внимание Доусон уделил описанию «программного разрыва» между Windows Phone, iOS и Android. Это наглядно прослеживается на представленной здесь диаграмме: более половины наиболее популярных приложений, размещенных в магазине Windows Phone Store, относятся к категориям «общего характера» (оказавшиеся здесь случайно и выполняющие второстепенные функции), «заменителей» (разработанные в качестве замены именитым приложениям, не представленным в Windows Phone Store) или «плагиата» (здесь название говорит само за себя).

Результаты следующего исследования, в общем, уже понятны, но если взглянуть на диаграмму, то они становятся еще более очевидны: пользователям iOS доступны самые лучшие и яркие приложения. Пользователям Windows Phone в этом отношении повезло гораздо меньше.

Microsoft нужен флагман

Проводя аналогию, Windows Phone можно сравнить с Nintendo в мире смартфонов. Подобно играм Mario, Zelda и Donkey Kong для Nintendo, платформа Microsoft Windows Phone зиждется на небольшом числе основополагающих технологий — Office и Skype. Перенос программного обеспечения и сервисов Microsoft на другие платформы — например, Office на Android или iOS — повышает их ценность и продлевает им жизнь, но вместе с тем существенно снижает ценность собственного оборудования Microsoft.

 

Решение: что такое Windows Phone?

Доусон предлагает решение, основанное на трех ключевых принципах: поиск более эффективного способа привлечения разработчиков. создание и демонстрация флагманского телефона, акцентирование внимания на отличительных особенностях Windows Phone.

В определении «отличительных особенностей» и заключается загвоздка. Microsoft до сих пор не обозначила, что же представляет собой Windows Phone. Аналогичной болезнью на начальном этапе страдал планшет Microsoft Surface, но после того как компания провозгласила, что он ориентирован на выполнение офисных задач, Surface начал завоевывать популярность в среде пользователей.

Microsoft нужен флагман

Похожим образом Microsoft пыталась поступить и с Windows Phone, но здесь такая стратегия не имела успеха — в какой-то степени потому, что телефон, помимо производственного инструмента, является еще и персональным развлекательным устройством. Платформа Windows Phone продолжала пребывать в пространстве с неясными очертаниями, а клиентам предлагалось достойное оборудование за небольшие деньги. Но добиться успехов в продажах таким образом очень сложно.

Давайте оставим «программный разрыв» – речь здесь идет лишь о привлечении внимания разработчиков. Однако Microsoft сама должна управлять собственной судьбой. Так что же может сделать компания для улучшения ситуации?

Microsoft нужен флагман

1. Подчеркивание основополагающих факторов. Устройства Windows Phone делают все, чего вы вправе ожидать от смартфона, не хуже, а может быть, и лучше, чем конкуренты. Они оснащены надежными комплектующими и отличными камерами, тесно интегрированы с Outlook и другими системами электронной почты, имеют хорошего цифрового помощника в лице Cortana и приложения для социальных сетей (Twitter и Facebook). Даже недорогие телефоны Windows Phone смотрятся здесь совсем неплохо, и фрагментации этой ОС почти не прослеживается: фактически каждое устройство Windows Phone работает под управлением WP8 или 8.1. Отсюда вывод: Lumia — лучший смартфон, который вы можете себе позволить.

2. Предоставление гибкости. Любой, у кого накопилось уже несколько устройств Windows Phone, знает, что они очень похожи одно на другое, что не может не огорчать. В этом и заключается оборотная сторона преемственности: если вы покупаете очередной Windows Phone, весьма велики шансы получить на новом красочном экране клоны давно знакомых приложений и данных.

Что можно сказать об устройствах Samsung TouchWiz и HTC Sense? Android предоставляет разработчикам каркас, позволяющий вносить что-то свое и экспериментировать, активно вовлекая в этот процесс лояльных поклонников. Microsoft ничего подобного не допускает. И фактически у каждого очередного экземпляра Windows Phone (бедный, бедный HTC One M8), сделанного Microsoft, мы не видим той гибкости, которую предоставляет Android. Разместить приложение в Windows Store может любой желающий, но Microsoft не позволяет HTC переделать начальный экран. И это шаг назад.

Если в момент первого появления операционной системы Microsoft Windows Phone от нее исходило ощущение свежести, то сейчас пришло время сравнить ее с наработками других производителей

 

В точности так же Apple поступает с каждым очередным поколением iPhone. И, представляя новое поколение, компания вовсю трубит о том, что в новой модели вы получите именно то, чего так долго ждали. Поступает ли таким образом Microsoft? Да никогда.

3. Флагмана делает функционал. Ходят слухи о появлении Lumia со встроенной 50-Мпикс камерой. Лично я отношусь к этому с определенной долей скептицизма. Но Microsoft нужно сделать хотя бы что-то, вызывающее восторг у клиентов, — а не ограничиваться предоставлением облачного хранилища OneDrive неограниченного объема.

А когда Microsoft выпускает нечто действительно инновационное, вы слышите об этом? Я — нет. Лично на меня приложение Lumia Selfie особого впечатления не произвело. На мой взгляд, оно чрезмерно акцентирует внимание на лице. («Да, мама, на заднем плане перед тобой знаменитая скала Хаф-Доум. Верь мне, это действительно так».) Но в Lumia Selfie разрешены две важные задачи. Во-первых, съемка ведется задней камерой, и вам больше не понадобится фронтальная камера с разрешением 5 Мпикс, которая есть только у модели Lumia 735. А во-вторых, на других платформах такого приложения просто нет.

Nokia Lumia Icon — это не только запоминающийся телефон, это еще и запоминающееся имя

 

Дерзай, Microsoft! Стремись к звездам! Пусть каждый пользователь Windows Phone, купивший себе Lumia 520, надеется, что однажды он приобретет Lumia Zeus, фаблет с 6-дюймовым экраном с разрешением 4K, который подключается к Xbox One и разблокируется при приближении умных часов Microsoft Band. Если же тебе это не удастся, попробуй, по крайней мере, убедить мир в том, что твои продукты действительно отличаются от выпускаемых конкурентами.

4. Магия имен. Для людей, которые ассоциируют устройство со своей новой BMW 325i, имя играет особую роль. Лично для меня цифры — это всего лишь обозначение продуктов нового поколения. Если больше не означает лучше, это приводит к путанице.

А вот имена формируют интимную ауру. Имя не обязательно должно быть теплым и притягательным: все мы знаем, что имеют в виду люди, говоря о том, что любят свой Nexus, свое Связующее Звено. Но когда имена продуктов Microsoft содержат только цифры, у меня возникает вопрос: «А что это?». Поскольку все продукты выглядят одинаково, я вынужден искать спецификации и дату выпуска.

Тот, кто умеет читать между строк, наверное, заметил, что Доусон приводит много аргументов как за, так и против Windows Phone. Но нельзя списывать многомиллиардные инвестиции так же легко, как это делают в Barnes & Noble's, пробуя выпускать электронные ридеры, а затем отказываясь от них. Будучи потребителем, я хочу иметь более широкий выбор. Но и Microsoft тоже должна захотеть от Windows Phone чего-то большего.

Купить номер с этой статьей в PDF