А я как вспомню недавнюю Singularity, нашпигованную «цельнотянутыми» заимствованиями из игр-конкурентов, так до сих пор в дрожь бросает…

И уж тем более неизбежны «цитаты» из аналогов и повторение пройденного, когда речь заходит об аркадных автогонках. Кстати, если хорошенько подумать, то станет ясно, что с «гонялками» разработчикам приходится гораздо труднее, чем со «стрелялками». Почему? Да потому, что «шутер» можно сделать и про Первую мировую войну, и про Двадцать первую — с «плазмаганами», «джетпаками», «Гигантскими Человекоподобными Роботами»™ и т. д., и т. п. И при этом удается за счет необычного увлекательного сеттинга (игрового пространства) скрыть вторичность геймплея. А если еще и сценарист попадется толковый, способный придумать что-нибудь выжимающее слезу по типу Halo: Reach, то успех обеспечен.

А теперь применим такую нехитрую формулу успеха, как «сеттинг + история», к аркадным гонкам — и, увы, здесь все плохо. Какой же вменяемый сюжет можно пришить к обычным «покатушкам», чтобы получилось интересно, не избито и, главное, не отвлекало от собственно самой езды! Сразу предупреждаю: если вы уверены, что точно знаете ответ на этот вопрос, то не тратьте время на чтение этой статьи. Немедленно хватайте ручку, ноутбук или что там еще есть у вас под рукой и скорее пишите сценарий, а потом по списку рассылайте в студии с опытом разработки компьютерных «гонялок». Ведь известно, что поставленная проблема не разрешена до сих пор, и, полагаю, с ней не справятся и в обозримом будущем. Потому и приходится игрокам довольствоваться невразумительными историями про стритрейсеров или копов под прикрытием внедренных в банду автоугонщиков или обходиться вовсе без сюжета, как во всеми нами любимом Burnout: Paradise. Да и по правде сказать, кому он нужен, сюжет-то! Вы больше драйва давайте, больше простора для виртуальных Шумахеров и, главное, автопарк попредставительнее! Кстати, последнее требование объясняет, почему аркадным автогонкам противопоказаны эксперименты с окружающей обстановкой. Да, публика банально требует «ламборджини», «порше», «бентли» и т. п., никакие футуристические кары ее не устроят, за исключением чего-то недавно показанного в салонах или находящегося в разработке. Здесь как раз тот случай, когда о вкусах не спорят, а всецело им потакают, правда настолько, насколько позволяет наличие лицензии от автопроизводителя или заменяющая ее фантазия.

Резюме таково: потенциальные разработчики аркадных гонок крайне ограничены в выразительных средствах. И задача многократно усложняется в том случае, когда дело касается продолжения легендарной серии с 16-летней (!) историей, насчитывающей почти 20 игр. Да-да, вы правильно догадались: речь пойдет об очередной Need for Speed — NfS: Hot Pursuit. А разработала ее — трепещите! — та самая студия Criterion Games, что подарила миру великолепный Burnout: Paradise. Конечно же, нет предела совершенству, и потому давайте обсудим, что же получилось у англичан в этот раз…

Лучше меньше, да лучше!

Итак, прошлогодние заигрывания с кольцевым автоспортом оставлены для Shift 2. «Загородные хайвеи + безбашенные гонки» — вот формула новой NfS. А чтобы игрокам было веселее разбираться друг с другом, в игру впервые со времен незабвенной Most Wanted возвращается полиция на мощных навороченных тачках. И не просто возвращается, а становится полноправным участником действия: за стража порядка можно пройти такую же полноценную кампанию, как и за дорожного лихача. Так что тех, кого всегда раздражали уличные гонщики, милости просим: надевайте синюю форму и наводите порядок железной рукой, а вернее, железным бампером! Здесь давние поклонники серии попеняют, что все это они уже видели в Hot Pursuit I/II. Но, во-первых, было это по меркам компьютерных игр в другую эпоху — в далеком 2002 г. Во-вторых, как уже отмечалось, трудно придумать что-то новое, когда серия выпускается столько лет. Почему Creative Assembly не стесняясь анонсирует Shogun 2: Total War с теми же самыми самураями, катанами и т. п., что были и в первом «Сегуне», а Electronic Arts не имеет права выпустить ремейк старого доброго Hot Pursuit? Вопрос риторический.

Сами по себе кампании как за копа, так и за водителя на удивление хороши, особенно если втянуться в них. В Criterion справедливо рассудили, что у любителей и ценителей катания с ветерком желание погоняться возникает без дополнительной мотивации — и сюжет окончательно сделал нам ручкой. Теперь обе «сюжетные линии», если их можно так назвать, просто и безыскусно разделены на 20 ступеней — от зеленого новичка до матерого аса. А весь «сценарий» стал историей восхождения по этой игровой лестнице на вершину табели о рангах. Не знаю, как вам, а мне такой подход ой как по душе: зачем нужны какие-то выморочные фантазии сценаристов, если хочется просто поскорее надавить на газ! Эх, была бы моя воля, я бы из новой Hot Pursuit повыкидывал даже те ролики, что в ней еще остались. Мешают они поскорее предаться безудержному road-action, сбивают весь драйв. Но представить себе современную игру без пред- и межмиссионных «клипов» просто невозможно, и потому нам остается лишь смириться и воспринимать вынужденные перерывы между заездами как неизбежное зло. Итак, первый шаг к чистым гонкам сделан — сюжет был вырезан из игры за ненадобностью. Теперь будем ожидать следующих шагов в продолжении серии.

В староанглийском стиле

Достаточно искушенным людям бросить один взгляд на экран с аварией, чтобы сразу признать игру компании Criterion Games. При просмотре ее «изнутри» ощущение сходства с Burnout: Paradise только усиливается. Hot Pursuit очень напоминает предыдущее творение англичан, только она более упорядоченная и структурированная. Вспомним, к примеру, знаменитую «Охоту», когда надо было за отведенное время сокрушить как можно больше автомобилей соперников. Все это было замечательно, правда, одно несколько смущало: с чего бы владельцы тачек, стоящих десятки тысяч долларов, решили состязаться в максимально эффектном убиении своих недешевых «железных коней»!

И вот вам, пожалуйста, в новой NfS режим сам по себе остался, но, помещенный в полицейскую кампанию, он уже не вызывает никаких вопросов. Действительно, почему бы полиции не таранить машину нарушителя для задержания? Другие типы заездов также были «правильно» распределены между служителями закона и рейсерами, и потому ничего, по сути, не изменилось, драйв все тот же, но смысла и логики прибавилось. Это проявляется даже в мелочах: к примеру, у водителя гонка на время называется «Тест-драйвом», а у полицейского — «Срочным вызовом». В общем, молодцы парни из Criterion, хорошо распорядились идеологическим багажом Burnout, мастерски подкрутили гайки и поработали над мелочами. Так держать!

Поскольку игре с претензией на класс «А», тем более что она носит имя Need for Speed, не к лицу обходиться совсем без нововведений, в Hot Pursuit появилась — не побоюсь этого слова — революционная для серии система модернизаций и приобретения новых авто. Плачьте горючими слезами, любители бамперов «+5 км/ч в скорости» и тому подобного барахла: усовершенствований теперь всего четыре (!), выдаются они автоматически по мере прохождения кампании и никак не влияют на внешний вид автомобиля. Как было упомянуто выше, ничто не должно отвлекать игрока от самого процесса вождения, в том числе и медитативная возня с обвесами и винилами… То же самое и с автопарком: новые машины открываются по мере роста в рейтинге и сразу же попадают в «личный гараж», откуда их потом можно в любой момент востребовать для следующей гонки. Опять-таки просто, незатейливо, и не досаждает лишняя возня с «магазином».

«Ну ладно, — спросите вы меня, — режимы режимами, модернизации модернизациями, а как в игре с самим процессом управления автомобилем, интересно ли гоняться?». Вот здесь уже впору расстраиваться фанатам прошлогодней Shift или знаменитой Porsche Unleashed и радоваться поклонникам «классических» Need for Speed. Новая Hot Pursuit — это конечно же чистой воды аркада в лучших традициях серии. Реализма здесь ровно столько, чтобы машина плюс-минус правильно вставала в занос с ручника или игрок не перепутал бы манеру поведения 300-сильного Lancer и 1200-сильного (!) Bugatti Veyron, но не более того. Так что тем, кто хочет высокого, стоит играть в недавно вышедшую F1 2010 или ждать Shift 2: там снова обещают реализм и кольцевые трассы. Всем же остальным извилистые и не очень дорожки Seacrest County, несомненно, доставят немало удовольствия от местных «покатушек», потому что гоняются тут азартно и со вкусом! Я уж не буду напоминать про полицейскую кампанию. Возможность сесть за руль Bugatti c мигалкой дорогого стоит, такое вообще реализуется только в игре, да и то лишь в той, что носит гордое имя Need for Speed.

Социальная сеть

На мультиплеере Hot Pursuit можно было бы особо не заострять внимание — в конце концов, ну чего мы не видели в онлайновых гонках — если бы Criterion Games не прилепила к игре что-то похожее на социальную сеть «для внутреннего употребления» под названием Autolog. Так же как и в блогах, можно добавлять в свой аккаунт друзей, чтобы потом устраивать закрытые состязания «только для своих», мериться лучшим временем прохождения трасс и т. д. и т. п. Увы, но до полноценной онлайновой службы «младенцу» примерно так же, как «Калине» до «ламборджини»: текстового или голосового чатов нет, таблица рекордов, поставленных в сетевых заездах, отсутствует, записями заездов меняться нельзя… В общем, идея хорошая и прогрессивная, а вот реализация пока хромает, видимо, сказывается недостаток опыта у Criterion в разработке масштабных онлайновых проектов. Будем ждать «продолжения банкета», возможно, в следующей NfS, созданной теми же разработчиками, появится Autolog v. 2.0, которая по удобству и функциональности не уступит какому-нибудь Battle.net или Xbox Live.

Цена ошибки

Проблемы с сетевой частью игры еще объяснимы, но вот какая муха укусила отвечавших за техническое воплощение Hot Pursuit, понять решительно невозможно. Игра — сюрприз! — не поддерживает полноэкранное сглаживание (FSAA), да и вообще «обилие» доступных настроек графики «порадует» даже самых продвинутых любителей красивой картинки. Шутки шутками, а сводить все к выбору разрешения, некоего абстрактного «качества текстур» и установке «высоких» или «низких» теней — это просто настоящее издевательство по отношению к владельцам ПК. Ах да, еще разрешено включать или выключать «блюр» (размытие).

Но урезанные графические настройки — это еще полбеды. Настоящая потеря ждет тех, кто по неведению не установит «заплатку» сразу после инсталляции игры. Во-первых, лишь после первого обновления включатся погодные графические эффекты, т. е. осадки, солнечные блики и т. п. Причем возникают они так, что сразу вспоминается поговорка «из огня да в полымя»: красиво, но почему все так заметно притормаживает! Создается впечатление, будто сначала не успели сделать задуманное к выходу игры, а потом в спешке добавляли недостающее дополнением… В данном случае Criterion сама себе выстрелила по ногам. Впечатление от игры испорчено, и это при том, что в принципе картинка в Hot Pursuit весьма хорошая! А во-вторых, без «заплатки» не обойтись потому, что игра в состоянии «из коробки» вылетает на процессорах с более чем двумя ядрами!!! Как могли тестировщики пропустить такое, не спрашивайте, ответ на этот вопрос я даже придумать не смогу. Или все это было сделано с умыслом, чтобы отсечь от игры владельцев пиратских копий! Вопросы, вопросы без ответов… В любом случае кто предупрежден — тот вооружен, так что, по крайней мере, прочитавшие эту статью будут в курсе проблемы.

Продолжение легенды

Тихо и незаметно, но пришло время подводить итоги, оценивать рассматриваемую игру, так сказать, по гамбургскому счету. На «плюсовой» чаше весов — ладно скроенный, залихватский геймплей, в котором почти ничто не отвлекает игрока от наслаждения самим процессом гонок, «настоящие» лицензированные автомобили и достойная графика. А на «минусовой» теснятся упомянутые выше технические недоработки игры, ну и, разумеется, тот факт, что все это мы по большому счету уже видели у конкурентов и в предыдущих NFS. Решать же, как обычно, вам… но я бы не советовал пропускать новую Hot Pursuit ни фанатам виртуальных автогонок, ни тем, кто просто любит поиграть во что-нибудь вечером минут пятнадцать для разгрузки мозгов. Собственно, именно способностью доставлять подлинное удовольствие самой широкой аудитории всегда славились лучшие игры под маркой Need for Speed, и «новичок», как мне кажется, вполне достойно вписался в эту традицию. Что же, ждем продолжения, в котором все недостатки будут исправлены, а все хорошее — развито и углублено. А пока — всем Hot Pursuit, увидимся на дорогах округа Seacrest!

Need for Speed: Hot Pursuit

Системные требования: Intel Core 2 Duo-1800 или AMD Athlon X2 64—2400, 1,5 Гбайт ОЗУ (2 Гбайт для Windows Vista/7), видеоплата, совместимая с DirectX 9.0c, 256Мбайт памяти и поддерживающая Shader Model 3.0, совместимая с DirectX 9.0c звуковая плата, 6,5 Гбайт свободного дискового пространства, мышь. Необходимо интернет-соединение. Программа работает в среде Windows XP SP 3/Vista/7.

Разработка: Criterion Games

Издание:и Electronic Arts