Они заранее предрекали провал, потому что разве могут французы сделать «тот самый FC» без братьев Йерли? Нет, такое казалось им решительно невозможным.

Сомнения общественности усилились еще прошлой зимой, после того как «крайтековцы» спустили на воду свой новый флагман, именуемый Crysis. Казалось, что любое творение Ubisoft на фоне такого проекта не будет иметь никаких шансов на успех, тем более что в тот момент до завершения работ по Far Cry 2 было еще как до Луны на воздушном шаре. Публика недоверчиво рассматривала экраны и короткие ролики: действительно ли графика в финальной версии игры будет на столь высоком уровне? Как изменится геймплей, если изменится вообще? И наконец, самый важный вопрос: справится ли собственная студия Ubisoft Montreal, не уронит ли она планку качества? Что же, теперь можно получить ответ на все эти вопросы. Встречаем Far Cry 2!

Как пойдем по Африке гулять!

Итак, главный герой игры — наемник, прибывший в раздираемую гражданской войной африканскую страну. Перед ним четко поставлена задача: он должен убить «всемирно известного» торговца оружием по кличке Шакал, о котором вообще-то практически ничего толком не известно. В процессе игры нужно собирать информацию о нем, не спеша продвигаясь к своей цели.

Ситуация осложняется еще и тем, что бравый вояка отправился в Африку без единого гроша в кармане. Вот такой «профессионал»: не то забыл взять задаток с заказчика, не то уже успел его прогулять. Странно как-то все начинается… В общем, нужно готовиться с самого начала игры потом и кровью зарабатывать алмазы — местный аналог твердой валюты. А возможностей для этого будет предостаточно.

Первый, основной источник дохода — сюжетные миссии, которые выдают две основные игровые фракции: якобы коммунисты-революционеры APR и якобы консерваторы-монархисты UFLL. Почему «якобы»? А потому, что местных полевых командиров интересуют только две вещи: власть и те самые камешки. Как говорилось в одном фильме: «Мне и того, и другого, и желательно побольше!» Задания для обеих группировок не блещут разнообразием: взорвать, украсть, убить, сжечь, т.е. тем или иным образом навредить конкуренту в борьбе за власть.

Второй по значимости способ заработка — сторонние миссии. Их можно получить, просто подъехав к любой телефонной вышке и подключившись к местной сети. Здесь и вовсе выбирать не из чего: в любом случае предложат совершить убийство за деньги. Дальше уже придется решать, как быстрее добраться до жертвы и каким оружием лучше всего ее прикончить. Заказчику совершенно неважно, уничтожите ли вы бедолагу метким выстрелом из снайперского «болта» или устроите фейерверк из гранатомета с песнями и плясками на трупах убитых врагов. В любом случае платят за результат, и весьма неплохо! Так что если не хватает средств, нужно смело записываться в киллеры, и «история вас оправдает».

Третий вариант — с камешками: поиск тайников, раскиданных по всей карте. Не буду вдаваться в подробности, замечу только, что дело это весьма муторное. Заведомо проще пристрелить кого-нибудь за деньги в несюжетной миссии, чем скакать по долинам и по взгорьям в поисках заначек с алмазами. В общем, такой способ скорее всего заинтересует лишь любителей внутриигрового туризма.

Друзья не дадут пропасть

Чтобы не отставать от модных веяний, разработчики Far Cry 2 ввели в игру «друзей» главного героя. Как только он получает очередную сюжетную миссию, его сотоварищ немедленно звонит ему на мобильный и назначает встречу в одном из безопасных мест. Там он предлагает свой — разумеется, лучший — план выполнения будущей миссии. Дальше выбор за игроком: принять его предложение или отказаться. Если согласие будет дано, то можно рассчитывать на помощь напарника, и в случае успеха репутация повысится. А если игрок откажется, то также, в общем, ничего особо не потеряет, разве что в некоторых миссиях придется действовать чуть посложнее и немного дольше провозиться с врагами. Здесь Ubisoft явно что-то не до конца продумала с системой «друзей», помощь которых так и не стала критически важной.

Подобным образом обстоит дело и с побочными миссиями, получаемыми от напарников по ходу игры. Прибыли с них никакой, кроме роста репутации, а это, по моим наблюдениям, мало на что влияет. Мой совет: не занимайтесь подобной ерундой. Здесь все, как в известной песне: «Кто людям помогает, тот тратит время зря!» Если уж так хочется высоких рейтингов, просто всегда выполняйте сюжетные задания с учетом дружеских пожеланий, и будет вам счастье.

А вот от миссий подполья игрок и рад бы отказаться, да не получится. Дело в том, что наш протагонист приехал в Африку не только без денег, но и без лекарств от малярии. И сразу же за это поплатился: как минимум первую треть игры бравого наемника периодически скручивают жестокие приступы болезни. Чтобы спастись от них, нужно своевременно принять пилюльки, вырученные у членов Сопротивления за выполнение различных заданий. Впрочем, и здесь также нет особого разнообразия. Почти всегда просят приехать из пункта А в пункт Б и вручить очередной партии беженцев паспорта, чтобы они смогли покинуть охваченную войной страну.

Вот вы и получили представление о том, какой у игры сюжет и каким образом ее проходить. А теперь попробуем разобраться, как устроен мир FC2 изнутри.

Шестеренки войны… и мира

Общая площадь «песочницы» — 50 км2, т.е. пространство игры представляет собой квадрат размерами 7,5×7,5 км. «Какая-то ерунда!» — воскликнете вы… и окажетесь неправы! Во-первых, в Far Cry 2 нет ни сухопутных, ни водных прямых дорог. Умножьте расстояние на сопротивление врагов, и путь из одного пункта в другой займет минимум 15—20 минут. Если же захочется пойти в обход, то получится и того больше. Во-вторых, игровое пространство покажется больше благодаря разнообразию ландшафтов. На одной карте разработчики умудрились разместить практически все встречающиеся на Черном континенте типы местности: экваториальные леса, реки с водопадами и порогами, африканскую саванну и даже пустыни, похожие на Сахару. Перед игроком предстает исключительно аутентичная и привлекательная картина. Описывать ее словами бесполезно, лучше увидеть на экране.

Раз уж зашла речь о географии, следует отметить великолепную работу дизайнеров уровней. Каждая особенная локация (в таких местах игрок выполняет сюжетные и побочные миссии) проработана на пять с плюсом. Здесь есть где развернуться и любителям снайперского огня, и горячим почитателям «шотганов». Никто, кроме врага, не ограничивает игрока в выборе тактики. А противник в игре действует весьма умно. Даже самые обделенные возможностями негры-партизаны довольно метко стреляют и успешно маневрируют, загоняя игрока в ловушку. Схватка с наемниками проходит еще сложнее. Во-первых, при любом столкновении с ними численный перевес всегда будет на их стороне. Во-вторых, действуют они по правилам военной науки: пока одни подавляют вас огнем, другие пытаются обойти с флангов или даже зайти с тыла. Так что во время перестрелок не зевайте и почаще меняйте позицию. В уставе это называется правильным сочетанием огня и маневра, а уставы, как известно, «пишутся кровью (по большей части — кровью идиотов)».

Баллада об оружии

Теперь о том, ради чего в игре стоит зарабатывать деньги, т. е. об огнестрельном оружии и улучшениях к нему. Казалось бы, что тут можно придумать нового? Заработал деньги, пошел в оружейную лавку и купил новый ствол или подобрал что-то понравившееся у убитого врага. Просто, как дважды два. Но вот тут-то разработчики и выкатили рояль из кустов. Теперь все оружие изнашивается по мере использования. В какой-то момент верная винтовка начнет давать клина после каждой пары выстрелов, а перезаряжаться будет чуть ли не с помощью кувалды. Создается ощущение, будто горным козлом скачешь под перекрестным огнем противника, передергивая проржавевший затвор. Здорово добавляет адреналина в кровь!

Единственный путь решения проблемы с оружием — просто затовариться нужным арсеналом у торговцев. Однажды купленный ствол автоматически «ремонтируется» всякий раз при посещении оружейной комнаты, расположенной рядом с магазином. Не следует забывать об этом по ходу игры, и тогда оружие всегда будет работать надежно и безотказно. Система же модернизации вполне традиционная, с маленькой поправкой на введенный износ матчасти. К увеличенному боезапасу и повышенной точности стрельбы добавлено еще «повышение надежности» — оно очень полезно, нужно брать не раздумывая.

Сам огнестрел реализован на высшем уровне. Только нужно чаще пользоваться прицельным режимом стрельбы: без него можно попасть во врага лишь на очень близком расстоянии. Причем, заметьте, даже с включенным перекрестием. В общем, реализм, как не крути.

Новое платье королевы

Надо отдать должное разработчикам Ubisoft Montreal: они не ставили себе целью соревноваться с Crysis в интерактивности окружения и качестве графики. Однако именно FC2 ближе всего стоит к детищу Crytek в этом плане. Опять-таки любые слова будут излишними, нужно просто увидеть. В общем, если компьютер соответствует рекомендованной конфигурации, можно ставить игру и наслаждаться красотами Африки. Если же машина недотягивает, то есть хороший повод провести модернизацию. Эта игра стоит того, чтобы увидеть ее во всей красе.

Пятна под африканским солнцем

Увы, и здесь не обошлось без недостатков. Первый и главный минус игры — чрезмерная затянутость. Как уже отмечалось выше, переезды из одного места в другое занимают по четверти часа, а то и больше. Такие минуты складываются в часы, и в итоге получается немыслимое по продолжительности время прохождения — 30 ч. И это еще не предел: у тех, кто выполняет все побочные миссии, оно затягивается до 40 или даже 50 ч. Если в таком темпе играть по 2—3 ч в день, то пройти ее удастся лишь за 2—3 недели. Просто кошмар какой-то, другого слова и не подберешь. Надеюсь, что разработчики все же найдут способ сократить игру без ущерба для геймплея в последующих дополнениях.

Второй серьезный минус FC2 — слабая насыщенность игрового мира. Жизнь теплится только там, где положено по сюжету, да еще на блокпостах. Не встречаются ни беженцы на дорогах, ни крестьяне в деревнях или на полях, ни случайные прохожие в городе… Чем это объяснить: экономией ресурсов компьютера, сознательным урезанием игровых возможностей или банальной ленью разработчиков? Следует надеяться, что ответ на этот вопрос даст опять же дополнение.

Far Cry Online

Здесь все просто: Deathmatch, Team Deathmatch, CTF и Uprising. Последний режим — тот же Domination, хорошо знакомый всем по серии Unreal. Естественно, действо разворачивается на великолепно проработанных картах, да и огнестрельное оружие отлично реализовано. Так что мультиплеер обязателен, не поскупитесь на лицензионный диск.

Раздача слонов

Что же все-таки в итоге получилось у Ubisoft? По-моему, она создала настоящий имитатор наемника. Да-да, именно имитатор, а не просто «шутер» от первого лица. Было ли это изначально так задумано или просто получилось само собой, по мере реализации замыслов разработчиков, — неизвестно. Конечно, для «стрелялки» на пару-тройку вечеров игра вышла слишком длинной и сложной, а вот желающим примерить на себя роль «солдата удачи», заброшенного в проклятую богом и людьми африканскую глубинку, она будет в самый раз. В общем, рекомендую испытать творение Ubisoft Montreal если не в одиночной миссии, то хотя бы в онлайне. Поверьте, получите массу впечатлений и море удовольствия.


Far Cry 2

Cистемные требования
Pentium 4-3200, 1-Гбайт ОЗУ, видеоплата семейства NVIDIA 6800, ATI X1650 или выше с поддержкой шейдеров версии 3.0 и 256 Мбайт памяти (рекомендуются видеоплаты NVIDIA 8600 GTS или выше, ATI X1900 или выше), звуковая плата с поддержкой 5.1 канального звука, 8Х-дисковод DVD, 12 Гбайт свободного дискового пространства, наличие подключения к Интернету, мышь. Программа работает в среде Windows XP/Vista.
Разработка Ubisoft Entertainment
Bздание «Бука»