Тимофей Бахвалов

За неделю до фестиваля онлайновые торговцы… сворачиваются. Перестают принимать заказы, работает лишь самая дорогая (но гарантированная) доставка и т.д. Возобновляется торговля спустя неделю, а то и позднее, после Праздника Весны.

Все предновогодние закупки населения по большей части касаются провианта в супермаркетах – вот уж где действительно яблоку негде упасть. Причина такой предновогодней потребительской онлайновой «пассивности» проста. Даже членам семьи в Китае принято дарить на Новый год, как, впрочем, и на прочие праздники, не что-то материальное, а «Хочу четыре раза» – красные конверты с деньгами, которыми одаряемый волен распорядиться впоследствии по своему усмотрению.

Изначально 11 ноября был праздником «одиночки». Празднование даты (11.11) «четыре раза один» было придумано студентами, для того,чтобы найти свою половинку. Но праздник со смыслом Forever Alone Guy имел все же довольно негативную окраску. Однако с развитием электронной коммерции атмосфера изменилась до кардинально позитивной. Не в последнюю очередь это обусловлено трепетным отношением жителей Поднебесной к нумерологии. Ведь произношение слова «единица» на китайском созвучно со словом «хочу». «Четыре раз хочу» – это ведь совсем другое дело!

За один день фестиваля потребления «Хочу четыре раза» с помощью платежной системы Alipay.com в онлайновых магазинах Taobao.com и Tmall.com (все три принадлежат консорциуму Alibaba Inc.) было куплено товаров на 19,1 млрд. юаней (3,08 млрд. долл.). На Taobao.com потрачено 5,9 млрд. юаней, а в Tmall.com – 13,2 млрд. юаней, что в 3,6 раза больше, чем истратили в 2011 г. (5,2 млрд. юаней).

За неделю до фестиваля система Alipay предусмотрительно запустила акцию «Пополни баланс заранее и получи бонусы», но пиковая нагрузка была столь велика, что ее не выдержали не серверы Alipay, а платежные системы крупнейших банков Китая. С 1 ч 15 мин до 2 ч ночи жители Пекина и всей провинции Сычуань не могли пополнить балансы Alipay с помощью карт China Construction Bank. Те же проблемы возникли и у систем Bank of China и Industrial Bank, однако банки не предоставили точных данных о времени сбоя.

За первые 10 мин через Alipay прошли 250 млн. юаней. Отметка в 1 млрд. (это больше, чем средний дневной оборот всего офлайнового ритейла Гонконга) была взята на 37-й минуте, 5 млрд. – под утро, в 8 ч 16 мин, еще 8 млрд. юаней – за полчаса до обеда и 10 млрд. юаней – в 13 ч 35 мин. Более 100 млн. юаней было внесено с помощью мобильных телефонов. В общей сложности, за сутки в Apilay было совершено 1,058 млрд. транзакций.

Самые выгодные предложения (скидки в среднем составляли 50%, но доходили и до 90%) были расхватаны за первые же секунды после полуночи. Обязательно нужно учитывать, что для среднестатистического китайца даже двухчасовое полуночное бодрствование, не говоря уж о бессонной ночи, – настоящий подвиг. Но чем не пожертвуешь ради выгодного шоппинга – один только интернет-магазин Jack & Jones продал на Taobao.com товаров на 119 млн. юаней, и это в 3 раза больше, чем было реализовано за то же время в прошлом году.

Не отставали от лидера рынка и другие ритейлеры – Suning Tesco c 9 по 11 ноября продала почти 3 млн. единиц товаров на сумму около 150 млн. юаней. Оборот по сравнению с обычными днями вырос в 20 раз. Продажи 51Buy.com, специализирующегося на реализации бытовой техники и электроники, возросли по сравнению с прошлым годом в 10 раз и в сумме превысили 120 млн. юаней. Посетителей 360buy.com было в 2 раза больше, чем в обычный день. Всего было совершено 4,5 млн. покупок на сумму свыше 25 млн. юаней.

Но проблема прошлого года не исчезла. Даже в обычные дни, по разным оценкам, на долю Taobao.com приходится около 65% совокупного трафика 10 крупнейших курьерских служб Китая. С Taobao.com в прошлом ноябре было доставлено свыше 20 млн. посылок. И многим покупателям приходилось ждать товара две-три недели, а то и больше.

Хочу четыре раза

В этом году службы снова захлебнулись в товаре и разруливали проблемы почти неделю. И что примечательно, компании готовились, и готовились очень неплохо! Десять упомянутых выше компаний доставки увеличили количество курьеров почти вдвое – до 800 тыс. человек. Добавлено было почти 30 тыс. транспортных средств, из них 10 тыс. грузовиков вывела на дороги YTO, вызывавшая в прошлом году огромное количество нареканий. Складские площади выросли на 200 тыс. м 2 . Бюджетная компания YundaEx в прошлом году была названа в китайской блогосфере худшей по результатам 11.11, но в этом году не отстала от конкурентов благодаря открытию 70 новых процессинговых центров и 120 новых направлений доставки.

Для обслуживания складов и сортировки посылок было дополнительно нанято в общей сложности 65 тыс. человек. Одновременно на период повышенной загруженности сотрудникам, работающим в две, а кое-где и в три смены подняли зарплаты до 8000 юаней в месяц.

Впервые к доставке товаров, купленных в Tmall.com по акции 11.11, подключился государственный гигант China Post. В прошлом году менеджмент China Post фестиваль проигнорировал, что, впрочем, характерно для любых подобных мастодонтов.

В результате вышеупомянутых усилий с потоками товара в столицу дело обстояло весьма и весьма неплохо. Вместо обычных двух-трех дней, посылки с промышленного юга Китая приходилось ждать пять-шесть. Системы онлайнового трекинга всех без исключения служб доставки регулярно зависали. Когда же трекинг вновь оживал, я несколько раз обнаруживал, что курьеры, не справляясь с объемами, просто ставили отметку «Адресат недоступен, доставка перенесена на следующий день».

Впрочем, грех жаловаться – работа у курьеров адская, и даже в такой пиковый сезон, сроки доставки, по российским меркам, фантастические. Причем это относится и к отправлениям. Курьер любой службы обычно приходит за пакетом в течение получаса после вызова. Доставка посылки весом 1–2 кг в любую точку Китая стоит 12–15 юаней (это меньше 2–2,5 долл.) и редко занимает больше трех дней.

Но, согласно многочисленным новостям, в провинции дело обстояло хуже, чем в Пекине. Посылки терялись, бились, и в суматохе шоппинговой истерии в разных частях страны были угнаны несколько грузовых мотороллеров, наполненных бандеролями. Впрочем, покупатели ничего не потеряли, кроме времени и упущенной выгоды. Все отправления были застрахованы, и утрата возмещается транспортными компаниями безоговорочно. Для доказательства ценности посылки нужно лишь показать курьеру информацию о связанном с номером квитанции платеже в личном компьютере – и никакой бумажной волокиты.

Согласно China Internet Network Information Center, на начало ноября 2012 г. Интернетом пользуется 543 млн. человек (чуть больше 41% населения). И из них меньше половины – 201 млн. человек — хотя бы раз совершали в нем покупки. Поэтому задел для развития огромный. Об этом свидетельствует также и то, что в этом году в 11.11 активно участвовали потребители не только из крупных мегаполисов, таких как Пекин, Шанхай, Гуанчжоу и Шэньчжэнь, но и из провинциальных городов с населением от 1 млн. человек.

Ожидается, что рынок e-коммерции к 2015 г. достигнет в Китае отметки в 18 трлн. юаней – это в 5 раз больше, чем показатель 2010 г. К 2015 г., согласно плану развития экономики КНР до конца 12-й пятилетки, онлайновые продажи превысят 9% от общего оборота всего ритейла страны. Цифры кажутся вполне достижимыми, ведь в 2008 г. этот показатель составлял лишь 1,16%, а в 2011 г. уже достиг 4,32%.

Я же сделал собственный прогноз: 11.11 следующего года объемы платежей через Alipay превысят 30 млрд. юаней. В эту цифру я не включаю объекты недвижимости и автомобили, продажи которых вырастут, по самым скромным оценкам, в 15–20 раз.

Уже в этом году 10 девелоперских и риелторских компаний за день продали на Taobao.com 3700 квартир по средней цене в 1 млн. юаней. Наибольшей популярностью пользовались объекты в Шанхае, Ханчжоу и Сучжоу. Также было реализовано 600 новых автомобилей представительского класса.

И в заключение еще один факт, ярко характеризующий динамику развития электронной коммерции в Китае. В начале ноября Народный суд округа Сьяошан удачно запустил эксперимент – через Taobao.com начали продавать конфискованное имущество. Первой была реализована квартира в Ханчжоу. При стартовой цене в 280 тыс. юаней за 35,12 м2 заплатили 356 тыс. юаней. Были сделаны 33 ставки.

На сайте http://sf.taobao.com регулярно появляются автомобили и квартиры, конфискованные по решению судов самых разных регионов и уровней. Для участия в аукционе необходимо было предоставить персональные данные и внести возвращаемый в случае проигрыша залог. Taobao.com не берет комиссию за обеспечение сделок по распродажам конфискованного имущества (обычно она составляет от 0,2 до 5%), он и в дальнейшем намерен помогать «бороться с коррупцией»… Вот такие дела.