Петер ПашкоМы постарались выудить интересные факты из биографии вышеупомянутой компании и Петера Пашко, ее исполнительного директора. Но не ждите рассказа про технологии, применяемые в ее антивирусе NOD, и сравнения с конкурирующими разработками — это тема для другой статьи.

История. Хотя ESET активно действует на российском рынке относительно недавно, ее история началась еще в 1987 г., когда Петер Пашко и Мирослав Трнка создали первую версию антивирусной программы NOD. Почему Петер заинтересовался этой темой? Будучи инженером, Пашко на работе имел дело с ПК, еще редкими в социалистической Чехословакии. Как-то в компьютер забрался вирус, и поскольку ситуация с ПО была напряженной, то Петер решил справиться собственными силами. Потом они с коллегой написали программу, чтобы не бороться с каждым вирусом отдельно. Не напоминает ли вам все это историю одного нашего соотечественника?

Через пару лет соцрежим сменился капитализмом, и развитие программы, в базе которой в 1989 г. были уже «аж» 36 вирусов, превратилось из хобби в бизнес. В следующем году начались продажи в Австрию, а в 1992 г. совместно с Р. Грубым они зарегистрировали компанию ESET. И тогда же молодой фирме пришлось пережить первый кризис. Развал ЧССР отгородил большую часть привычного рынка таможней, и в Чехии появились собственные антивирусные компании.

Из дальнейших вех отмечу переход в 1994 г. с Turbo Pascal на С. В том году в их базе уже было более 1000 укрощенных вирусов, но новые злоумышленники появлялись настолько быстро, что в функции программы были добавлены активная эвристика и эмулирование. В 1998 г. версия NOD 32 засветилась на всемирном уровне, получив первую награду Virus Bulletin.

Последующие 11 лет компания росла почти без приключений. Почти. Потому что для выхода на рынок США в 1999 г. была образована независимая фирма ESET LLC. А когда головная компания решила, что сама справится с контролем этого рынка, то возник спор из-за торговых марок. Договориться удалось в прошлом году, включив А. Зайца из ESET LLC в совладельцы словацкой фирмы.

Настоящее. Сейчас у компании два основных продукта (антивирус и комплекс безопасности), локализованных на 29 языках, а объем общих продаж составляет 90 млн. евро. По собственной статистике, ESET имеет 450 млн. пользователей по всему миру, но следует заметить, что компания лихо считает — она включает и нелегальных пользователей. А ведь уровень пиратства продуктов NOD составляет 60—70%, опять-таки по ее внутренним оценкам. На рынке основная доля продаж — по 40% — приходится на персональных пользователей и малый бизнес, а оставшиеся 20% — на крупные компании.

Легендарное фото: как вы думаете, почему они так внимательно рассматривают заставку?Переход. Вернемся к моменту создания компании. Тогда Петер Пашко, исполнительный директор ESET, был рядовым инженером. Как получилось, что он вырос в бизнесмена? Не жалеет ли, что пришлось бросить программирование? Петер отвечает, что с момента создания программы ему приходилось трудиться и в роли ее разработчика, и в роли ее продавца. Однажды он заболел, и этот случай помог ему и его компаньонам понять, насколько сложно и ненадежно брать на себя обе функции. В 1995 г. в компанию пришли молодые талантливые программисты, снявшие часть работы с Петера Пашко и его коллег. Интересно, что позднее они и сами вошли в число совладельцев. Таковы приятные следствия работы в начинающей компании.

О конкуренции. Естественно, напрашивался вопрос о конкуренции продукции фирмы с нашими антивирусами. Петер приятно удивил, не став рассыпаться в похвалах своему продукту. Он отметил, что хотя между маркетинговыми подразделениями и идет настоящая война, программисты обеих стран относятся друг к другу почти как коллеги и изучают подходы конкурента. По легенде, сотрудникам российского офиса ESET пришлось как-то даже отредактировать одну из фотографий для прессы — на ней был снят монитор, на котором программист фирмы изучал особенности российского антивируса.

Такая работа общим фронтом радует — если взаимодействие антивирусных компаний не будет мешать их бизнесу, то, возможно, в будущем мы дождемся и общих антивирусных баз, и шаблонов для эвристического анализа. А это поможет в борьбе с нашим общим врагом — вредоносным ПО.