И похоже, до полного и безоговорочного перехода на IP-cвязь со всеми ее преимуществами осталось уже совсем недолго. Однако параллельное существование нескольких несовместимых стандартов усложняет ситуацию.

Как все начиналось

Цифровые VoIP-телефоны понемногу вытесняют своих аналоговых собратьевЕсли не останавливаться на разработке в 1973 г. протокола Network Voice Protocol для передачи голосовых данных по сети ARPANET, то за стартовую точку отсчета в развитии современной интернет-телефонии можно взять появление в 1995 г. программы Internet Phone, разработанной компанией VocalTec. Достаточно было установить эту утилиту на свой ПК — и вы могли пообщаться с человеком, находящимся в любом уголке земного шара, главное, чтобы у него под рукой был ПК с доступом в Сеть и установленной Internet Phone. Не стоит, впрочем, забывать, что в 90-х годах прошлого века доступ в Интернет для домашних ПК обеспечивался чаще всего с помощью модемов коммутируемого доступа, т.е. со скоростью порядка 10—20 кбит/c. Поэтому точнее будет сказать, что пользователи Internet Phone не то чтобы разговаривали, но слышали голос собеседника, зачастую существенно искаженный. Кроме того, для корректной работы нередко необходима была установка и настройка соответствующих драйверов для звуковых плат, что соответственно предъявляло определенные требования к уровню компьютерной грамотности. И тем не менее число пользователей программы росло не по дням, а по часам, ведь она позволяла существенно сэкономить на международных звонках. Передачей голоса через Интернет заинтересовались и другие разработчики ПО, а затем и производители коммуникационного оборудования. На рынке появляются компьютерно-телефонные шлюзы, сопрягающие ПК и традиционную телефонную сеть общего пользования. А значит, дешевый разговор по Сети становится возможным не только с компьютера на компьютер, но и с обычного телефона на ПК, с компьютера на телефон и с использованием двух соответствующих шлюзов — с телефона на телефон. Появляется все больше компаний-провайдеров, предоставляющих на базе компьютерно-телефонных шлюзов услуги по передаче голосовых данных через Сеть. То есть дешевая интернет-телефония становится доступной не только пользователям ПК, но и всем желающим. Достаточно купить карточку с идентификационным кодом, дозвониться по указанному телефонному номеру, в тоновом режиме набрать свой код и номер вызываемого абонента — и вот она, дешевая, пусть и далеко не идеальная связь. Единственным «порогом входа» в мир дешевой связи оставалось то, что телефонные шлюзы понимали только тоновую кодировку, а многие телефонные аппараты в России ее не поддерживали. Но и здесь выход нашелся: специальное устройство — «бипер», позволяющее передавать сигналы тонового набора, можно было купить на любом радиорынке. Таким образом, несмотря на все недостатки, ряды приверженцев интернет-телефонии неуклонно росли как в России, так и во всем мире. Появлялось все больше разных, чаще всего несовместимых друг с другом, программ для ПК, «оцифровывающих» телефонные разговоры, усиливалась конкуренция среди «карточных» операторов интернет-телефонии. Чтобы как-то отличаться от себе подобных, некоторые провайдеры одно время даже писали в своей рекламе: «не интернет-телефония», что, само собой, не соответствовало действительности. В любом случае качество оказываемых услуг понемногу улучшалось отчасти благодаря «борьбе за клиента», отчасти из-за общего развития индустрии — и пропускная способность интернет-каналов и тактовые частоты процессоров росли достаточно быстро.

Эпоха Skуpe

Простота интерфейса и «близость к народу» — существенное преимущество SkypeКак ни старались программисты и маркетологи компаний — разработчиков VoIP-клиентов для ПК, долгое время на этом рынке сложно было выявить безоговорочного лидера. И неизвестно, как долго сохранялась бы такая ситуация, если бы Никлас Зеннстром не создал в 2003 г. еще одну небольшую программу для IP-телефонии — Skype. В принципе в этой утилите не было чего-то особенного, отсутствующего во множестве других программ, позволяющих совершать звонки через Интернет. Да, Skype-клиент с самого начала отличался удобным и понятным интерфейсом. Да, Skype использует неизвестный, но довольно удачный кодек для сжатия голоса, благодаря чему программа относительно нетребовательна к скорости интернет-соединения. Но как за столь короткое время Skype удалось снискать такую всенародную популярность? Многие задавали себе этот вопрос, особенно после нашумевшей продажи бизнеса Skуpe интернет-холдингу e-Bay, но к единому мнению так и не пришли. Возможно, очередной VoIP-клиент просто оказался в нужное время в нужном месте. Так или иначе, но и сегодня сервис Skype — один из наиболее популярных способов воспользоваться возможностями интернет-телефонии. Кроме собственно общения через ПК, пользователям предлагаются дополнительные платные сервисы SkypeOut (звонки на обычные телефонные номера) и SkypeIn (аренда реального городского номера с переадресацией на Skype-клиент).

Наверное, второй, после распространенности, аргумент в пользу сервиса Skype — предельная простота работы. В сервисе Skype легко зарегистрироваться, программа-клиент легко устанавливается и легко обходит все сетевые преграды на пути в Интернет, такие как определение параметров прокси-серверов и фильтрация трафика межсетевыми экранами. Заплатить за платные сервисы? Тоже легко — любыми видами электронных платежей. В то же время именно легкость в определении сетевых настроек на пару с закрытостью используемого программой протокола передачи данных (неоднократно предпринимавшиеся попытки исследования этого протокола ощутимых результатов не принесли) заставляют многих домашних пользователей и особенно системных администраторов на предприятиях задуматься о том, насколько безопасны звонки по Skype.

В качестве еще одного аргумента за Skype можно отметить следующее: несмотря на использование нестандартизованного протокола, сервис открыт для тех разработчиков ПО, которые хотели бы обеспечить взаимодействие своих программ со Skype. Доступность библиотеки Skype API и известность Skype — убедительные для независимых разработчиков доводы в пользу написания различных расширений для Skype. На сегодня существует огромное множество таких дополнений — от утилиты-автоответчика до программы, пытающейся на основе анализа изменений тембра голоса определить, правду ли говорит ваш собеседник по Skype.

Не отстает сервис Skype и еще от одной общей тенденции — «исключения» собственно компьютера как ненужного посредника между пользователем и сетью Интернет. Достаточно много производителей предлагают приобрести автономные, подключающиеся к Skype-сети интернет-телефоны, внешне мало отличающиеся от традиционных аппаратов. Однако нестандартизованность протокола взаимодействия явно не добавляет Skype-сервису привлекательности для разработчиков телефонных аппаратов и других подобных устройств.

SIP-альтернатива

Сеть SIPNET — наиболее известная  в России альтернатива Skype Если не принимать во внимание все происходящее вокруг сервиса Skype, то наиболее распространенным и перспективным для VoIP-коммуникаций можно считать стандарт SIP (Session Initiation Protocol, протокол инициализации сеанса) RFC 3261. Протокол был разработан в 1996—1997 гг. и утвержден как RFC 2543 в 1999-м, а затем, после доработки, — как RFC 3261 в 2002 г. Обмен информацией, предусмотренной в SIP, осуществляется в текстовом виде, примерно как в хорошо известном протоколе HTTP, что делает передаваемый поток информации совершенно прозрачным и легко анализируемым.

Метод SIP реализован в большом числе программ-клиентов для IP-телефонии, часть из которых распространяется с открытым исходным текстом, причем поскольку все эти программы реализованы на основе одного и того же стандарта, то, как правило, не возникает никаких проблем с совместимостью. На основе SIP уже работает огромное количество цифрового коммуникационного оборудования — от домашних SIP-телефонов до комплексных решений для обеспечения работы call-центров. В провайдерах услуг, основывающихся на SIP-протоколе, также нет недостатка, достаточно вспомнить популярную в России сеть SIPNet, развиваемую компанией Tario, или хорошо известный во всем мире Gizmo Project (сеть sipphone.com). Поддерживается открытый протокол SIP и многими приложениями Microsoft, например Windows Messenger и Microsoft Live Communications Server.

SIP или Skype?

Так чем же тогда все-таки лучше и удобнее пользоваться? Повсеместно распространненым Skype или сервисом на основе SIP? Если в двух словах, то в ближайшие годы скорее всего и тем, и другим. Для более развернутого ответа необходимо подумать о том, чего мы вообще хотим от IP-телефонии. Первое и для многих главное — это существенная экономия на телефонных звонках. Здесь для каждого случая стоит сравнивать предложения конкретных операторов, но в общем и целом расхожее мнение о Skype как о самом дешевом варианте международных телефонных звонков далеко не всегда соответствует действительности. Иногда будет выгодным соединение через Skype, а в каком-то случае через, например, SIP-сервис pctel.ru, причем тарифы время от времени изменяются. Следующим фактором, по всей видимости, будет удобство использования. Это ведь действительно удобно, просматривая, скажем, веб-страницу потенциального партнера, соединиться с нужным сотрудником одним щелчком мыши, вместо того чтобы набирать общий телефонный номер и затем еще несколько минут слушать запись на автоответчике о том, что «ваш звонок очень важен для нас». И здесь опять же нет однозначного выбора между SIP и Skype. Преимущество Skype отчасти заключается в том, что владельцам этого сервиса удалось донести возможности своей программы до людей довольно консервативных и осторожных в выборе ПО, многим из которых выражение «IP-телефония» мало о чем говорит. Соответственно эта группа интернет-пользователей доступна для общения через Skype, но знать не знает о существовании альтернативных VoIP-клиентов. Продолжая тему удобства IP-коммуникаций, напомним о том, что развитие Интернета само по себе предложило огромное число альтернатив традиционному телефонному или даже видеозвонку — от электронной почты до обмена мгновенными сообщениями и совместной работы над приложениями. А значит, вполне логично стремление иметь на своем компьютере (или на телефоне, грань между этими устройствами с каждым днем становится все более размытой) один универсальный инструмент, позволяющий обмениваться любыми видами данных. И протокол сеансов связи SIP как раз и позволяет передавать самую разнообразную информацию. В то же время возможности обмена мгновенными сообщениями или совершать видеовызовы присутствуют и в Skype, причем в случае видеозвонков опять же может пригодиться хорошая степень сжатия данных и меньшие требования к ширине интернет-канала.

Перечень достоинств и недостатков можно было бы продолжать и дальше, но общий вывод напрашивается примерно такой — если вы хотите полностью использовать все возможности IP-коммуникаций, но не хотите создавать технологические барьеры, препятствующие общению с вами менее продвинутых ПК-пользователей, то в ближайшее время имеет смысл пользоваться и SIP-клиентами, и сервисом Skype.

Два в одном

Uplink Skype to SIP – утилита для сопряжения SIP и SkypeПока речь идет о выборе программного VoIP-клиента, рекомендация установить сразу два — Skype и SIP-клиент — скорее всего не вызовет особых возражений. Другое дело — выбор телефонного аппарата или VoIP-шлюза для обычной телефонной линии, ведь не покупать же их сразу два. Однако и здесь все не так плохо. Уже несколько производителей поддержали идею совместного использования SIP и Skypе, реализовав в своих устройствах работу по обоим протоколам (описание двух подобных моделей см. в статье «IP-телефон, который объединяет». «Правда, требование одновременной поддержки SIP и Skype все-таки существенно ограничивает выбор. Как альтернативный вариант можно рассмотреть использование программных решений, сопрягающих SIP и Skype на уровне голосового потока данных, например PSGw — Personal Skype to SIP gateway (www. rsdevs.com) или Uplink Skype to SIP (www.nch.com.au). Вполне возможно появление в ближайшее время подобных решений и с открытым исходным текстом. Ведь, с одной стороны, если по справочнику с ценами на компьютеры и комплектующие сравнить число предлагаемых SIP- и Skype-устройств, то решений для SIP почти наверняка окажется в несколько раз больше (к примеру, на price.ru соотношение оказалось примерно 3:1), а с другой — полностью, как мы выяснили, отказываться от Skype еще преждевременно. Хотя почти ни у кого не вызывает сомнений то, что будущее — за открытыми стандартами в целом и за протоколом SIP в VoIP-коммуникациях в частности.