Что обычно показывают гостям столицы? Красную площадь, Кремль, Арбат, смотровую площадку на Воробьевых горах… Ну, еще «посмотрите налево, посмотрите направо… памятник Пушкину… Храм Христа Спасителя…»

Компания «АстраМедиа» предлагает отказаться от клишированных маршрутов и познакомиться с другой столицей, с той, что находится за пределами Садового кольца.

Здесь также хватает достопримечательностей. Некоторые из них мы даже знаем (хотя бы по названию). Те же Воробьевы горы, на которых клялись в свое время Герцен и Огарев. Останкино и ВДНХ, за «неимением» народного хозяйст-ва переименованная во Всероссийский выставочный центр (ВВЦ). Кунцево и Лефортово… Но можно встретить еще больше неизвестного и подчас неожиданного, причем даже для тех, кто считает себя коренным москвичом:

— Ой, да это же те дома, которые проезжаешь всякий раз, когда едешь в редакцию!.. Оказывается, это памятники архитектуры! «Квартал на правой стороне Бутырской улицы (№№ 84 — 86), расположенный у станции метро «Дмитровская», не успели достроить из-за начавшейся войны. Правый корпус (№ 84), возведенный в 1938 г., отличался от центрального и левого корпусов, законченных в послевоенные годы, более качественной отделкой. Это различие исчезло после недавнего ремонта.

К предвоенному кварталу у станции метро «Дмитровская» примыкает десятиэтажный жилой дом 1953 г. — Бутырская, 86Б. Примечательно, что это парадное здание (возможно, самое монументальное во всем районе) очень невыгодно расположено — его почти ниоткуда не видно».

— Ой, получается, всю свою несовершеннолетнюю жизнь я прожил в памятнике архитектуры!..

«Из других конструктивистских построек примечательны круглое здание хлебозавода № 9 на Новодмитровской улице (начало 1930-х) и жилой квартал на Писцовой (1931). Его достаточно типичные для конструктивизма дома выделяются необычными полукруглыми эркерами с кирпичной рустовкой».

— Ой, а школа, в которой я учился, — также памятник конструктивизма!.. И «угловой магазин», и стадион, на который мы бегали в детстве, чтобы посмотреть на прыжки с парашютной вышки, когда она там еще была… Словом, как тут не вспомнить А.С. Пушкина: «О, сколько нам открытий чудных готовит просвещенья дух!» Просвещайтесь! Покажите гостям «вашу Москву», чтоб не услышать: «а чего вы меня сюда притащили? Я это и по телевизору видела». Пять десятков «прогулок», снабженных полноэкранными иллюстрациями и подробным комментарием, позволят избежать такого вопроса.

Добавьте к этому слайд-шоу («Архитектура 1920—30-х» (две части), «Архитектура 1940—50-х»), поиск (как общий, так и по странице), возможность копирования и печати…

Единственное, на что можно было бы посетовать, так это на отсут-ствие «карты прогулок». Далеко не каждый москвич (даже коренной) сможет указать, где находится Новодмитровская улица, где Писцовая… А уж вопрос о местонахождении улицы Кирпичные выемки почти наверняка породит ответный: «А разве она около нас?»

Впрочем, «карта прогулок» — это, скорее, рекомендация на будущее, а в настоящем обратимся еще к одному диску «АстраМедиа» — «Советская Москва 1920—50-х годов: от Утопии к Империи». Как и предыдущий, он издан компанией «Новый Диск».

В отличие от диска «Москва за Садовым кольцом», который знакомит с тем, что еще осталось или было буквально на днях, «Советская Москва» посвящена истории столичных «перестроек» с 1918 г. до середины 1950-х.

Конечно, и в последующие годы многое сносилось, строилось, перестраивалось, однако новая структура города, его планировка и архитектурный облик были определены именно в 1918 — 1953 гг.

Первый раздел диска, «Разрушенная Москва», посвящен зданиям и целым городским ансамблям, навсегда утраченным из-за градостроительных преобразований. В двух следующих главах («Утопия» и «Империя») повествуется о том, что нового появилось взамен: от изысканий конструктивистов до Генплана реконструкции Москвы 1935 г. с его зданиями-монументами, которые «полным голосом будут говорить об архитектурном богатстве, о бьющей через край полнокровной жизни социалистической столицы». По этому плану (естественно, одобренному лично Сталиным) и строился «образец для всех столиц мира» вплоть до середины 1950-х гг.

Помимо трех основных разделов, есть и дополнительные: «Трамвай в Москве», «Песни о Москве», «Москва в литературе
20-х — 30-х гг». Все они, за исключением двух последних, построены по единой схеме: вступительная статья и фотогалерея, иллюстрирующая то, о чем рассказывается в статье. Нисколько не умаляя ценности этих разделов, остановимся все-таки на последних.

Открыв «Москва в литературе…», вы обнаружите фельетоны Булгакова, Ильфа и Петрова, Михаила Кольцова и Осипа Мандельштама, Андре Жида и Евгения Замятина… И даже Лиона Фейхтвангера с его «Москвой в 1937 году». Как тут не сказать спасибо? Признательности заслуживают и «Песни о Москве», позволяющие погрузиться в контекст эпохи. Эффекту погружения благоприят-ствует и отсутствие ретуши (или хорошая работа звукорежиссера). Это тоже заслуживает благодарности. Как, впрочем, и наличие текстов для подавляющего большинства песен о Москве.

Одно огорчает: песни существуют сами по себе, а «фактический материал» — сам по себе. Ну почему бы не сделать, как в «Москве за Садовым кольцом», где каждое слайд-шоу сопровождается своим звуковым фоном?! Впрочем, в «Советской Москве» слайд-шоу отсутствуют как класс.

Увы, это не единственная претензия к диску. Так, в «Помощи» читаем: «Названия кадров, к которым имеются комментарии, помечены символом «+» в начале строки». Однако ни в «Списке иллюстраций», ни где-нибудь еще символа «+» не обнаруживаешь. Правда, просматривая фотогалереи (при условии, что включен автоматический показ комментариев), интуитивно чув-ствуешь, что где-то здесь должно быть обещанное. Но все попытки извлечь оное успеха не приносят. Правда, если залезть в сам диск, то все же можно увидеть и комментарии, и символ «+» в начале строки.

Еще следует посетовать на некую системную нестыковку. Но как объяснить исчезновение Крестовских башен из раздела «Разрушенная Москва»? В «Списке иллюстраций» они есть, во «Вступительной статье» также имеются, даже на диске они присутствуют (!), а вот в фотогалерее их нет. Похоже, разработчики здесь что-то не учли.

Впрочем, несмотря на все недоработки, диск «Советская Москва», как и «Москва за Садовым кольцом» (а еще лучше оба вкупе), смогут стать путеводителем по «вашей Москве».

Возможно, подспорьем в этом окажется и диск «Москва в кино», разработанный и изданный Республиканским мультимедиа центром.

В первую очередь следует обратить внимание на раздел «Москва — любовь моя». Шесть видеороликов, составленных из фрагментов кинофильмов и снабженных в некоторых случаях закадровым комментарием, наверняка вам понравятся, поскольку сделаны с большой любовью к Москве и москвичам.

Увы, этой любви, похоже, не хватило на два других раздела: «Фильмотека» и «Кинокарта Москвы». В первом собраны видео-фрагменты из нескольких десятков фильмов, так или иначе связанных с Москвой. Второй раздел — интерактивная карта столицы с отмеченными достопримечательностями, фигурирующими в тех или иных фильмах. Щелкнул на «достопримечательности» — получил соответствующую подборку видеороликов. Но почему, скажите, последние (как и в «Фильмотеке») размером с почтовую марку, пусть и очень большую?! (Кстати, в первом разделе все ролики полноэкранные, точнее, полнооконные.) Отчего некоторые эпизоды обрываются задолго до логического конца, отчего иногда становятся невнятными? Наконец, чем объяснить то, что в одних фрагментах при максимальной громкости слова еле слышны, а в других даже изначально заданный 50%-ный уровень громкости заставляет убавить звук?

И все же, несмотря на эти недочеты, диск «Москва в кино» обладает какой-то завораживающей аурой, он буквально пропитан любовью к Москве и москвичам и, безусловно, может стать подспорьем к путеводителю «по вашей Москве»:

— Посмотри сюда… Помнишь, в «Покровских воротах»…


Москва за Садовым кольцом
Советская Москва 1920—50-х годов: от Утопии к Империи

Системные требования: Pentium или Athlon-550, 128-Мбайт ОЗУ, 8Х-дисковод CD-ROM. Видеосистема, поддерживающая разрешение 800×600 точек при отображении 65 536 цветов, звуковая плата, мышь. Программы работают в среде Windows 98/2000/XP.
Разработка: «АстраМедиа»
Издание: «Новый Диск»

Москва в кино

Системные требования: Pentium-1100, 128-Мбайт ОЗУ, видеосистема, поддерживающая разрешение 1024×768 точек при отображении 65 536 цветов, 4Х-дисковод DVD, звуковая плата, мышь. Программа работает в среде Windows XP.
Разработка и издание: «Республиканский мультимедиа центр»