В советское время, когда я был ребенком, легко воспринимались тезисы о том, что монархисты хотя и ошибались, но все же боролись за идею, а либералы выводились совсем презренной массой, которая металась между социалистами и монархистами. Однако с годами обнаруживаешь, что и сам не чужд компромиссных решений. Так что я стал либералом, правда ИТ-либералом.

Если коротко, то я не вижу иного решения в схватке между медиа­индустрией и конечными пользователями, кроме как договориться. Текущее положение дел не устраивает никого. Производители фильмов и музыки проявляют недовольство, представляя себя страдальцами от немыслимых масштабов потерь из-за пиратства. Но вот только диск, который перестает воспроизводиться за 20 мин до конца фильма, отбивает даже самое искреннее желание жить по правилам медиа­империй. И не надо мне рассказывать о возможности поменять диск. Так и представляю, как глава семейства что-то лепечет расстроенным детям, обещая быстренько метнуться по вечерним пробкам в магазин, где ему без очереди и заминки улыбающаяся кассирша заменит диск. Или вернет деньги за него — вот уж точно равноценная замена семейному просмотру.

И уже неважно, что диск мог быть нелицензионным — где тогда искать «правильные» носители, как не в приличном супермаркете?! К тому же не раз отмечалось, что при тех же ценах, что в США, лицензионные диски в России не имеют нормальных звуковых дорожек — безжалостно выдираются не только треки на исходном языке, но иногда и дорожки просто с объемным звучанием! Однако идти в Интернет и переписывать там фильмы — тоже не выход. Если моральные принципы на вас не действуют, подумайте об уголовной ответственности. И пусть не сразу всех посадят, но избежать наказания не означает перестать быть преступником. Если вам угодно, то желание иметь хорошие отношения с производителями контента — мой личный пунктик. В конце концов я и сам контент-производитель.

Вот только устраивать демонстрации перед представительством Disney не так эффективно, как в Химкинском лесу. Не лучше ли попытаться договориться с медиаимпериями? К разрозненным пользователям они вряд ли прислушаются, но легко найти союзников. Например, Mail.ru в 2008 г. получала претензии за хранение нелегального контента на ее сервисах. В суд ей, понятно, не хочется, но и закрывать свои сервисы было бы глупо. В результате у нас есть пример крупной компании, заинтересованной в том, чтобы продавать фильмы и музыку через Интернет — за комиссионные, конечно. Тогда распространители будут заботиться о легальности роликов и отслеживать их, поскольку это будет их статья дохода. А пользователи получат доступ к недорогому просмотру фильмов через Сеть.

Реализация фильмов через Интернет — уже норма в США, да и в России начались первые их продажи, вот только базы с кинокартинами пока слабые. Но, думаю, дело сдвинулось с мертвой точки, осталось лишь каждому самому решить: стоит ли ему помочь навалиться на производителя контента, чтобы с ним договориться по-хорошему, или он будет по-тихому таскать фильмы, дожидаясь введения все более и более параноидальных методов защиты медиапродукции и отлова нарушителей.

P. S. Жаль, колонка закончилась, я бы напомнил подсчитывающим убытки от пиратов про «ножницы Маршалла».

Главный редактор Александр Баулин