Вот и просматривая информацию, касающуюся будущей Medal of Honor, я не мог отделаться от смутного чувства тревоги. Перенос времени действия из порядком поднадоевшей всем Второй мировой в современный Афганистан? А кого этим можно удивить после двух Call of Duty?! Теперь дальше: «Сюжет игры основан на реальных событиях…». Звучит заманчиво, но все уже избалованы русскими парашютистами в валенках и шапках-ушанках, да еще и с балалайками наперевес. Ах да, чуть не забыл про обязательный пункт: спасение мира, причем желательно в одиночку (см. Crysis). И какие после этого, право слово, «реальные события», кого это привлечет после той разлюли-малины, которую обильно культивируют в CoD!

Или, скажем, вот еще цитата из анонса: «Акцент игры сделан на реализме… Для этого были привлечены консультанты из числа военных армии США. В игру включены те виды целей и задач, которые ставятся и в реальной жизни, такие как набег на укрытия террористов, спасение заложников и операции под прикрытием». И какой же здесь «реализм», если войне в Афганистане конца и края не видно?! Так советники и раскроют все военные тайны! Вот и получается, что для настоящих «хардкорщиков» этого самого пресловутого реализма окажется маловато, а для основной массы играющих — многовато. И для кого тогда, спрашивается, подобный праздник затевается? И т. д., и т. п. Причем в последний раз «Медаль» заглядывала на «персоналки» в далеком 2004 г., т. е. вообще-то в другую эпоху компьютерных игр! В общем, рискованные козыри решила использовать Electronic Arts для перезапуска легендарного бренда на ПК. Что же, отдадим «электроникам» должное: они приняли вызов и сразились с Call of Duty на ее поле, уступив ей самую малость. А теперь обо всем подробнее.

Правда жизни

Сюжет… Скажите, а вам когда-нибудь доводилось читать ветеранскую прозу или воспоминания о войне, написанные не «литературными неграми», а настоящими участниками событий? Знаете, в чем главное отличие таких книг от официоза, помимо, конечно, повышенного внимания к собственным чувствам и переживаниям? А в том, что с первых же минут чтения складывается стойкое ощущение: война — это в первую очередь жуткий и непрерывный бардак! Артиллерия бьет по своим, авиация высыпает «гостинцы» в белый свет как в копеечку, подмога в самый нужный момент путается в картах и выходит не туда… И над всем этим «великолепием» бьются в истерике отцы-командиры, пытаясь навести хотя бы какое-то подобие (или видимость?!!) порядка. Сразу вспоминаются и знаменитые слова: «Ни один план боевых действий не выдерживает столкновения с реальным противником», и универсальный ответ на них: «Действуйте по обстановке!». И после этого бойцы проявляют столь любимый писателями и пропагандистами героизм, который, как мы знаем, всегда является следствием чьей-то глупости и непредусмотрительности…

Вы уже наверняка догадались, что такой «заход» я сделал не зря. Да, именно так, как описано в предыдущем абзаце, и показаны боевые действия в новой MoH! И бардак там представлен действительно настоящий, а не в стиле «прилетели сто тыщ врагов и всех затоптали». Нет, здесь все куда как обыденнее: дернул пилот вертолета штурвал, уклоняясь от ракеты, непристегнутые люди выпали из машины. Все просто, ничего сверхъ­естественного. А потом их однополчане послушали, что им в связи с этим из штаба спускают, да и отключили свои рации на время. Как говорится, «под огнем воюют не по уставу, а по мозгам»… Или по велению сердца, как в данном случае.

Вот такая война в Афганистане получилась в изложении Electronic Arts. Нервная обстановка в штабах, хаос «в поле», бои на безвестной высоте в окрестностях Гардеза и никакого Жуткого Всемирного Заговора™ с непременным спасением человечества в финале… В общем, нет ничего высокого, поклонники Call of Duty придут в негодование. Что же, их право! Я лишь замечу, что если в новой CoD градус маразма у сценаристов возьмет новую планку, то, пожалуй, играть там можно будет уже только в онлайне. Хотя выбор, конечно, как обычно за игроками.

Rules of Engagement

Офлайновая кампания Medal of Honor традиционно разделена между несколькими персонажами, что позволяет игроку взглянуть на происходящие события с разных сторон. Главных героев здесь три, да плюс еще в одной из миссий вас посадят на место стрелка штурмового вертолета. А что вы хотите: без непременного воздушного тира «стрелялку» класса «А» в наши времена никто не выпускает — себе дороже! Даже разработчики великой и ужасной ArmA II в последнем дополнении учли настоятельные требования игроков, так что же говорить про EA, которая с новой «Медалькой» целилась в мейнстрим… Если же посмотреть на деяния трех главных богатырей, то здесь ждет полный «джентльменский набор»: от кровавого мяса с пулеметом наперевес в баграмском аэропорту до «экстрим-стелса»с одним ножом в холмах долины Шахи-Кот. Также предусмотрены обязательная снайперская миссия (Call of Duty снова приветливо машет ручкой!), поездки на квадроциклах по ночным горам и даже экскурсия по подземельям дедушки Бен-Ладена — «вход — доллар, выход — десять», как гласит старая американская шутка… В общем, скучать от однообразия не придется: не успели распробовать одно «блюдо», как поспевает другое, а там уже и третье на подходе!

Свобода перемещения в современных «стрелялках от первого лица» — это нечто такое, о чем обычно принято стыдливо умалчивать. Предоставили более-менее широкий проход, закамуфлировали покрасивее его «стенки», да заполнили «пушечным мясом» на потеху игроку, так что еще нужно? Таков золотой стандарт современных «шутеров», и наивно было бы ждать какой-то революции от новой Medal of Honor. Взять ту же миссию по зачистке авиабазы в Баграме: по ангару можно идти снизу, прячась за ящиками и обломками самолетов, а еще разрешается немножко попрыгать и забраться на мостки под потолком, откуда бить врага будет сподручнее. Но этим все и ограничивается — выйти из ангара и обойти его снаружи уже не положено! В общем, все как обычно, не лучше, чем у конкурентов, но и не хуже.

Искусственный интеллект также не произведет впечатления на эстетов. Однако, в отличие от той же CoD, здесь этому есть хотя бы то оправдание, что едва ли можно ожидать грамотных действий от мобилизованных талибановских ополченцев. Они предпочитают затаиться в засаде, а потом напасть внезапно всем скопом, стремясь подавить плотностью огня. Так что готовьтесь быстро и уверенно отстреливать врагов, в новой «Медальке» это умение ой как пригодится! Кстати, замечание для игроков со стажем: противник здесь убивается проще, чем в Bad Company 2, но сложнее, чем в Call of Duty. Именно этого с самого начала и хотели разработчики. Что же, просчитан точный выстрел, не выбивший, однако, желанную «десятку»! Впрочем, об этом ниже.

Теперь же о недостатках геймплея, а то уж очень как-то все гладко получается. Первый минус очевиден: MoH не содержит ничего нового с точки зрения игрового процесса. Все это уже встречалось у конкурентов. Впрочем, что вообще революционного можно изобрести в «стрелялках от первого лица» с точки зрения геймплея? Как ни ломай голову, все равно получится забег по уровням с зажатой левой кнопкой мыши, перемежаемый покатушками и разнообразными мобильно-кочевыми тирами… Так что можно считать неоригинальность игрового процесса Medal of Honor либо недостатком, либо просто стандартом для большинства современных FPS.

Еще один промах лежит уже непосредственно на совести разработчиков продукта. Это пример того, как порой попытки «инноваций и модернизаций» приводят к ужасающим ошибкам. В данном случае игрок совершенно легально получает бесконечный бое­запас! И если будет внимательным, то сам поймет, как им воспользоваться. Замечу только, что впечатление от игры эта «фишка» меняет радикально, особенно в тех миссиях, где действие происходит во вражеском тылу. Зачем разработчики так сделали, непонятно, разве что мольбам консольщиков уступили… Ладно, ждем, как обычно, исправлений.

Битвы в Сети и за ее пределами

Мультиплеер MoH прославился на весь мир еще до выхода самой игры: британскому министру обороны очень не понравилось, что силы противника названы талибами. Политики все такие: посылать своих солдат воевать в Афганистан можно, а играть на компьютере за виртуального противника — это измена, предательство идеалов и т. п. В результате перед выходом игры страшный «талибан» сменился нейтрально-политкорректным OPFOR — «силами противника». А так все осталось то же самое: те же бородатые с «калашами» и РПГ–7 в обнимку… Зато министр обороны может быть спокойным: виртуального врага он поборол, пусть даже и просто переименованием!

              

Что же касается впечатлений от онлайнового режима с чисто игровой точки зрения, то получилось предсказуемо хорошо. И это вполне объяснимо, поскольку за многопользовательскую часть игры отвечала студия EA DICE, разработавшая всю серию Battlefield! Кстати, и здесь новая «Медаль» уложилась в уже известную формулу: «лучше/больше, чем в Call of Duty, но хуже/меньше, чем в Bad Company 2». Мой совет таков: если CoD для вас стала «тесновата», а в «Дурную компанию» вы еще боитесь соваться, выбирайте новую Medal of Honor, она поднимет вас на следующую ступень онлайнового мастерства.

Двуглавый орел по-американски

Техническое исполнение игры можно охарактеризовать так: «Сделано на модифицированном движке Unreal III». Правда, совсем недавно мы уже обсуждали продукт с такой же «конституцией» под названием Alpha Protocol, и вывод был сделан неутешительный… А вот у исследуемого сейчас с графикой все в относительном порядке. Не Crysis, конечно (пора мне патентовать эту фразу!), но почти Bad Company 2, так что в принципе он заслуживает отличной оценки.

Кстати, следует отметить, что EA DICE использовала для мультиплеера собственный Frostbite. Да-да, тот самый из последней Battlefield! Правда, чуду техники серьезно подрезали крылья — от тотальной разрушаемости всего и вся остались рожки да ножки. Зато визуальные красоты никуда не делись: на картах со сходным дизайном не сразу и поймешь, где ты — в BC2 или в MoH. Так что бог с ними, с урезаниями физики, особенно с учетом снизившихся требований к «железу» и пропускной способности интернет-канала.

This is not how it ends…

Чтобы подвести итоги, напомню, что создатели Electronic Arts изначально планировали поместить ее между разудало-клюквенной Call of Duty и «почти серьезной» Bad Company 2. И им это удалось. Вот только для перезапуска такого легендарного имени, как Medal of Honor, им стоило бы обойти конкурентов. А так получился «хороший, крепкий середнячок», чуть-чуть недотянувший до отличников. Ну что же, остается только пробовать в следующий раз… Так и оценили новую «Медаль» все критики и игроки, и именно так решил бы я, если бы не одно но…

Это «но» — сама история, рассказанная в игре. Когда в финальном ролике один из персонажей застегивает другого в пластиковый мешок под угрюмым взглядом третьего, вы вдруг понимаете, что настоящие герои в первую очередь спасают не мир, а друг друга! Да и это, увы, далеко не всегда получается, особенно если погода стоит нелетная и вертолет опаздывает… А в следующих кадрах действующие лица снова на боевом посту — выслеживают врага на рынке в каком-то афганском городишке. Тоже обычное дело: товарищ умер, а ты не только живешь дальше, но и снова идешь в бой — за тебя никто твою работу делать не будет… И таких моментов в игре — россыпь, надо только понять, что именно тебе только что показали, а не рассматривать все через призму геймплея или графики. Должны же, в конце концов, хотя бы некоторые игры чему-то учить, а не просто развлекать игроков.

В общем, интересная игра, причем со смыслом, что немаловажно! Рекомендую всем, как посоветовал бы хороший фильм про войну — местами тяжело, но смотреть надо. И разумеется, ждем от режиссеров из EA продолжения и желаем им дальнейших творческих успехов.

Medal of Honor

Системные требования: Pentium D-3200/Core 2 Duo-2000/Athlon 64 X2 (рекомендуется QuadCore-2000), 2?Гбайт ОЗУ, nVidia GeForce 7800GT/ATI X1900 с 256 Мбайт памяти (рекомендуется nVidia GeForce GTX260/ATI Radeon 4870 с 512 Мбайт памяти), звуковая плата с поддержкой DirectX 9.0c (рекомендуется с поддержкой DirectX 10), 8Х-дисковод DVD, 9 Гбайт свободного дискового пространства, мышь. Программа работает в среде Windows XP (SP3)/Vista (SP2)/7.

Разработка и издание: Electronic Arts