Опубликованный в конце 2007 г. документ под названием «IBM Next Five in Five» знакомит с корпоративным представлением о пяти глобальных инновациях на текущие пять лет. На состоявшемся в последнюю декаду января пресс-завтраке с участием Энди Стандфорд-Кларка, ведущего изобретателя IBM (Master Inventor), вниманию журналистов была предложена тема «Потребитель будущего и будущее потребления — инновации, которые изменят нашу жизнь в течение ближайших пяти лет».

Отправным пунктом для этих инноваций служит так называемый omni consumer — всемогущий, или продвинутый, покупатель. Не в смысле обилия у него наличных средств. Подразумевается, что это здравомыслящий человек, понимающий, что ему нужно, и к тому же вооруженный могуществом ИТ. Вместе с тем он уже рассматривается и как член социума, погруженный в природную среду и озабоченный экологическими проблемами. Это, разумеется, приводит ИТ-специалистов к системным представлениям о своих инновационных действиях, к целостному пониманию потребностей пользователя, технологических возможностей и обязательной оценке их воздействия на окружающую среду. Таким образом, omni-покупатель не только хорошо представляет, что ему нужно, но и чем он вправе воспользоваться и как повлияет на других достижение им цели. Нарисованный Э. Стандфорд-Кларком образ omni-покупателя в виде киборга, вооруженного многими ИТ-устройствами, вызвало у участников мероприятия ряд вопросов — в частности, о социальном соответствии результатов подобных инноваций по их доступности членам общества, о превращении обладателя этих устройств прежде всего в оператора и т. п.

Итак, в предложенном вниманию присутствующих документе будущее видится в таком контексте, когда понятия «покупатель», «потребитель» и «пользователь ИТ» рассматриваются как синонимы, потому что их отношения с производителем перспективного оборудования схожи. Они выражаются в сходстве требований, предъявляемых к устройствам и технологиям, а также к реализуемым возможностям, и в общности проблем, возникающих в результате их эксплуатации и утилизации.

Достижение экологического благополучия в первую очередь будет связано с рачительным использованием ресурсов, необходимых для жизни, таких как электроэнергия, тепло, вода и финансы. Учет и контроль их по-требления планируется производить в значительной мере ИТ-устройствами, что приведет к серьезной экономии средств, в частности и потому, что существенную роль будет играть учет эксплуатационных расходов. «Умный» дом станет рассматриваться не только как собрание новейших технологий, но и как экологически приемлемая система. Э. Стандфорд-Кларк продемонстрировал разработанные им решения для собственного дома в отношении учета и анализа потребления и внесения необходимых управляющих воздействий в электрическую и водопроводную системы. При этом анализ данных может носить как учетный характер, так и оптимизационный, — например, в рамках модели минимизации эксплуатационных расходов. Контроль и управление при этом осуществляются дистанционно. Это направление инноваций будет направлено на построение более экономичных устройств и технологий и расширение круга экологических требований в дополнение к упомянутым выше.

Следующее направление инноваций связано с повышением эффективности использования транспорта, в том числе и личного. Это относится как к управлению расходованием необходимых при его эксплуатации ресурсов, контролю состояния оборудования, так и
к информационному обеспечению транспортных функций, а также требований безопасности движения.

Так, Э. Стандфорд-Кларк полагает, что прежде всего будут распространены интегрированные средства обработки и передачи на автомобиль данных, позволяющих выбирать оптимальные маршруты, а также инструменты контроля за сред-ствами доставки грузов в логистике. Например, интегрированные ИС послужат и задачам управления трафиком, решением которых год от года занимается все более широкий круг людей. Особых усилий потребует разработка средств диагностики — они станут встроенными и тем самым улучшат эффективность эксплуатации транспортных средств, а также повысят их безопасность.

Э. Стандфорд-Кларк также рассказал об интересном проекте IBM и страховой компании Norwich Union по дифференциации страховых платежей в зависимости от интенсивности эксплуатации автомобиля (Pay-As-You-Drive) — данные с оборудования, устанавливаемого на клиентском автомобиле, передаются в расчетный центр.

Острота проблем, связанных с продуктами питания, определяет третье направление для будущих инноваций. Современный omni-потребитель предъявляет широкий спектр требований к потребляемым продуктам и нуждается в получении большего объема информации о них, и ИТ должны этому способствовать. Необходимо представить потребителю подробную и актуальную информацию о продуктах, помочь с выбором подходящего товара с точки зрения не только цены, но и качества и даже удовлетворения диетических потребностей. К тому же необходимо решать проблемы доставки информации и продуктов, контролируя при этом их качество. Это будет связано как с созданием соответствующих информационных систем и ресурсов, так и с развитием АСУ ТП и широким использованием технологий RFID. Все пищевые продукты будут иметь цифровой паспорт, включающий RFID-метки, по которым можно узнать место и время их изготовления, состав и пр. Техника для покупки продуктов станет «разумной», с простым доступом к информации о них. Например, связь торговой тележки с информационным порталом обеспечит покупателя актуальными данными, а информационный интерактивный киоск позволит узнать многое о происхождении продукта. Далее, электронная карта клиента будет играть роль системы раннего преду-преждения. Технология Trace Tracker позволяет магазину информировать покупателя об отозванных товарах, а также выдавать кредит на необходимую покупку. Благодаря концепции компании IBM «Информация по требованию» (WebSphere Product Center и приложения ее партнеров) магазин может по электронной почте или телефону уведомить покупателя об отзыве выбираемого им товара.

Четвертое инновационное направление деятельности IBM связано с превращением сотового телефона в универсальную точку входа в Сеть, где пользователь не только получит доступ к информационным ресурсам, но и сможет решать разнообразные задачи по поиску и выбору необходимых данных, а также по реализации принятых им решений. Кроме того, ему будет предоставлен широкий спектр услуг, например банковских, по приобретению различных билетов и т. п.

Особую роль станут играть устрой-ства, поддерживающие технологию UIF (Universal Information Framework). С их помощью можно будет использовать дисплей как информационную панель, организовывать обмен SMS- и IM-сообщениями, сигналами тревоги и предупреждения, встраивать команд-ные кнопки для активации действий и подачи ответа, а также доставки звука и изображения. В частности, Э. Стандфорд-Кларк рассказал о реализации UIF в лазерной лаборатории, которая не только поддерживает контроль работы приборов и установок, но и подсказывает экспериментаторам, когда им необходимо вмешаться в исследовательский процесс. Другие примеры были связаны с помощью глухим людям при передаче экстренных сигналов на мобильный телефон и доставке ответа в центр реагирования.

Последним, пятым, направлением инноваций является поддержка заботы о здоровье людей. Прежде всего врачи получат возможность доступа, просмотра и анализа данных персональных историй болезни, результатов лабораторных исследований и другой медицинской документации. На пороге внедрения инновационные технологии, позволяющие рассматривать пространственные изображения внутренних органов в режиме реального времени или, например, прослушивать тоны сердца и дыхательные шумы, что несомненно послужит оптимизации принятия лечебных решений. Технология использования трехмерных персональных виртуальных аватаров (образов больного) даст врачу возможность воспринимать удаленного пациента визуально и улучшит комплексное представление о больном, снабженное более полным, нежели сейчас, информационным описанием. Все это позволит точнее поставить диагноз и выбрать оптимальный лечебный курс. Компания IBM предлагает решение Mobile Health Toolkit, поддер-живающее удаленные контакты врача и пациента. Для этого предлагается широкий спектр медицинского оборудования для контроля состояния больного сопрягать с мобильным телефоном различными каналами связи (bluetooth, zigbee и специальным), а далее, используя способ передачи сигнала GPRS, через Интернет связываться с сервером данных и приложениями медицинского учреждения для проведения необходимого обмена информацией.

Инновационная активность в направлении улучшения медицинского обслуживания значительно расширяет информационную модель, представляющую пациента. Включаемая в нее учетная информация из истории болезни быстрее актуализируется и дополняется данными в реальном времени, что при выборе курса лечения многих болезней весьма существенно. Кроме того, для некоторых групп больных (например пожилых людей) большое значение имеет ускорение оказания врачебной помощи и удоб-ство ее получения.

В заключение отметим, что хотя в настоящей статье речь идет об одном, пусть и весомом представителе ИТ-рынка — корпорации IBM, но тем не менее это позволяет заглянуть в будущее.