Нынешний год обещает быть богатым на возвращение игр с громкими именами. Только что  отгремела  на экранах наших мониторов долгожданная Duke Nukem, вот-вот вернется, пусть и в новом  обличье,  MMORPG, «Рыцари Старой Республики», совсем скоро завершится пятилетнее ожидание поклонников Oblivion, а там уже недалеко и до продолжения легендарной Diablo. К этой же категории «игр с родословной» принадлежит и Deus Ex: Human Revolution -- попытка альянса Square Enix/Eidos Interactive возродить киберпанк-икону начала 2000-х. Итак…

Теория заговора

…На календаре 2027 г. Кризисы, следующие с начала XXI в. один за другим, все больше подтачивают власть правительств, и чем дальше, тем больше на первый план выходят могущественные транснациональные корпорации. В одной из них, биомедицинской Sarif Industries, и состоит начальником службы безопасности главный герой игры Адам Дженсен. Основная сфера интересов босса компании Дэвида Шарифа -- разработка и производство широкого спектра имплантатов  для человеческого тела. Впрочем, до нанотехнологий 2050-х  гг.,  знакомых нам по первым двум Deus Ex, еще добрых четверть века,  а  пока «последнее слово техники» -- биомеханика: искусственные руки, механические ноги, кибернетические глаза и т.п.

Естественно, такое радикальное вмешательство в природу человека пугает очень и очень многих в консервативно настроенном мире. Тут уж ничего не поделаешь: страх перед научно-техническим прогрессом, боязнь, что он идет слишком быстро и тащит нас всех за собой в никуда, -- неотъемлемая черта человеческой цивилизации. Так что к Sarif Industries обеспечено повышенное внимание со стороны политиков, религиозных деятелей, всевозможных активистов общественных организаций и прочих любознательных и неравнодушных личностей. Прибавьте к этому конкурентов, которые спят и видят, как бы добраться до научно-технических секретов компании, и вы поймете, что работа у Адама Дженсена -- далеко не сахар!

Служба службой, но то, что происходит за день до заседания Дэвида Шарифа и ведущих ученых Sarif Industries с комитетом ООН по медицинским исследованиям, вообще выходит за всякие  рамки. Группа  неизвестных биомодифицированных (!) террористов нападает на штаб-квартиру компании в Детройте, громя лаборатории и уничтожая персонал, в том числе и давнюю пассию Дженсена, доктора Меган Рид. Сам Адам получает, как это называют медики,  «ранения,  несовместимые с жизнью», и спасти его удается только благодаря всестороннему применению  имплантатов.  Злая прихоть судьбы: человек, скептически относившийся ко «всем этим нелепым железным штуковинам», становится киборгом, и сценарий игры получает новое измерение -- личную драму главного героя, получеловека-полумашины.

Но кто же стоял за нападением на офис Sarif Industries?! Религиозные фанатики? Конкуренты? Третья сила, доселе неизвестная? Что же, поиск виновных далеко заведет главного героя, так что он сам убедится, насколько на самом деле глубока кроличья нора…
Согласитесь, все написанное выше  напоминает завязку  хорошего триллера. И действительно, сценарий игры великолепен: скажем, «Теория заговора» тут такая, что заткнет за пояс даже «Секретные материалы» или «Код да Винчи» с его иллюминатами! Вообще, в Human Revolution присутствуют абсолютно все слагаемые увлекательного сюжета -- вы это поймете, сами пройдя игру! Так что остается только восхититься мастерством сценаристов из Eidos Interactive.

Формула успеха

Если посмотреть на игровой процесс, перед нами предстанет все тот же старый добрый Deus Ex, т.е. сплав «стрелялки» от первого лица (FPS) и ролевой игры (RPG). Однако все компоненты геймплея были модернизированы в соответствии с современными требованиями. Для начала к FPS-составляющей прикрутили очень удобную систему укрытий. Выглядит она отлично, да и работает не хуже: нажали кнопку -- Дженсен нырнул в укрытие или «приклеился» к стене, дошли до угла, выглянули из-за него, осмотрев местность, нажали кнопку еще раз -- перекатились за следующее укрытие, пока враги повернулись к главному герою спиной. И так далее, раз за разом, от укрытия к укрытию. Скажу больше: обладая развитыми пространственным воображением и тактическим чутьем, а также безграничным терпением, можно примерно 99% игры провести, изображая Сэма Фишера (главного героя серии компьютерных игр Splinter Cell). Кстати, стелс-стиль прохождения (где игроку для выполнения миссии требуется незаметно перемещаться, прятаться, скрытно и незаметно убивать врагов, избегая обнаружения) очень благотворно сказывается на количестве набранных очков опыта. Тут вам и бонус за «тихое убийство», и еще больший -- за несмертельное оглушение противника, и уже совсем большой -- за прохождение миссии без единого вызванного вами сигнала тревоги, и т.д. и т.п.  Поэтому  выбирайте, что лично вам ближе -- скрытность или кровавая  мясорубка,  только примите во внимание то, о чем я вас  уже  предупредил.
Помимо занимательных игр в прятки с противником, местный «тир» пополнился двумя абсолютно стандартными для современных «стрелялок» пунктами: самовосстанавливающимся здоровьем и битвами с боссами. С первым все и так понятно -- куда  же  без этого в  кросс-платформенной  игре, публика не поймет! А со вторым разработчики проявили фантазию. Классическое «один на один с сильным противником» в следующей главе сменяется отрядом из 20 очень умелых и очень злобных спецназовцев в качестве «коллективного босса»,  а значит,  об однообразности таких боев  и  говорить не приходится. Вот так даже в «обязательном», стандартном элементе геймплея проявились умение и талант разработчиков, их желание сделать действительно хорошую игру! И это, разумеется, можно  лишь  приветствовать.
В  отличие  от FPS-«слагаемого», ролевая часть Human Revolution выглядит  просто-таки  классической: старая добрая диалоговая система без новомодных  фишек  вроде «выбора линии разговора» или «значков настроения»; набор очков опыта (XP) по ходу кампании с последующей их тратой на прокачку умений и навыков главного героя.  Однако следует отметить,  что даже если вам удастся по ходу игры подмести все XP  подчистую,  для  чего  нужно очень и очень  постараться,  полностью открыть «модификации» главного героя не получится, максимум прокачаетесь на 60-70%.  Значит,  как ни крути, а специализация неизбежна, и чем раньше вы решите, кем будет ваш Адам Дженсен -- сорвиголовой с винтовкой наперевес или хитрым и скрытным  диверсантом,  тем лучше. Тут уж кому что ближе, выбор как всегда за вами.

Там, где сбываются мечты…

Когда год назад мы  обсуждали  Alpha Protocol, я в  заключение  написал, что хотелось бы всего того же самого, т.е. «шутер + RPG про шпионов и заговоры», но только сделанный не на 4-, а на 5+. В  продукте  Deus Ex: Human Revolution мое желание воплотилось в жизнь,  к тому же  ждать пришлось всего ничего!  На  мой взгляд, спорить тут  стоит лишь  о том, заслуживает ли  новинка, представленная  Eidos  Montreal, «плюсика»,  потому что свою пятерку она честно заработала. Как говорится, получите-распишитесь.

Deus Ex: Human Revolution
Системные требования: Core 2 Duo-2000 или аналогичный Athlon X2, 1-Гбайт ОЗУ (2-Гбайт для Windows Vista/7), 9 Гбайт свободного дискового пространства, 3D-видеоадаптер с памятью 512 Мбайт, совместимый с DirectX 9.0c (GeForce 8800 или Radeon HD2900), звуковое устройство, совместимое с DirectX 9.0с, 8Х-дисковод DVD, мышь. Для активации игры и установки дополнений обязателен доступ в Интернет.
Разработка: Eidos Montreal
Издание: «Новый Диск»