. Вот и «огосударствленный» РИФ уже спешит выразить беспокойство по поводу тех угроз Рунету, которые усмотрели участники форума в новой редакции четвертой части Гражданского кодекса РФ. Собственно, угрозы связаны не с Рунетом, а с онлайновыми СМИ. Дело в том, что предусматриваемые в поправке к ГК ограничения на регламент отношений в области интеллектуальной собственности касаются порядка публикации в электронных СМИ, и законными являются только те авторские материалы, на которые были заключены предварительные письменные договоры. А при этом неизбежно страдает оперативность подачи информации. При обсуждении принятых на РИФ 2007 решений звучали даже речи о возможном исходе онлайновых СМИ из доменной зоны Рунета.

Обсуждение решений РИФ, на наш взгляд, выявило тот факт, что при подготовке поправок к ГК никто не поинтересовался мнением на этот счет Рунет-общественности. Перенесение требований охраны авторских прав, принятых в бумажных СМИ, в сферу электронных средств информации чревато серьезными функциональными ограничениями для них. Понятны требования обсуждавших решения РИФ в отношении необходимости работы с законотворцами, но это всего лишь малая толика необходимой просветительской деятельности, которую по своему статусу должна осуществлять такая общественная организация, как РОЦИТ. В частности, требование омоложения состава законо-творцев вряд ли конструктивно, потому что «неправильность» принятых законов объясняется не возрастом, а недостаточной просвещенностью значительной доли участников процесса их формирования и принятия, поскольку все они в этих делах «на новенького».

Еще одним важным положением обращения к Рунет-общественности стала критика, связанная с поспешным оснащением школ компьютерами и интернет-доступом без необходимой для этого упреждающей подготовки кадров и программно-контентного обеспечения.

Требование доработки четвертой поправки к ГК РФ представляется неизбежным, если только у законотворцев нет желания в очередной раз получить неработающий документ.

Комитет по безопасности Государственной Думы Федерального собрания РФ провел круглый стол на тему «Инновационная политика — фактор экономической безопасности и гарантия стабильного развития РФ», на котором обсудил задачу модернизации российской экономики и повышения ее конкурентоспособности на основе технологических инноваций. Как указано в рекомендациях, принятых на круглом столе, для решения данной задачи сегодня государством реализуется ряд мер по формированию инновационной структуры России. Межведомственной комиссией по научно-инновационной политике утверждена «Стратегия развития науки и инноваций в РФ на период до 2015 г.» и «План мероприятий по ее реализации». С полным списком ФЦП можно ознакомиться на сайте www.duma.gov.ru.

В то же время в рекомендациях данного круглого стола отмечается отсутствие общей идеологии и стратегического управления инновационной системой. От себя заметим, что это неудивительно, потому что до сих пор нет концепции государственной системы управления, а лишь россыпь ФЦП по различным проблемам управления государством. А предпринимаемые отдельные попытки по ИТ-поддержке различных видов государственной деятельности очень напоминают игру в открытое «Лого», когда пытаются собрать картинку, для которой известны лишь фрагменты. Все это затрудняет взаимодействие различных ФЦП и снижает эффективность расходуемых бюджетных средств. Большое сомнение вызывает рекомендация круглого стола относительно того, что сегодняшние усилия государства и общества должны быть направлены не на поддержание разрушенного инновационного потенциала СССР, а на сбалансированное развитие образования, науки, производства, сферы услуг на основе технологических нововведений. Думается, это отголоски 90-х годов прошлого века и продолжение разрушения того, что имели, только без пения «Интернационала». Важно помнить, что суть инноваций в том, обладает ли данная конкретная система возможностью развития, поэтому рациональная инновационная деятельность должна исходить из необходимости развития существующей системы.

Рекомендации круглого стола носят форму предложений Президенту РФ, Правительству и Федеральному собранию, а также руководителям органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления. С их содержанием можно ознакомиться, зайдя на упомянутый выше сайт Госдумы РФ.