Какие показатели важнее — скорость, вместительность или комфортабельность? А если сравнить ложку и вилку? Или Microsoft Word и Adobe InDesign? Наверное, вы уже поняли, что тема нашего сегодняшнего повествования сложная, крайне противоречивая и, чего греха таить, очень субъективная. Однако этим она и интересна! Но обо всем по порядку.

Прежде чем столкнуть лбами два флагмана параллельных индустрий на одной странице, необходимо оговориться. При беглом знакомстве программы Adobe Photoshop и Corel Painter X могут показаться очень похожими. Обе предназначены для создания и редактирования изображений. Однако между «созданием» и «редактированием» существенная разница. И прежде чем приступить к изучению нюансов рассматриваемых продуктов, следует уяснить главное: Adobe Photoshop (в дальнейшем PS) нацелен в первую очередь на обработку изображений и лишь затем на рисование, в то время как Corel Painter X (в дальнейшем CP) — это прежде всего инструмент для рисования, в котором очень много функций для обработки изображений.

И последняя очень существенная оговорка. Поскольку автор настоящего обзора является «цифровым» художником, то его предвзятость в вопросе выбора категорий оценок вполне очевидна. Теперь сравним по порядку основные элементы двух программ.

Интерфейс

PS Приходится признать, что PS — это своеобразный стандарт индустрии, который развивался и совершенствовался более полутора десятков лет усилиями лучших в мире разработчиков интерфейсов. Поэтому все программы семейства Adobe столь похожи друг на друга своим дружелюбием и у редкого пользователя возникают проблемы с пониманием меню. Впрочем, последние версии все чаще норовят удивить пользователей интерфейсными нововведениями (рис. 1).

рис.1                                                             рис.2

CP Если не вдаваться в историю развития интерфейса Corel Painter, то можно с уверенностью констатировать: нынешний интерфейс вполне соответствует современным тенденциям (рис. 2). Разве что за исключением пустячка, а именно: «ярлычки родственных палитр», которые реализованы в семействе Adobe, несомненно удобнее открывающихся строк в Painter. И тем не менее некоторые палитры в нем поражают своей приспособленностью для работы художника (например, палитры выбора цвета Colors, Mixer и палитра редактирования и создания собственных кистей Brushcreator).

Инструменты и кисти

PS Что касается общедизайнерских инструментов в панели Tools, то не каждый внимательный пользователь заметит разницу (рис. 3, 4), поскольку если она и есть, то крайне несущественная. Что касается кистей, то в последних версиях появился робкий прогресс. Это заставляет надеяться, что через несколько релизов Adobe Photoshop станет более «художественнопригодным».

рис.3                                        рис.4

А пока редактирование кистей в PS — неблагодарный полуинженерный труд.

CP Поскольку инструменты художника — это отнюдь не «таскалки», «крутилки», «выделялки», одно из самых главных достоинств CP сосредоточено в палитре Brush Selector Bar — палитре выбора кистей. Слабонервных пользователей может на некоторое время вывести из равновесия одно только перечисление предлагаемых художественных средств: пастели, уголь, масло, акрил и многое другое (рис. 3). Те же, кто рискнет попробовать все инструменты из упомянутых семейств, должныприготовиться к тому, что это может затянуться надолго. Особенно если у вас есть планшет для рисования и нереализованная тяга к художественному творчеству.

Работа со слоями

PS На несколько шагов впереди всех (рис. 5). Бесподобные и неподражаемые корректирующие слои! Плюс Clipping Mask.

рис.5                                           рис.6

CP Конечно, работать со слоями можно, но на уровне PS позапрошлой версии. К слову сказать, есть свои аналоги корректирующих слоев — эффекты (рис. 6). Плюс оригинальные «мокрые» слои.

Работа с масками

PS Quick Mask и векторные маски снова оставляют позади всех соискателей (рис. 7)!

рис.7                                           рис.8
CP Наконец-то растровые маски стали видны в палитре слоев и работать с ними теперь так же просто, как в PS. Но простор для совершенствования все равно очевиден (рис. 8).

Работа с векторными объектами

PS Да, редактируемые векторные объекты появились здесь позже, чем у конкурентов. Но благодаря совместимости с векторными программами от Adobe они сразу оставили соперников далеко позади (рис. 9).

рис.9                                           рис.10

CP Можно утешать себя мыслью, что есть программы, специально предназначенные для векторного рисования. На самом же деле с векторным рисованием здесь все на уровне прошлого века, чего, правда, иногда вполне хватает (рис. 10).

Совместимость

PS Совершенно естественная позиция полноправного хозяина положения. Понимает все основные форматы. И совершенно не берет во внимание специфические форматы. Так что riff-файлы останутся за гранью понимания.

CP Совместим со всеми основными форматами. Понимает многие нюансы формата psd, но далеко не все.

Собственный формат замечателен лишь тем, что помнит «мокрость» записанного файла (имеются в виду нюансы влажных инструментов, например акварели).

Сравнение достоинств

PS И все-таки надо признать, что редактировать изображения и делать дизайн веб-страниц здесь намного удобнее. Благодаря отточенному взаимодействию
PS со смежными программами (Adobe Illustrator, Adobe InDesign) продукт Adobe надолго останется главной программой технических дизайнеров.

CP Разработчики знают чаяния «цифровых» художников, и все их программистские усилия направлены на удовлетворение этих чаяний. Чего стоит одно только вращение рабочего листа, для того чтобы пользователи могли делать штриховку под наиболее подходящим углом.

Сравнение недостатков

PS Идеальный инженерный прибор. Жалко, что художники крайне редко способны разбудить в себе инженера.

CP Без электронного планшета лучше не мучить себя созерцанием возможностей этой программы. Два контрольных выстрела: цветовые профили и работа с каналами!

В целом

PS Идеальный продукт для веб-дизайнеров и тех, кто умеет закрашивать на фотографиях «эффект красных глаз». К сожалению, то, для чего действительно предназначена эта программа, знает примерно 3% пользователей. И еще меньше способны использовать PS на полную мощь!

CP Художники народ привередливый, и это только лишний повод ждать реализации своих вожделений в следующих версиях. Потому что производители Painter почти не дают повода для того, чтобы быть чем-то недовольным.

Общая оценка

PS Это очень хороший пакет. Вполне возможно, вам будет хватать его ограниченных художественных средств. И дело не в том, что PS настолько хорош, а в том, что вам действительно не надо большего. В конце концов, на свете немало людей, которых устраивает MS Paint!

CP В самом начале я признался, что пристрастен. И теперь, объявляя общую оценку, я снова об этом напоминаю. Но с единственной целью  — побудить читателя не следовать слепо моему мнению, а попытаться самостоятельно разобраться, действительно ли на свете есть только одно-единственное нормальное
приложение для художников. И последнее: под термином «художник» в данном случае понимается любой пользователь ПК, не чуждый рисования.

Цена

Photoshop CS2 — 1000 долл, новый Photoshop CS3 — 1500 долл.

Corel Painter X — 600 долл. По специальной программе для студентов и учителей — 99 долл. (цены в интернет-магазине)

* * *

Боюсь, основная мысль, которую я пытаюсь донести до читателей, слушателей и зрителей, в данной статье прозвучала не совсем конкретно. Мне будет приятно озвучить ее еще раз. Adobe Photoshop — замечательный продукт. Но помимо него, а также помимо Corel Painter на свете, к счастью, существуют другие прекрасные программы.
В компьютерном рисовании, как, собственно, и в других видах искусства, зачастую материал и инструмент в первое время манипулируют художником, помогая ему приобрести индивидуальный почерк. Так вот, моя самая главная цель — убедить читателей в том,  что глупо себя ограничивать возможностями только одного, пусть и самого великолепного (а уж что дорогого  — это несомненно) карандаша. Есть очень много разнообразных инструментов. Конечно, овладение этими инструментами потребует некоторых усилий и времени. Но ведь путь к результату зачастую намного интереснее самого результата…

ОБ АВТОРЕ

Олег Тищенков (OlegTi) — иллюстратор Студии Лебедева. С ним можно связаться по адресу: http://olegti.design.ru.