Г.И. Рузайкин

КОМПЬЮТЕРЫ И ПРОМЫШЛЕННОСТЬ

У погруженных в мир ПК пользователей нередко возникает желание узнать, как он соприкасается с промышленным применением компьютеров. Как они помогают управлять производственными процессами, в частности в автоматизированных системах управления технологическими процессами (АСУ ТП). Чтобы получше познакомиться с данной проблемой, мы посетили XV конференцию-выставку «Управление производством в системе TRACE MODE», организованную российской компанией AdAstra.

SCADA-системы (Supervisor for Control and Data Acquision -- Диспетчерское управление и сбор данных), реализуемые на основе программного продукта TRACE MODE 6.0, получили широкое распространение в нашей стране и за рубежом при реализации решений по автоматизации технологий на промышленных предприятиях металлургии, теплоэнергетики, в электрических сетях, отрасли ЖКХ и атомной промышленности.

Для крупных АСУ ТП, контролирующих от 2 . до 64 тыс. переменных, описывающих состояние системы, компания предлагает решения на базе резервированных серверов TRACE MODE DoubleForce МРВ+ (дублированных мониторов реального времени) с выделенными серверами архивов-- «Глобальными регистраторами» и серверами подготовки отчетов-- «Глобальными серверами документирования». Компания AdAstra, используя подобные проекты, предлагает единый инструмент для разработки распределенных АСУ с богатой функциональностью и встроенной системой горячего резервирования всех компонентов АСУ ТП. Причем цена решения будет в 2 -- 4 раза ниже, чем у зарубежных аналогов.

Для средних АСУ ТП, контролирующих от 0,5 до 2 тыс. переменных, по утверждению Л. Анзимирова, президента AdAstra Group, компания предоставляет широкий выбор программных модулей, позволяющий создавать АСУ со значительным числом системных архитектур для централизованных предприятий, распределенные и клиент-серверные решения, а также -- с веб-доступом. Помимо того, в качестве бесплатного дополнения выдается богатая библиотека драйверов- контроллеров, поддерживающая набор из 2,3 тыс. марок оборудования, что делает возможным не только создание новых решений по автоматизации, но и модернизацию уже существующих.

Для малых предприятий использование продукта TRACE MODE основывается на наборе типовых решений АСУ ТП, существенно снижающих цену создания такой системы, так как не нужно платить за драйвер ввода-вывода, цена которого достигает 70% общей стоимости продукта. По мнению Л. Анзимирова, в кризис важным аспектом этого решения будет уменьшение затрат интеграторов на выполнение соответствующих проектов, например, в результате экономии на программировании контроллеров (за счет этого уменьшается численность занятых сотрудников).

На конференции был представлен релиз продукта TRACE MODE 6.06.2, обладающий новыми возможностями и опирающийся на дополнительные технологии. В частности, созданы и доработаны драйверы для поддержки стандартных телемеханичесих и связных протоколов, а также интерфейс для подключения видеосистем с целью обеспечения безопасности. Кроме того, внедрены новые механизмы обмена данными между различными проектами, в частности один из них обеспечивает удобную поддержку при проектировании АСУ ТП.

СВОБОДНОЕ ПО В ВЫСШЕЙ И СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ

На вузовских каникулах в Переславле-Залесском состоялась четвертая конференция, посвященная данной теме. Организовали ее НОУ «ИПС-Университет г. Переславля им. А.К. Айламазяна», Институт программных систем РАН, «Институт логики, когнитологии и развития личности» АНО и компания ALT Linux, а участниками были разработчики СПО для школы и вуза и преподаватели.

Представитель компании ALT Linux -- А.А. Якушин -- поделился результатами разработки и апробации пакета свободного программного обеспечения (ПСПО) для общеобразовательных учреждений (ОУ) РФ. Его создание было осуществлено в рамках проекта «Разработка и апробация в пилотных субъектах РФ ПСПО для использования в общеобразовательных учреждениях (ОУ) РФ в 2007--—2008 годах». Как сообщил А.А. Якушин, к 15 января 2009 г. ПСПО были установлены в 1107 ОУ трех пилотных регионов -- в Республике Татарстан, Пермском крае, Томской области, а также в нескольких других.

В соответствии с условиями конкурса реализация проекта проходила в два этапа. На первом был создан ПСПО, на втором проведены его апробация, доработка и внедрение. Поскольку оказалось, что для многих школ не выполняется требование по минимальному размеру оперативной памяти ПК, то для классов с подобными машинами было разработано решение на основе Linux Terminal Server Project -- пакета дополнений для GNU/Linux. Этот пакет позволяет подключить к серверу под управлением ОС Linux необходимое количество низкопроизводительных тонких клиентов. Основная нагрузка по выполнению приложений при таком подходе ложится на сервер, а результаты отображаются на клиентских мониторах. Еще одна проблема возникла с русификацией некоторых программ -- пришлось дорабатывать интерфейс, что затронуло почти четверть всех текстов ПСПО.

В итоге получился комплект ПСПО, состоящий из четырех дистрибутивов:

  • «Легкий Линукс», оптимизированный для установки и работы на ПК с памятью от 128 до 256 Мбайт, с тактовой частотой процессора от 233 МГц и двумя компакт-дисками;
  • «Линукс Юниор», предназначенный для ПК с ОЗУ от 256 Мбайт до 1 Гбайт и с двумя компакт- дисками;
  • «Линукс Мастер», поставляющийся на DVD для ПК с оперативной памятью от 1 Гбайт;
  • «Линукс Терминал», представляющий собой специальное решение, дополняющее основные конфигурации и предназначенное для компьютерных классов с сервером;

Кроме того, в комплект ПСПО вошли дистрибутивы LiveCD и LiveDVD, размещенные на двух дисках, чтобы можно было ознакомиться с работой комплекта ПСПО, не устанавливая его на жесткий диск.

 Материалы по проекту и само ПСПО выложены на http://linux.armd.ru/. Там же организовано взаимодействие с участниками проекта и представлен список пилотных ОУ по регионам. Кроме того, на сайте были развернуты службы технической поддержки ОУ, участвующих в пилотном проекте.

Интерес к проекту со стороны ОУ в других регионах вызвал поток заявок (более 900) от школ, пожелавших присоединиться к нему.

Что же все-таки мешает массовому переходу ОУ на ПСПО? Вовсе не призрак Microsoft. Господин А.А. Якушин особо выделил такие недостатки, как крайне бедственное состояние материально-технической базы ОУ и изношенность оборудования, недостаточное количество прикладного ПО, поддерживающего образовательный процесс, и нехватку образовательной литературы, помогающей решать вопросы миграции на СПО. Также отмечены отсутствие тематических сообществ, позволяющих организовывать постоянное взаимодействие с учителями, реализующими переход на СПО, и необходимость урегулировать вопросы поставок вычислительной техники в ОУ, в частности с предустановленным ПСПО. По мнению представителя ALT Linux, требуется больше привлекать вузы для развития проекта ПСПО, а также создавать специализированные дистрибутивы применительно к широкому кругу задач, например для учащихся с ограниченными возможностями.

Весьма важным аспектом работы конференции стало обсуждение вопросов преподавания СПО в школе и вузе. А.Г Кушниренко и группа сотрудников из НИИ системных исследований РАН представили хорошо известную в прошлом систему программирования КуМир, предназначенную для поддержки начальных курсов информатики и программирования в средней и высшей школе, но уже в новой версии -- для Windows, Linux и других распространенных вариантов Unix-подобных ОС. Профессор Н.Н. Непейвода из Удмуртского ГУ, команда которого отличилась на последнем чемпионате мира по программированию, назвал свой доклад «Проблемы открытого софта для Pitecantropus informaticus и Australopitecus informaticus». Он констатировал, что уровень подготовки студентов, начинающих учебу в вузе, недостаточно высокий. Кроме того, добавил, что необходимо преодолеть отставание в уровне Homo informaticus и довести его хотя бы до «уровня неандертальцев» посредством их обязательного погружения с первого же семестра в открытое ПО.

Еще один аспект, которому уделили внимание многие участники, -- разработка образовательных приложений на СПО, к примеру, путем популяризации в России сообщества языка Scratch, позволяющего создавать среды для коллективной работы пользователей над анимированными и интерактивными историями, играми и другими продуктами творчества.