Но к этой проблеме стоит обратиться вновь в связи с интервью, данным гроссмейстером Александром Халифманом известному шахматисту и журналисту Евгению Атарову. Темой номера восьмого за 2008 г. журнала «64» стал триумф Магнуса Карлсена — юного норвежца, прошедшего блистательный путь к вершине мирового рейтинга шахматистов. Теперь он стоит в нем вторым после

Виши Ананда, чемпиона мира по классическим шахматам. На основе опубликованного интервью можно высказать, вслед за А. Халифманом, ряд соображений о модели подготовки шахматиста, участвующего в соревнованиях высокого уровня. Чем же обусловлен столь заметный рост молодого шахматиста?

Начнем с принципиальных моментов. Если недавно считалось безусловным включение в подготовку шахматиста школы, которая строилась на изучении творческого наследия мастеров прошлого, то теперь торопящиеся в верхнюю часть шахматного рейтинга становятся компьютерными детьми, которые для совершенствования своей игры предпочитают участвовать в виртуальных турнирах, проводимых в Сети, например на сайте ICC, или анализировать партии вместе с компьютером, управляемым такими программами, как «Рыбка» или Fritz.

Успех подобного подхода к подготовке видится прежде всего в ориентации на использование памяти шахматиста, получающего хорошую базу знаний, которая включает опыт разыгрывания не только дебютной стадии партии, но и серьезного проникновения в среднюю или миттельшпиль.

Виртуальная практика и солидная база практических знаний о ведении шахматной партии создают серьезную предпосылку для использования шахматистом счетного способа ведения игры, а также перехода к комбинационной тактике. Последняя требует от противника серьезных усилий при анализе текущей позиции и регулярного рассмотрения проблемы выбора лучшего хода, а следовательно, излишних затрат энергии, что заставляет его ошибаться.

По словам А. Халифмана, успешность обращения в подготовке шахматиста к компьютеру тем не менее предполагает у него наличие таланта. Так, способности М. Карлсена носят счетный характер, т.е. ему удается сочетать приобретенные в виртуальной практике знания с глубиной расчета вариантов выбираемого хода, а для этого необходима хорошая память и, что весьма важно, устойчивая психика. Наряду с этим его дарование выражается и в приверженности тактической манере игры.

Эффективность компьютерного метода подготовки шахматиста очень сильно зависит от его умения самостоятельно работать.

Позиция после 40-го хода черных

Отвечая на вопрос о том, является ли подобный метод подготовки шахматиста прорывным, А. Халифман замечает, что его не следует считать ни революционным, ни принципиально новым. И характеризуя подход М. Карлсена, он утверждает, что его метод всего лишь позволяет ему играть с удовольствием и чувствовать уверенность в достижении конкретных целей шахматиста-практика. «Однако дебютная подготовка и отличная память могут позволять решать больше партий качественно в самом их начале, но все это опосредованно машинное воздействие. Вряд ли можно назвать безошибочную компьютерную игру переходом на новый уровень».

И тем не менее стоит посмотреть хотя бы одну партию М. Карлсена, которого Г.К. Каспаров считает одним из сильнейших молодых шахматистов.

Предлагаем вниманию читателей партию М. Карлсен — В. Иванчук, сыгранную на турнире в Форосе.

d4 Ка6 2. с4 g6 3. Кс3 Сg7 4. е4 d6 5. Кf3 0-0 6. Се2 е5 7. 0-0 Кс6 8. d5 Ке7 9. b4 Кh5 10. Ле1 f5 11. Кg5 Кf6 12. f3 Крh8 13. b5 Ке8 14. Се3 Сf6 15. Ке6 С:е6 16. de6 Кg7 17. Сh6 К:е6 18. С:f8 Ф:f8 19. c5 К:с5 20. Сс4 Сg5 21. Фе2 Фh6 22. Лаd1 Лf8 23. a4 b6 24. g3 Фh3 25. Фg2 Фh6 26. Фе2 Фh3 27. Крh1 Кd7 28. Ла1 Фh6 29. Ла2 Кf6 30. Крg2 Кh5 31. Кd5 К:d5 32. С:d5 Сf4 33. Фf2 fe4 34. С:e4 Фg5 35. Лс2 d5 36. С:d5 C:g3 37. hg3 Кf4 38. Фf1 К:d5 39. Лсе2 Фf6 40. Л:е5 Ф:f3 41. Ф:f3 Л:f3+ 42. Кре2 Лf5 43. Л:f5 gf5 44. Крd3 c5 45. Ле5 Кb4+ 46. Крd2

Черные сдались.