Электронная эпоха имеет свои минусы. Раньше отцы донимали окружающих фотографиями своих сыновей, а теперь — полуторачасовыми видеофильмами.

Сейчас трудно найти человека, не попробовавшего себя каким-либо образом в роли оператора или героя видео. Камеры стали настолько просты и доступны в эксплуатации, что только ленивый не снимает домашние хроники.

В данном цикле статей мы обсудим вопросы, связанные с видеомонтажом в Adobe Premiere Pro CS3, а также научимся делать видеофильмы и дополнять их музыкой, фото и текстом. А теперь разберемся с тем, как вообще надо снимать.

Все свое ношу с собой, или Видеоноситель, формат и разрешение

Камеры, снимающие видео в высоком разрешении, становятся все популярнее. Поскольку в этом случае количество точек значительно больше, чем при стандартном разрешении, картинка получается более насыщенной по цвету, яркой, прорисованной и «живой». Конечно, появление HD-камеры повышает требования к остальной материальной базе: нужны телевизор высокого разрешения, Blu-ray (HD-DVD) плеер для просмотра, мощный компьютер для монтажа, большие объемы жесткого диска, а еще лучше — несколько дисков.

Когда вы выбрали разрешение, то следует позаботиться о формате съемки и типе носителя для записи видео. Естественно, каждый формат и носитель имеют свои плюсы и минусы. Вкратце обсудим их (рис. 1).

 

   

Жесткий диск — камеры со встроенным «винчестером» сейчас, пожалуй, наиболее популярны.

  • благодаря значительному объему жесткого диска можно вести довольно продолжительные съемки; не нужны кассеты и DVD-диски;
  • меньше мороки с перегонкой видео на компьютер и записью на DVD по сравнению с кассетами;
  • для высокого разрешения сейчас широко применяют формат AVCHD с более эффективным методом сжатия;
  • затратное хранение, ведь кассеты просто лежат стопкой в столе, а для размещения видеоархива на HDD понадобится весьма объемный жесткий диск, причем не один, особенно для высокого разрешения;
  • потери качества при монтаже. Поскольку видео записывается на диск в формате MPEG-2, то оно уже сжато по определению. MPEG использует поточное сжатие, когда при текущем сжатии затрагиваются наряду с последующим и предыдущие кадры. И тогда после монтажа, наложения звука и эффектов при сборке фильма потери качества будут значительнее, чем были бы в случае DV-формата.

MiniDV-кассеты — камеры с ними подходят для выполнения монтажа, причем требуется довольно много времени, чтобы довести видео до ума.

  • высокое качество сырого и смонтированного материала. Формат DV базируется на intraframe-сжатии, при котором каждый кадр сжимается сам по себе, что обеспечивает более высокое качество и меньшие потери на завершающем этапе подготовки монтажа фильма;
  • придется поступиться оперативностью. Проигрыватели miniDV-кассет дороги и не очень распространены;
  • требуется повозиться, ведь чтобы получить такой DVD-диск, который можно дать посмотреть друзьям, необходимо как минимум осуществить захват видео и произвести кодирование, перегоняя сырое видео в более компактный формат.

DVD-диски — мы бы порекомендовали покупать камеры с DVD-дисками тем, кто не собирается в дальнейшем серьезно заниматься монтажом. Их главное достоинство в том, что, только отсняв материал, вы тут же сможете дать его посмотреть своим друзьям и знакомым на DVD-плеерах или компьютерах.

Карты памяти (Flash) — камеры с ними занимают промежуточное положение между теми, что на HDD, и теми, что на основе DVD-дисков.

  • емкость карты может быть больше, чем у DVD-диска, однако не так велика, как у «винчестера»;
  • объем карт постоянно растет, шире распространяются карты SDHC емкостью до 32 Гбайт.

Необходимые и приятные дополнения

Облегчить процесс съемки помогут следующие аксессуары.

  • Дополнительная батарея — это, пожалуй, предмет первой необходимости. В комплект поставки камеры обычно входит стандартная аккумуляторная батарея не очень высокой емкости; она имеет склонность разряжаться в самый ответственный момент.
  • Фильтры — помогут предохранить объектив камеры от царапин и других повреждений, ультрафиолетовые фильтры защитят оптику камеры от неблагоприятных условий съемки, поляризационные уберут блики, сделают изображение более насыщенным и контрастным.
  • Кассеты и DVD-диски –- покупайте запасные, причем отдавайте предпочтение продукции известных производителей. Здесь работает правило: чем дороже, тем лучше и надежнее. Сразу положите чистую кассету (диск) в кармашек сумки, поскольку кассета, как и батарея, заканчивается, как правило, в самое неподходящее время.
  • Штатив — поможет избавиться от досадного дрожания рук, превращающегося в невообразимую качку при увеличении. А теперь обсудим перечисленное выше подробнее.

Снимаем «штатные» ситуации, или когда нужен штатив

Вы полагаете, что умеете целиться и у вас твердая рука. Однако учтите, даже самый лучший стабилизатор изображения не компенсирует дрожания рук.

Бывают, конечно, случаи, когда невозможно пользоваться штативом. Чтобы поймать нужный кадр, порой приходится проявлять чудеса быстроты и ловкости. Например, вы увидели редкую птицу, но пока будете доставать камеру и закреплять на штативе, она улетит. Иногда съемка с рук может стать художественной находкой вашего фильма. Если вы будете двигать камеру без штатива, то стоит научиться задерживать дыхание во время съемки (не дышать 8—20 с — вполне реально) и разворачиваться всем телом, а не просто передвигать руку.

Рис. 2. Съемка на штативе на порядок повышает качество видеоВпрочем, как бы хорошо вы ни снимали, чтобы получить ровное, стабильное изображение, нужен штатив. Когда будете его выбирать, естественно исходя из своего бюджета, учитывайте, что его придется с собой носить, а он высотой обычно около 1,6 м. Кроме того, не забывайте об устойчивости: не будет ли штатив раскачиваться при порывах ветра, ведь на нем держится ваша драгоценная камера (рис. 2).

Кстати, и для штатива цена определяет качество, и порой она почти такая же, как у камеры. В общем, помните, что штативы нижней ценовой категории обеспечивают только стабильность статического кадра. А те, что позволяют плавно перемещать камеру, стоят на порядок дороже. Впрочем, даже недорогой штатив гарантированно поможет получить четкую картинку, что особенно важно при съемке с зумом, когда руки дрожат сильнее всего.

При съемке со штатива пульт дистанционного управления камерой просто необходим, поскольку позволяет избежать ее дерганья при включении, а также позволит сделать самого себя героем будущего фильма.

Правила любительских хроник, или Советы оператору

Теперь несколько советов, касающихся техники съемки. Поскольку цикл статей посвящен видеомонтажу, то следует уделить внимание тому, что именно вы будете монтировать. Настоящий художник способен и палочкой на песке рисовать, поэтому соберитесь и приложите усилия, чтобы рисовать подобно художнику. Итак, вы взяли в руки свою любимицу, но не спешите давить на кнопку REC.

Чтобы заинтересовать своим видео не только терпеливых родственников, но и друзей, а в случае особого успеха даже просто знакомых, освойте несколько приемов и правил видеосъемки. Все они влияют на результат, и потому рассмотрим их.

1. Сценарий, в студию!

В идеале хорошо было бы иметь сюжет и сценарий. Правда, на практике это чаще всего относится к разряду фантастики. Но тогда, прежде чем снимать, хотя бы четко представьте себе задачу и определите, о чем будет фильм. Постарайтесь сформулировать ее для себя.

Несомненно, чтобы получился интересный фильм и успешно удался монтаж, желательно написать сценарий, продумать процесс съемки и включить в него различные мелкие детали. Например, если вы снимаете поход, то наряду с действиями его участников стоит включить и то, как закипает котелок на огне или как устанавливали палатку, чтобы отразить общую атмосферу похода. Не следует снимать только лица окружающих, освещайте также разные события, происходящие вокруг.

2. Не стремитесь снимать все сразу

Нельзя объять необъятное — особенно стандартным объективом своей любительской камеры. Не снимайте подряд все происходящее. Если участвуют несколько персонажей, снимите их по отдельности. Не стойте на месте, снимайте с разных точек, меняя план и не забывая следить за светом. Старайтесь исключать из кадра отвлекающие элементы.

3. Краткость -– сестра таланта

Считайте, что ваша кассета (или свободное место на диске) всегда на исходе, и включайте в фильм лишь самое ценное. К примеру, никого не интересует во всех подробностях процесс приготовления и поедания шашлыка. Ценны только лишь самые яркие и оригинальные моменты, передающие атмосферу пикника. Не ограничивайтесь своей компанией, добавьте окружающий пейзаж. Не забывайте о крупных планах.

4. Движения камеры не терпят суеты

Не перемещайте камеру слишком быстро, иначе зрителей просто укачает. Не следите камерой за летящей птичкой, все равно качественно отснять ее движение не удастся, а также не переводите ее (камеру) от одного объекта к другому.

5. Информ-минимум

Не забудьте в процессе съемке отразить, где и когда все происходит.

6. Статика — тоже хорошо

Тем, кто лишь вступил в ряды видеолюбителей, лучше начать со съемок статических кадров, когда камера остается неподвижной. Правда, желательно, чтобы в кадре было движение, например, колыхалась трава или копошилась букашка.

7. Куда смотреть?

Все современные видеокамеры оснащены ЖК-экраном и видоискателем. Хотя на экран смотреть гораздо приятнее, но в случае, если вы снимаете с рук, стоит прислонить камеру к себе и заглянуть в видоискатель. Так можно уменьшить дрожание рук, поскольку нос и скула будут служить опорой, а кроме того, продлить срок действия батарей, ведь при активном экране они вырабатываются быстрее.

8. Манера съемки

Можно снимать фильм и как сюжетный, что оправданно для интервью, концерта или детского утренника, и как клип. Во втором случае нужно делать зарисовки: меняющиеся картинки, разные планы и ракурсы продолжительностью от 3 до 10 с. Не снимайте слишком много, поскольку в полученном материале нужно еще суметь сориентироваться. Отсутствие сюжета может компенсироваться
уверенными действиями оператора.

9. Зум, или Увеличение с умом

Особый момент — это использование функции увеличения, или зума, а если говорить профессиональным языком — трансфокатора. Известно, что каждая камера оснащена этим замечательным техническим средством, и потому не нужно всякий раз убеждать себя и зрителя в его существовании. Прежде чем воспользоваться функцией увеличения, четко обоснуйте для себя, зачем вы это делаете. В большинстве случаев лучше самому приблизиться к объекту. Когда это невозможно, выключите камеру, настройте зум и возобновите съемку.

10. Панорамирование

Главное при панорамной съемке — иметь твердую руку и железные нервы. Не ведите камеру слишком быстро, она должна перемещаться достаточно медленно и уж точно плавно. Причем необходимо сделать по нескольку секунд статического кадра до и после движения. Старайтесь избегать круговых панорам, в основном из-за изменения освещенности. Думаю, всем знакомы вертикальные и горизонтальные панорамы, так что стоит поэкспериментировать с диагональными.

11.Баланс белого

Не забывайте про баланс белого, он помогает определить соответствие цветовых гамм картинки в камере и объекта съемки. Поскольку автоматический уровень баланса работает не всегда корректно, во многих моделях камер предусмотрена ручная настройка баланса. Прочитайте инструкцию к камере, иначе вы рискуете «съехать» в слишком холодную или в теплую гамму, что непросто исправить при монтаже. С помощью настройки баланса белого легко применить разные эффекты. Для настройки подойдет чистый белый лист. Кстати, если вы выберете для этого голубой или розовый, то получите интересный инструмент для творческой съемки. Но это уже выходит за пределы темы данной статьи.

12. Практика и еще раз практика

Снимайте как можно чаще, ведь здесь четко действует закон перехода количества в качество. Правда, если в руках видеокамера, придется забыть про покой! Когда друзья на прогулке неспешно рассматривают достопримечательности, вам нужно оценить обстановку, подбежать, настроиться, заснять, отбежать, снова настроить камеру, заснять, найти новый ракурс и т. д. А еще вы будете надоедать друзьям просьбами, чтобы кроме стандартного махания руками в объектив и кривлянья они сказали что-нибудь оригинальное, позволили снять себя в нескольких ракурсах, перешли на другое место. В конце концов в один прекрасный день вы можете поймать себя на мысли, что стали смотреть телерепортажи уже с иной точки зрения — анализируя работу оператора.

Видео отснято — и что дальше?

Когда день прошел не зря и снято много материала, конечно же хочется его поскорее просмотреть. Вот тогда-то если вы достаточно самокритичны, то сразу поймете, чего не стоило снимать вообще, где вышли проколы с освещением, когда появился неравномерный звук, откуда взялись нудные сцены и проч. Вы расстроились? Не стоит, есть специальные программы, способные помочь справиться со многими недостатками вашей съемки.

В настоящее время существует около десятка достойных программ нелинейного видеомонтажа (рис. 3). Более подробно о них можно почитать, например, в статье «Инструменты видеомонтажа «на коленке»» М. Сысойкиной. http://www.osp.ru/pcworld/2007/10/4630500/.

Adobe Premiere   Sony Vegas Movie Studio

Virtual Dub  Corel Ulead Video Studio

 
Pinnacle Studio

Мы остановились на программе Adobe Premiere Pro CS3, потому что она обладает следующими преимуществами.

Удобство и широкие возможности видеомонтажа. В программе предусмотрены замедление и ускорение, эффекты перехода между кадрами, настройка ключевых кадров, широкий перечень инструментов цветокоррекции, интуитивно понятные всем, кому приходилось решать задачи цветовой коррекции в Adobe Photoshop, фильтры для аудио. Кроме того, легко сразу же оценить результаты своих действий.

Совместимость с разными форматами. Программа поддерживает как стандартное (DV), так и высокое разрешение (HD), а также форматы HDV и HDTV.

Интеграция с программами пакета Creative Suite 3. Поскольку Premiere входит в состав пакета Adobe CS3 (Creative Suite 3), то разработчики постарались максимально интегрировать продукты между собой. Поэтому будет удобно пользоваться такими востребованными при создании фильмов программами, как Adobe After Effects CS3 и Adobe Photoshop CS3. Можно применять анимацию, созданную в Adobe Flash, или, наоборот, сразу конвертировать проект в формат Flash-видео –- FLV.

Высокое качество «собранного» видео. Premiere Pro CS3 позволяет собрать фильм с минимальными потерями исходного качества видео. А сжатие будет осуществлено в самом хорошем соотношении качество/объем.

Об этих и других возможностях программы будет рассказано в последующих статьях. Но, несомненно, с Adobe Premiere Pro CS3 удастся легко пройти все этапы работы с видео. Единственным препятствием для монтажа теперь может оказаться лишь слабый компьютер.

Конфигурация компьютера для видеомонтажа

Конечно, для монтажа видео требуется более мощная машина, чем, скажем, для работы в Word или перелистывания интернет-страниц. Впрочем, современные компьютеры среднего ценового диапазона вполне способны справиться со всеми задачами видеомонтажа. Правда, здесь надо сделать оговорку. Если вы работаете с видео высокого разрешения, то требования к аппаратному обеспечению компьютера резко возрастут.

К примеру, если для обычного разрешения достаточно процессора с тактовой частотой 2 ГГц, то для HD понадобится уже как минимум двухъядерный Intel Core 2 Duo, а еще лучше Intel Xeon с тактовой частотой 2,8 ГГц.

Для обычного разрешения нужно не менее 1 Гбайт оперативной памяти для DV-кассет, а для высокого разрешения — хотя бы 2 Гбайт. Да что уж говорить про объем и скорость жесткого диска, если 1 ч сырого DV-материала только стандартного разрешения занимает 12 Гбайт. Чем больше диск, тем лучше, а нужно будет много. Несомненно, чем мощнее компьютер, тем больше удовольствия вы получите от работы с программой видеомонтажа.

* * *

Все, о чем мы говорили, это конечно же далеко не все, что нужно знать и делать при видеосъемке. Многие вещи вы и так будете выполнять подсознательно, подчиняясь правилам хорошего вкуса, другие придут с опытом. Дорогу осилит идущий. Но съемка — только лишь начало. Самое интересное начинается, когда вы открываете видео в программе монтажа. Если при съемке вы были активным наблюдателем, то здесь вы творец своего собственного фильма. Но об этом — в следующий раз.

Об авторе: Ксения Свиридоваавтор книг по компьютерной графике, e-mail: ksenijas@yandex.ru.