Государственная комиссия по развитию и реформам Китая затратила всего месяц на утверждение плана второго этапа развития экономики. Правительство озабочено растущей инфляцией и намерено использовать самые разнообразные инструменты поддержания темпов роста экономики.

 

Поднебесный блог. Так много всего…

 

Для понимания масштабов – с 2008 г., с того времени, когда наступил мировой экономический кризис, до начала 2012 г. Китай потратил на проекты стимулирования экономики 4 трлн. юаней, а в прошедшем 2011 г. его ВВП превысил 50 трлн. юаней.

В планах более сотни энергосберегающих инициатив.

На субсидирование энергосберегающих решений будет выделено 36,3 млрд. юаней. Из них 25,6 млрд. получат производители кондиционеров, холодильников и прочей бытовой техники; 2,2 млрд. – производители LED и других энергоэффективных осветительных решений; по 6 млрд. -- производители авто с двигателями до 1,6 л и моторные заводы. Результатом субсидий должно стать повышение внутреннего спроса на 450 млрд. юаней до конца календарного 2012 г. В среднесрочной же перспективе эта цифра вырастет на порядок.

 

Поднебесный блог. Так много всего…

 

На период до конца 2012 г. на новые автомобильные и железные дороги будет потрачено 170 млрд. юаней и 500 млрд. юаней соответственно. На строительство бюджетного жилья будет направлено почти 150 млрд. юаней. Одновременно с этим в 10 крупнейших городах на малый бизнес снизят налоговую нагрузку сразу на 40%. К 2015 г. ожидается, что весь малый и средний бизнес Китая будет платить налогов в 2 раза меньше, чем сейчас. Кроме того, в экономику в виде инвестиций в качестве эксперимента будут влиты 100 млрд. (из имеющихся 299 млрд.) средств пенсионного фонда провинции Гуандун. Доходы будут соразмерно распределены между пенсионерами, а в случае, если инвестиции окажутся неэффективными, правительство гарантирует возмещение потерь.

Согласно последнему отчету Министерства торговли КНР, объем интернет-торговли в 2011 г. составил 5,88 трлн. юаней – это около 12,5% от всего ВВП. На розничную торговлю пришлось 750 млрд. юаней, что составляет примерно 4% от всего (в том числе и офлайнового) ритэйла. Утверждается, что уже более 40% всего малого и среднего бизнеса Китая так или иначе использует в своей деятельности электронную торговлю.

 

Поднебесный блог. Так много всего…

 

Количество пользователей Интернета, которые покупают онлайн, превысило отметку в 194 млн. человек. Всего же пользователей Сети в Китае на конец мая нынешнего года – 512 млн. человек. В результате Минторговли Китая скорректировало прогнозы о том, когда экономика Китая станет первой в мире в плане онлайновой торговли и обгонит США – она перенесла срок с 2015 г. (озвученный в конце прошлого года) на 2013 г.

В мае на китайском телевидении появилось новое телешоу «Кусочек Китая», посвященное исключительно кухне в Поднебесной. В вечер премьеры в онлайновом магазине Taobao.com было сделано 5,4 млн. поисковых запросов по упомянутым в передачах закускам и продуктам. А в течение последующих пяти дней были совершены 7,2 млн. релевантных покупок. За указанный период на 71% по сравнению с обычными дневными показателями возросли продажи пароварок. Причем на 33,4% увеличилась реализация пароварок из камня и керамики, поскольку у людей вырос интерес к упомянутой в передаче медленной готовке. Но самое интересное, в 18 раз возросла продажа ветчины из горных районов Дали Бай провинции Юннань.

На такой скачок запросов администрация Таобао отреагировала мгновенно, запустив промо-кампанию «Кусочек Таобао». Только за один день свыше 8300 продуктов с соответствующими тегами были проданы на 22 млн. юаней. Инициативу подхватили Baidu.com и Sina.com, введя соответствующие рекламные поисковые сервисы.

Еще один феномен онлайновой торговли – бэби-бум. В этом году Дракона (знак, который в Китае считается самым счастливым и важным), будет рождено примерно на 5% детей больше, чем обычно. Доходы индустрии товаров по уходу за детьми в минувшем году составили 2,23 млрд. юаней, а в следующем ожидается рост до 7,19 млрд. юаней. И все это благодаря молодым матерям, которые уделяют внимание, в первую очередь, качеству товаров и готовы раскошелиться.

Крупнейший производитель указанной категории товаров, компания Goodbaby, из доходов в 2 млрд. юаней на продажах онлайн заработала 60 млн. юаней.

На начало июня в Китае широкополосным Интернетом пользуются около 159 млн. домохозяйств. Но процент проникновения по-прежнему низок – 11,7%. До конца года в развитие сетей будет вложено 370 млрд. юаней. Ежегодный планируемый прирост инвестиций – 10%. До конца года будут подключены еще 35 млн. домохозяйств, а главная цель заключается в том, чтобы половина уже подсоединенных получила скорость свыше 4 Мбит. В конце мая China Unicom прислала мне техников, которые провели новый кабель, и в результате скорость увеличилась с 2 до 10 Мбит, а абонентская плата осталась прежней. Кстати, скорость до этого невозможно было повысить даже за доплату в течение более чем трех лет.

Вместе с тем социальные сети делают ставку на мобильные сервисы. Дело в том, что среднее время нахождения пользователей на сайтах социальных сетей за три года снизилось почти в 3 раза -- до 9–10 мин в день. Огромное давление на соцсети оказывает уже упомянутый «Вэйбо» и прочие аналоги Твиттера: все больше пользователей обращаются к ним для социализации и самовыражения.

Соцсети же пользуются не для прямого общения, а для совместных онлайновых развлечений типа «Фермы» (при этом «игровое» время не учитывается в вышеозвученном). Игр в сетях множество, и каталог обновляется постоянно и агрессивно. Если та или иная игра не приносит заметной прибыли, она удаляется, как правило, в течение недели. Интересно то, что множество приложений выходит исключительно для iOS.

 

Поднебесный блог. Так много всего…

 

Сейчас в трех крупнейших социальных сетях Kaixin001.com, Renren.com и Pengyou.com количество зарегистрированных аккаунтов составляет 130 млн., 154,2 млн. и 202,4 млн. соответственно.

China Mobile планирует, что количество пользователей ее проекта «Беспроводной город» в 10 крупнейших городах Китая до конца года увеличится с 20 млн. до 50 млн.В развертывание проекта по всему Китаю в ближайшие пять лет будет вложено 22 млрд. юаней. Смысл проекта состоит в развертывании WLAN-сетей и запуске городских информационных сервисов (планируется, что их будет более 50). На базе беспроводной связи будут работать сервисы, обеспечивающие слежение за детьми, транспортными средствами, курьерами и т.п.

В Шанхае уже в наши дни действуют 40 тыс. точек доступа, и их количество за три года будет увеличено втрое. До конца этого года почти 10 тыс. точек будет развернуты рядом с медицинскими, учебными и правительственными учреждениями. В течение 2 ч любой сможет воспользоваться доступом к одной точке бесплатно, но затем придется оплатить доступ или перейти на другую точку.

Благодаря распространению местного бесплатного ПО пиратство в 2011 г. уменьшилась на 3% — сейчас на компьютерах Китая «лишь» 40% всего программного обеспечения является пиратским.

В минувшем году на программное обеспечение в Китае было потрачено примерно 125 млрд. юаней. Из них около 12% пошло на информационную безопасность. Рынок информационной безопасности в Китае к 2015 г. вырастет до 67 млрд. юаней. За последние пять лет каждый год рынок рос в среднем на 30%. Около 60% всех пользователей китайского Интернета хотя бы раз сталкивались с кражей аккаунтов или персональных данных. В 2011 г. количество новых вирусов и вредоносных программ снизилось до 12 млн. с 18 млн., выявленных в 2010 г.

А теперь немного об Apple. Новый iPad 3 в мае, наконец-то, был лицензирован для продаж в Китае. Его можно было приобрести почти на три недели позже, чем в России.

Пожалуй, уже хватит цифр. Всего вам доброго. Если хотите предложить тему следующего блога, напишите мне на dosada@mail.ru.