Реклама

NVIDIA GeForce GTX 960: Maxwell изменит восприятие игр для ПК

В битве за «наилучшее восприятие» игр для ПК появился новый участник. Представив модели GeForce GTX 980 и 970 для премиального сегмента, компания NVIDIA обратила свой взор на сегмент энтузиастов игр, воспроизводимых с разрешением 1080p. Модель GTX 960 стала первой по-настоящему массовой версией видеоплат, созданных на базе мощной и при этом обладающей поразительной эффективностью энергопотребления процессорной архитектуры Maxwell.

GTX 960 демонстрирует выдающиеся графические возможности, поддерживая частоту 60 кадр/с при разрешении 1080p даже на наиболее требовательных к ресурсам играх со всеми включенными опциями. А при цене всего в 200 долл. GTX 960 обещает произвести настоящий фурор.

 

Maxwell для массового пользователя

Прежде чем приступать к тестам, давайте кратко познакомимся с ключевыми особенностями GTX 960.

Видеоплата использует новый графический процессор GM206, изготовленный по 28-нм технологии. Напомню, что в платах GTX 970 и 980 установлен процессор GM204. Во многих отношениях GTX 960 представляет собой плату GTX 980, урезанную наполовину. GTX 960 содержит 1024 ядра CUDA, 16 потоковых мультипроцессоров, 32 растровых и 64 текстурных блока, т.е., ровно половину от того, что предлагает GTX 980. Потрясающе эффективная архитектура Maxwell и здесь проявила себя в полном блеске: весьма скромный показатель TDP, равный 120 Вт, позволяет плате оставаться тихой и холодной даже при высокой нагрузке, открывая путь к применению различных трюков и дополнительному разгону, о котором будет рассказано чуть ниже.

Плата длиной 24 см занимает в корпусе два отсека и имеет двухканальный порт DVI, порт HDMI 2.0 и три разъема DisplayPort.

Согласно спецификациям, плата GTX 960 оснащена памятью GDDR5 емкостью 2 Гбайт и 128-разрядной шиной, возможностей которой, на первый взгляд, кажется явно недостаточно. Однако в NVIDIA считают, что улучшение буферизации в Maxwell в сочетании с технологией цветовой дельта-компрессии третьего поколения помогает графическому процессору GM206 использовать пропускную способность памяти гораздо эффективнее по сравнению со своим предшественником, ядром CUDA Kepler GM106. В ходе нашего тестирования недостаток пропускной способности памяти не слишком ощущался, а ее ограниченный объем при запуске игр с разрешением 1080p (на которое и ориентирована плата) не имеет особого значения.

Да и что вы, собственно, хотите получить за 200 долл.? Тем не менее неплохо было бы увидеть 3—4 Гбайт памяти или хотя бы более широкую шину. В этом случае новая плата гораздо увереннее смотрела бы в будущее.

Помимо оборудования, плата GTX 960 отличается теми же программными приемами, что и ее более мощные собратья 900-й серии: технология освещения Voxel Global Illumination, VR Direct, Dynamic Super Resolution, Multi-Frame Antialiasing — все это здесь имеется. Режим Dynamic Super Resolution, в котором игры воспроизводятся с более высоким разрешением, чем поддерживает ваш монитор, после чего число пикселов уменьшается до экранного уровня, повышает качество изображения, но для GTX 960 он не так полезен, как для GTX 980. Дело в том, что побочный эффект в виде снижения производительности видеоплаты среднего класса ощущается гораздо сильнее. На более скромных играх типа World of Warcraft или League of Legends визуальные эффекты не приводят к снижению частоты кадров.

Весьма скромный показатель TDP, равный 120 Вт, позволяет плате GTX 960 оставаться тихой и холодной даже при высокой нагрузке, открывая путь к применению различных трюков и дополнительному разгону.

Технология NVIDIA Multi-Frame Anti-aliasing с выпуском GTX 960 обрела новое дыхание. Антиалиасинг сглаживает визуальные ступеньки и неровности в играх, однако производительность при этом, как правило, снижается. MFAA нормализует визуальное представление объектов, сочетая это с антиалиасингом множества фрагментов, но на показателях частоты кадров это фактически не сказывается. Тестирование показало, что 4xMFAA по сравнению с 4xMSAA обеспечивает примерно тот же уровень визуальной точности. При этом частота кадров в зависимости от конкретной игры оказывается на 8—15% выше. Никакой расточительности!

Наши эталонные тесты не поддерживают MFAA, потому что эта технология не совместима с видеоплатами AMD. Но у NVIDIA она при использовании приложения GeForce Experience активизирована по умолчанию и служит для оптимизации игр в автоматическом режиме. Постепенно MFAA обретает популярность. Поначалу эта технология была совместима примерно с 20 играми, а теперь их круг охватывает практически все игры с поддержкой DirectX 10, DirectX 11 и MSAA, за исключением Dead Rising 3, Dragon Age 2 и Max Payne 3.

Видеоплата GTX 960 и ее графический процессор GM206 поддерживают также кодирование и декодирование H.265. Между тем платы GTX 970 и 980 позволяют осуществлять только кодирование H.265. Модель GTX 960 обеспечивает также «защиту контента» HDCP 2.2 при передаче информации по кабелю HDMI. Другими словами, плата GTX 960 имеет все шансы оказаться в числе фаворитов при воспроизведении потокового видео 4K Netflix (если, конечно, когда-нибудь дисплеи 4K обретут всеобщую популярность).

Два вентилятора и толстые изогнутые трубки теплоотвода делают плату ASUS Strix похожей на сову

 

Новая графическая плата NVIDIA поддерживает также DirectX 12 — игровой интерфейс API следующего поколения, включенный в состав Windows 10.

 

ASUS GTX 960 Strix и EVGA GTX 960 SSC

А теперь давайте перейдем от теории к практике. Нами были рассмотрены два образца GTX 960: ASUS Strix с охлаждающей системой DirectCU II и плата EVGA GTX 960 SuperSC (SSC) с охлаждением ACX 2.0+.

Помните, я говорил, насколько холодными и эффективными получились у NVIDIA эти платы с архитектурой Maxwell? Независимые производители графических плат уже успели воспользоваться этой эффективностью. На платах ASUS и EVGA вентиляторы даже не включаются до тех пор, пока температура не достигнет 55 и 60 о С соответственно. А сочетание эффективности Maxwell с охлаждающими решениями, реализованными в этих платах, позволяет наслаждаться тишиной при запуске большинства обычных, имеющих скромные аппаратные требования игр, таких как League of Legends, The Walking Dead, а также большая часть инди-игр и глобальных стратегий.

Температура ASUS Strix в наших тестах достигала 58 о С, но это произошло только после серьезного разгона и запуска теста Furmark, который в материалах NVIDIA называют «вирусом энергопотребления». У платы EVGA SSC температура при максимальной нагрузке доходила до 75 о С, а при нормальных сценариях вентилятора было практически не слышно. Обе платы даже при крутящихся вентиляторах работали очень тихо. Настолько тихо, что порой становилось даже жутковато.

Обе платы изначально поддерживают довольно впечатляющий разгон. И если контрольный образец NVIDIA GTX 960 работал на частоте 1126 МГц и разгонялся до 1178 МГц, то устройство ASUS Strix функционирует на частотах от 1253 до 1317 МГц, а продукт EVGA SSC — на частотах от 1279 до 1342 МГц. Я пытался было искусственно понизить их тактовую частоту до уровня контрольного образца NVIDIA, но у меня ничего не вышло. Программное обеспечение для разгона, поставляемое с платами, позволяет уменьшать частоту только на 90 МГц. Разгоняются же платы ASUS и EVGA на 127 и 153 МГц соответственно.

ASUS Strix имеет стандартный для GTX 960 набор портов

 

Модель EVGA GTX 960 SSC стоимостью 210 долл. с охлаждающей системой ACX 2.0+ оказалась чуть длиннее контрольного образца GTX 960. Длина ее составляет 26 см. Под двумя вентиляторами расположены довольно массивный радиатор, а также пластина охлаждения, поддерживающая на должном уровне температуру памяти и полевых транзисторов. Предложенное решение позволяет уменьшить температуру графического процессора еще на 5 о С. В отличие от 6-контактного разъема питания контрольного образца GTX 960, разъем питания EVGA SSC имеет восемь контактов. В комплект поставки включены 8-контактный кабель питания, переходник с DVI на VGA, наклейки EVGA, рекламный постер и диск с установочной утилитой, на котором имеется также утилита разгона EVGA PrecisionX.

Плата EVGA GTX 960 SSC поддерживает сразу две программы BIOS, переключение между которыми осуществляется физическим переключателем. По умолчанию используется программа dBi BIOS, включающая вентиляторы при температуре 60о С. Для повышения производительности можно также использовать SSC Performance BIOS. При выполнении тестов мы остановились на программе dBi BIOS, которая выбирается по умолчанию. Переключение на SSC Performance BIOS, как правило, увеличивает частоту смены кадров в играх на 1—3 кадр/с. Однако при запуске Bioshock Infinite после переключения с dBi BIOS на SSC Performance BIOS она выросла с 60,18 до 76,01 кадр/с.

После снятия охлаждающей системы печатная плата ASUS GTX 960 Strix предстала перед нами во всей своей красе

Плата ASUS Strix, предлагаемая за 215 долл., своими вентиляторами и изогнутыми толстыми трубками теплоотвода напоминает сову. Длина ее чуть меньше, чем у контрольного образца GTX 960 (21,6 см). Отличительными чертами платы являются помеченные выходы и большая, полностью металлическая пластина. В комплект поставки входят переходник с DVI на VGA и диск, на котором находится утилита разгона ASUS GPU Tweak.

 

Тестирование GTX 960

Мы протестировали платы, используя новую тестовую конфигурацию: процессор Intel Core i7 5960X с жидкостным охлаждением, 16 Гбайт оперативной памяти высшего класса Corsair Vengeance LPX DDR4, твердотельный накопитель Intel 730 емкостью 480 Гбайт и т.д.

Платы GTX 960 сравнивались с аналогичными по цене предложениями: EVGA GTX 970 FTW с ACX 2.0, Zotac GTX 760 AMP! Edition, Visiontek Radeon R9 270X и ASUS R9 280X DirectCU II TOP. Сама компания NVIDIA проводит сравнение GTX 960 с Radeon R9 285, но, увы, в нашем распоряжении таковой не оказалось.

Готовы? Отлично. Начнем с частоты кадров и Bioshock Infinite. Фактически, все современные графические платы уверенно справляются с плавающими островами Колумбии, сделанными на игровом движке Unreal 3. Правда, средняя частота кадров не отражает того, что платы GeForce время от времени спотыкаются на этой игре. Все испытанные нами в последнее время платы NVIDIA демонстрировали в тесте Bioshock Infinite минимальную частоту кадров, выражаемую однозначными числами. Конечно, опускается она до таких значений довольно редко, но когда это происходит, дефекты становятся видны невооруженным глазом.

NVIDIA GeForce GTX 960: Maxwell изменит восприятие игр для ПК

 

Разгон GTX 960

В рекламе NVIDIA утверждается, что GTX 960 — настоящая мечта оверклокера, и это действительно так. Я не был уверен в том, что многое смогу выжать из плат с учетом того, что и ASUS, и EVGA предлагают неплохой разгон без всяких дополнительных манипуляций. Но как же я ошибался.

С помощью одного лишь программного обеспечения, включенного в комплект поставки, не затрагивая температурных профилей и напряжения питания, я сумел заметно повысить тактовую частоту каждой из указанных моделей.

 

Тактовые частоты EVGA SSC

Первоначально: 1279 МГц (основной режим), 1342 МГц (турборежим), 1753 МГц (память).

После разгона: 1366 МГц (основной режим), 1429 МГц (турборежим), 1940 МГц (память).

 

Тактовые частоты ASUS Strix

Первоначально: 1253 МГц (основной режим), 1317 МГц (турборежим), 1800 МГц (память).

После разгона: 1400 МГц (основной режим!!!), 1464 МГц (турборежим), 1933 МГц (память).

В рекламных материалах NVIDIA утверждалось, что тактовую частоту контрольного образца удалось поднять до 1450 МГц без повышения напряжения питания и увеличения скорости вращения вентилятора. Столь высоких скоростей нам добиться не удалось, но и 1400 МГц — весьма неплохой результат. Напомню, что по умолчанию контрольный образец GTX 960 работает на частоте 1126 МГц.

Если же засучить рукава и заняться регулировкой напряжения питания и скорости вращения вентилятора, ASUS Strix и EVGA SSC могут пойти еще дальше. Обе платы вполне нормально вели себя даже при тех температурах, когда они уже должны были демонстрировать нестабильность. Другими словами, у каждой из них имеется хороший запас для еще более серьезного разгона.

Но что принесет нам увеличение тактовой частоты с точки зрения частоты кадров? Рост не поражает воображение, но опять-таки вспомним, что платы уже изначально неплохо разогнаны. И если бы плата GTX 760 разгонялась так же, как эти модели, ее результаты были бы весьма впечатляющими.

NVIDIA GeForce GTX 960: Maxwell изменит восприятие игр для ПК

 

NVIDIA GeForce GTX 960: в поисках наилучшего восприятия

Фактически, GTX 960 — предел мечтаний массового пользователя. Протестированные нами модели устойчиво выдавали 60 кадр/с на всех играх с максимальными настройками, а при использовании MFAA качество становится еще выше. GTX 960 не греется и работает на удивление тихо. А самое главное, эта плата стоит дешево.

Компания NVIDIA рекомендует GTX 960 в качестве замены устаревших GTX 560 и 660. По сравнению с ними GTX 960 действительно станет существенным шагом вперед с точки зрения производительности и эффективности энергопотребления. (Если же у вас имеется GTX 760 или даже GTX 670, преимущества модернизации становятся менее очевидными.) В любом случае, GTX 960 окажет серьезное давление на следующее поколение графических плат Radeon, которое пока еще не было анонсировано.

Техническое превосходство GTX 980, и особенно GTX 970 за 330 долл., уже заставило AMD существенно снизить цены на свои графические платы старшего класса. Теперь, после появления GTX 960, стоит ожидать снижения цен и в массовом сегменте. Предлагая GTX 960 за 200 долл., а не за 250 (как это происходило раньше с платами для энтузиастов GTX 760 и Radeon R9 285, предназначенными для работы при разрешении 1080p), NVIDIA сигнализирует всем о серьезных намерениях вступить в битву за кошельки пользователей.

Плате AMD Radeon R9 285, конкурирующей с GTX 960, придется упасть в цене до 200 долл., а возможно, и ниже, если учитывать превосходство NVIDIA в эффективности энергопотребления. (После скидок многие модели предлагаются именно в этом ценовом диапазоне.) Эффект от игрового пакета AMD Never Settle больше не ощутим (по крайней мере, на Amazon и Newegg). Тем самым былые преимущества Radeon нивелируются.

Хотелось ли мне увидеть более существенный прирост производительности при переходе от GTX 760 к GTX 960? Конечно. Не помешало бы и увеличение памяти для кадрового буфера. Однако плата NVIDIA GTX 960 отлично справляется с тем, для чего она предназначена, – с воспроизведением игр с разрешением 1080p и приемлемой частотой кадров при максимальных настройках. И платами ASUS Strix и EVGA SSC вы, без сомнения, останетесь довольны.

Купить номер с этой статьей в PDF