3GSM World Congress, организуемая ассоциацией GSMA, по праву считается одним из наиболее значимых и масштабных событий в мире мобильной связи. В этом году количество посетителей выставки превысило 60 тыс. человек. Говоря о масштабах мероприятия, его зачастую сравнивали с СeBIT. На этот раз сходство с ганноверской выставкой усиливалось за счет увеличившегося числа ИТ-компаний. Что и неудивительно — по функциональным возможностям мобильные устройства уже практически сравнимы с ПК, при этом сама телефония постепенно перемещается на платформу IP.
Так, при входе, в центральной части первого павильона, посетителей ожидал внушительный по объемам стенд Microsoft, на котором компания представляла новую версию операционной системы Windows Mobile 6.0. Расположившаяся по соседству экспозиция под названием «WiMAX is here!» («WiMAX уже здесь!») демонстрировала возможности новой беспроводной технологии передачи данных. Многим уже хорошо известны ее преимущества — высокая скорость входящего и исходящего потока данных, малое время установки соединения и простая архитектура построения сети. Образцы оборудования предоставили Motorola, Nokia, Sprint-Nextel и Samsung. Технология Mobile WiMAX уже находится в коммерческой эксплуатации в Корее с мая 2006 г., операторы в других странах планируют поэтапное внедрение, но каких-либо данных о вводе в эксплуатацию пока нет.
Разумеется, известные производители мобильных телефонов традиционно отметились большим числом новых моделей. Это многообразие, конечно, заслуживает отдельного описания, но в двух словах примерно так: устройства будут становиться меньше и тоньше, аппараты получат большее число мультимедиаприложений. И не исключено, что именно мультимедийные возможности мобильных телефонов станут той самой палочкой-выручалочкой, которая позволит производителям продавать свои телефоны в условиях насыщения рынка, операторам связи — повысить доходность при постоянно снижающихся расходах абонентов на мобильную связь, а поставщикам мультимедиаконтента и разработчикам программного обеспечения — просто не упустить хорошую возможность заработать. И они ее, судя по количеству стендов на выставке, упускать не собираются. Кстати, возможно, именно понимание стратегической важности мобильного контента для индустрии в целом подвигло организаторов на проведение в рамках конгресса фестиваля короткометражных фильмов, снятых специально для мобильных телефонов. Как бы то ни было, просмотр видеофильмов на экране мобильного телефона — явление пока довольно новое, и отношение к нему сложилось не совсем однозначное. Насколько оно будет востребовано, покажет время. Но так или иначе, если вы просматриваете на своем мобильнике фотографии и видеофильмы, значит, все эти материалы вам надо где-то хранить, упорядочивать, сортировать и т.д. А следовательно, компаниям, поставляющим подобные решения для персональных компьютеров, вполне логично было бы расширить линейку своей продукции, распространив ее и на мобильные устройства.
Так поступила, например, хорошо известная у нас в России Nero AG. В этом году она впервые представляла свой стенд на 3GSM World Congress, но демонстрировала там не свой популярный продукт для записи CD/DVD-дисков, а пакет Nero Mobile, позиционируемый как «мобильный медиацентр» и предназначенный для проигрывания аудио- и видеофайлов, создания слайд-шоу и наведения порядка в мобильной видеотеке. Думается, массовый переход на цифровые форматы в свое время уже поддержал производителей жестких дисков, ведь простое наблюдение показывает, что какова бы ни была емкость вашего накопителя, переписывая все доступные видеофильмы, его всегда можно заполнить до отказа в считаные дни. Это утверждение тем более должно быть справедливо для мобильных телефонов, учитывая, что емкость флэш-накопителей существенно отстает от объемов современных дисков. А значит, возникает потребность во внешних хранилищах данных для мобильных телефонов. Возможно, именно таким был ход мыслей у сотрудников компании Seagate, также впервые участвовавшей в выставке и представлявшей, понятное дело, внешний накопитель для мобильных телефонов, оснащенный интерфейсами Wi-Fi и Bluetooth. Правда, эти устройства не будут продаваться под торговой маркой Seagate; основной расчет делается на сервис-провайдеров, продающих этот самый мультимедиаконтент, которым и предлагается снабжать устройство своим собственным логотипом. Схожие модели были представлены и рядом других, малоизвестных широкой аудитории производителей.
Распространение большого числа программных продуктов и интерфейсов взаимодействия, таких как Bluetooth и Wi-Fi, создает и еще одну проблему (или, наоборот, благоприятную ситуацию — с какой стороны посмотреть). Речь конечно же идет о вирусах для мобильных телефонов и соответственно антивирусных продуктах. На выставке было представлено два производителя — финская компания
FSecure и наша всем хорошо известная «Лаборатория Касперского». Финны на этой выставке уже не первый год, но на прямой вопрос о том, действительно ли существует проблема вирусов для мобильных, представитель компании Тимо Салми, менеджер по продукции, спокойно и рассудительно ответил, что, по большому счету, угрозу вирусов для телефонов не стоит воспринимать слишком серьезно, но между частными и корпоративными пользователями существует принципиальная разница, в том числе по уровню обеспечения безопасности. Во втором случае цена вопроса может быть настолько велика, что перестраховаться совсем не помешает. С одной стороны, ответ производит впечатление вполне искреннего, с другой — корпоративный рынок программного обеспечения в любом случае выглядит заметно более привлекательно. «Лаборатория Касперского» была в числе новичков на 3GSM и демонстрировала свое решение Антивирус Касперского Mobile. С учетом сказанного финскими коллегами интерес для частных пользователей может представлять компонент Анти-Спам, фильтрующий нежелательные MMS- и SMS-сообщения. Правда, и проблему нежелательных рассылок по SMS нельзя назвать слишком существенной. Возможно, так будет до тех пор, пока привычному SMS не придет на смену сервис мгновенных сообщений (аналогичных ICQ). Введение подобной услуги уже обсуждается несколькими европейскими операторами связи. Впрочем, и без их стратегических решений никто не отменял возможности установить мобильный ICQ-подобный клиент для обмена мгновенными сообщениями на любом телефоне с поддержкой J2ME и GPRS. Естественно было бы обнаружить на выставке разработчиков подобных решений, но либо они затерялись в огромном множестве небольших стендов, либо просто не могут позволить себе масштабные расходы на участие в выставках. А вот создателей мобильных VoIP-приложений было представлено предостаточно. Видимо, наиболее известный из них — это компания Truphone, поставляющая одноименную программу для телефонов, оснащенных Wi-Fi-модулем. На текущий момент приложение работает только с некоторыми аппаратами фирмы Nokia серии E, но если вы являетесь счастливым обладателем одного из них и оказались в зоне действия беспроводной сети, то легко сможете совершать телефонные звонки, не прибегая к услугам сотовых операторов.
Заметный интерес к выставке проявили и разработчики веб-браузеров для телефонов, что также вполне понятно: скорости передачи данных выросли, а экраны мобильных устройств ощутимо увеличились в размерах. С увеличением объемов веб-трафика от пользователей мобильных телефонов он становится более привлекательным и для крупных поисковых сервисов, таких как Yahoo! или Google. Первый из них представлял Java-приложение Yahoo! Go For Mobile 2.0, максимально облегчающее веб-поиск для пользователей мобильных телефонов. Компания Google в отличие от Yahoo! не проводила пресс-конференций и даже не подготовила собственный стенд, но она также значится в списке компаний, принимающих участие в 3GSM Congress. Думаю, с большой долей уверенности можно ожидать ее более масштабного участия в следующем году, как, видимо, и еще большего числа компьютерных и околокомпьютерных компаний.
Одним словом, 3GSM World Congress 2007 наглядно продемонстрировала, что конвергенция телефонии, потребительской электроники и информационных технологий набирает обороты. И что из всего этого будет получатся, нам с вами еще предстоит наблюдать.