Либо, к примеру, редактор в реальном времени правит статью вместе с автором. Теперь все это стало возможным. Мы подготовили для вас обзор, где рассмотрели несколько популярных веб-приложений, обеспечивающих совместную работу в Сети. Надеемся, что некоторые из них помогут вам в вашей повседневной деятельности.

Google всемогущий

Несомненно, в настоящее время одни из самых интересных сервисов для совместной работы предоставляет компания Google. Поисковый гигант распространяет их совершенно бесплатно, что дополнительно привлекает пользователей. Самый заслуженный его проект, предназначенный для такой работы, — почтовик Google Gmail. Он включает в себя еще и полноценный IM-клиент с поддержкой видео, благодаря чему можно участвовать в видеоконференциях. В общем, для простого разговора с партнером или нанятым фрилансером такое приложение вполне подходит.

Есть в арсенале компании и свой офисный пакет Google Docs. Реализованные в нем возможности совместной работы позволяют любому человеку предоставить документ из Docs (аналог Word) или Spreadsheet (аналог Excel) другим пользователям на редактирование или для ознакомления (правда, если нет аккаунта Google Docs, то допускается только просмотр документа). Уже сейчас найдена масса применений этому офисному пакету. Например, несколько специалистов могут работать над одной таблицей, составляя расписание или список заданий либо делая что-то подобное. С помощью Docs можно обмениваться документами, чтобы вносить в них свои изменения, не пересылая эти файлы друг другу, ведь все материалы будут храниться на серверах Google. Наконец, у приложения Spreadsheet есть интересная возможность создания форм, помогающих проводить опросы в Интернете.

Но не только этим нас радует компания Google. Она предоставляет приложение Calend — календарь, позволяющий планировать свое расписание. Естественно, работать с ним могут несколько сотрудников, а значит, он будет включать их обязанности на тот или иной момент времени. Причем все это предлагается совершенно бесплатно.

Компания Сергея Брина и Ларри Пейджа не намерена останавливаться на достигнутом. Весной этого года поисковый гигант представил свой новый проект, который пользователи окрестили «убийцей электронной почты». Речь идет о Google Wave. Он чем-то похож на электронную почту, но только позволяет общаться коллективно и в реальном времени. Каждый пользователь Wave может создать так называемую «волну», являющуюся аналогом письма в обычной электронной почте. Потом в эту «волну» приглашаются несколько человек. Все они могут общаться и по обычной электронной почте, просто отвечая на сообщения в удобное для себя время, и в реальном времени, редактируя документ прямо на глазах у собеседников, которые будут видеть то, что отправитель пишет на экране. И это стало возможным благодаря тому, что Wave построен на технологиях HTML 5 (к сожалению, пока далеко не все браузеры поддерживают данный формат). Кстати, обмениваться можно не только текстом, но и изображениями, аудиофайлами и даже потоковым видео, размещаемыми прямо в «волне».

Офис от Zoho

Если Google Docs по каким-то причинам вас не устраивает, то стоит обратить внимание на довольно интересный онлайновый офисный пакет под названием Zoho. В данном наборе наиболее полезной представляется программа Zoho Writer, аналог Microsoft Word. По своей функциональности Zoho Writer заметно превосходит аналогичное приложение от Google. А интерфейс ее веб-приложений напоминает тот, что у Microsoft Office 2007. В принципе в ZOHO Corp. и не скрывают, что старались создать сервис, приближенный к самому популярному офисному пакету.

Наряду с обширным набором функций по редактированию документов в продукте предусмотрена возможность, позволяющая нескольким коллегам обмениваться материалами и совместно работать над ними. Есть также специальный плагин для Microsoft Office, благодаря чему можно пользоваться Word и Excel, но обмениваться файлами допускается только через сервисы Zoho.

Если рассматривать совместную работу, то, в общем, Zoho Writer обеспечивает почти все то же самое, что и Google Docs. Каких-то кардинальных отличий в этом плане у офисных пакетов не наблюдается, разве что возможность Zoho работать с Microsoft Office можно считать определенным преимуществом. Правда, за него придется заплатить — бизнес-вариант пакета Zoho Docs, содержащий приложения для работы с текстами, таблицами и презентациями, а кроме того, функции совместной работы, будут стоить минимум 9 долл. в месяц.

Всего Zoho предлагает около 20 приложений, включая средства для создания документов, презентаций, электронных таблиц, заметок, баз знаний Wiki, чата, а также для планирования, проверки электронной почты, управления проектом, работы с базами данных и с конференциями. В нем имеется даже своя простенькая CRM-система. И конечно, все это ориентировано на совместную работу.

Управление знаниями на базе Evernote

Безусловно, наличие корпоративной Wiki — хорошая идея, но зачастую легко обойтись и без этого. Наиболее простой вариант ее замены — ведение базы знаний с помощью программы Evernote. В наши дни Evernote доступна практически на любой платформе. Есть версия программы для работы в среде Mac, Windows, на iPhone и даже веб-версия, открывающая доступ к базе знаний из любой ОС.

Нужно признать, что Evernote представляет собой настоящую базу знаний, в которой удобно хранить свои заметки, посвященные работе, какие-то идеи да и вообще все что угодно. К тому же одним ее аккаунтом могут пользоваться несколько человек. В результате получается практически самая настоящая Wiki, где несложно найти нужную информацию с помощью категорий, тегов или путем обычного поиска.

Проект Evernote хорош тем, что позволяет хранить не только заметки в текстовом виде, но и записи видео- или аудиосообщений. Очень полезно и то, что все данные синхронизируются с тем сервером программы, на котором они хранятся, и потому доступ к ним предоставляется большому количеству пользователей. Это отличная база знаний для значительной группы людей, совместно использующих ее.

Etherpad — коллективная работа над текстом

Достаточно простое приложение Etherpad предназначено для совместного создания текстовых документов. По сути, этот веб-сервис представляет собой блокнот, но лишь с одной важной особенностью — с его помощью несколько человек могут редактировать материалы в реальном времени. Принцип работы Etherpad довольно прост. Первый пользователь создает какой-то документ для редактирования, который открывается по специальной ссылке, отсылаемой им другим участникам. Любые вносимые изменения видны всем работающим. Такое решение вполне устроит редакторов и авторов статей, поскольку они смогут снимать вопросы в реальном времени.

Из минусов Etherpad стоит отметить не слишком широкую функциональность сервиса, а также то, что документы хранятся лишь в течение определенного времени, а потом ссылки становятся недействительными. Следовательно, держать файлы на серверах Etherpad не стоит. Сейчас этот полезный сервис еще может считаться актуальным, но так будет только до тех пор, пока Google Wave не скажет свое веское слово.

Teamer — управление проектом в онлайновом режиме

Если работа над проектом ведется удаленно, то тогда вполне подойдет продукт Teamer. Впрочем, полезен он будет и при работе непосредственно в офисе. Суть его достаточно проста. Роль администратора программы будет исполнять руководитель проекта, координирующий всех занятых в нем специалистов и распределяющий права и обязанности между ними. При этом каждый его участник видит в Teamer только свои задачи, а управляющему доступны задания всех членов команды.

Из преимуществ данного веб-приложения стоит отметить возможность Teamer дополнять каждое задание, причем это сопровождается указанием сроков, в которые оно должно быть исполнено.

Хотя по своей функциональности данное приложение и уступает мощным программным продуктам для Windows, у него есть прекрасное свойство отображать задания каждого исполнителя. И это большое его достоинство.

* * *

При желании в Сети легко найти массу других приложений, помогающих в коллективной работе. Более того, ежедневно появляются новые сервисы, многие из которых сразу становятся востребованными. Единственное, о чем все-таки стоит помнить, так это о том, что всегда нужно хранить резервную копию данных на своих серверах. Доверять очень важные сведения не стоит даже Google…


Рисунки, схемы, карты…

Пристальное внимание стоит обратить на сервис Twiddla (twiddla.com), реализующий концепцию Whiteboarding. В русском языке пока нет термина, однозначно раскрывающего данное понятие. На самом деле Whiteboarding — это процесс коллективного творчества с использованием белой доски и разноцветных маркеров. Подобным образом на встречах и собраниях сотрудники разрабатывают всевозможные схемы, бизнес-модели и проч. Сервис Twiddla как раз и предлагает такой Whiteboarding в онлайновом режиме.

Если же для вас важны схемы, то полезным может оказаться и сервис Best4Pic (best4pic.com), позволяющий создавать их и показывать в онлайновом режиме. Сервис MindMeister (mindmeister.com) способен помочь составлять так называемые Mind Map — ментальные карты, или карты разума, популярные среди маркетологов.


Zoho Writer

Поддерживаемые браузеры: Internet Explorer, Safari, Google Chrome, Mozilla FirefoxЯзык интерфейса: мультиязычный (русский присутствует)
Цена: для домашних пользователей — бесплатно, для компаний — от 9 долл. ежемесячно
Разработчик: ZOHO Corporation
Сайт: http://www.zoho.com/

Evernote

Поддерживаемые браузеры: Internet Explorer, Safari, Google Chrome, Mozilla Firefox, OperaЯзык интерфейса: мультиязычный (русский присутствует)
Цена: бесплатно до 40 Мбайт ежемесячно
Разработчик: Evernote Corporation
Сайт: http://www.evernote.com/

Google Docs

Поддерживаемые браузеры: Internet Explorer, Safari, Google Chrome, Mozilla Firefox, OperaЯзык интерфейса: мультиязычный (русский присутствует)
Цена: бесплатно
Разработчик: Google
Сайт: docs.google.com

Etherpad

Поддерживаемые браузеры: Internet Explorer, Safari, Google Chrome, Mozilla Firefox, OperaЯзык интерфейса: мультиязычный (русский присутствует)
Цена: без заведения аккаунта — бесплатно; аккаунт с возможностью хранения документов на сервере — от 8 долл. ежемесячно
Разработчик: AppJet
Сайт: http://www.etherpad.com/

Teamer

Поддерживаемые браузеры: Internet Explorer, Safari, Mozilla Firefox, Opera, ChromeЯзык интерфейса: русский
Цена: бесплатно
Разработчик: Teamer
Сайт: http://www.teamer.ru/


Zoho Writer

Evernote