Позиция в партии перед 110-м ходом черных

Компьютерные шахматы утверждаются в общечеловеческой культуре не только посредством соревнований между программами, что несомненно важно, но и через состязания выдающихся шахматистов с программами-лидерами. Последние весьма напоминают бои гладиаторов с дикими животными во времена Древнего Рима: в шахматных баталиях с машиной на кону, хочет он того или не хочет, живой человек решает вопрос: сохранится ли он как партнер?

Некоторое время назад авторам пришлось беседовать с В.Л. Арлазаровым, видным ученым и одним из создателей шахматной программы «Каисса». Он высказал такую мысль, что «если будет социальный заказ, то разработка шахматной программы, регулярно побеждающей гроссмейстера, может завершиться успешно в ближайшие два года». Судя по результатам двух последних матчей программы «Гидра» с гроссмейстером М. Адамсом и той же «Гидры», а также программ «Фриц 9» и «Джуниор 9» с тремя чемпионами мира прошлых лет А. Халифманом, Р. Пономаревым и Р. Касымжановым, похоже, чаша весов склонилась в пользу «зверей» и зрителям пора разворачивать кулаки большим пальцем вниз. Нынешнему чемпиону мира В. Топалову также не удалось одолеть кибер-партнера. В трио с Р. Пономаревым и В. Карякиным в матче с «компом» — так на шахматном сленге называют игрового соперника — они не выиграли у трех программ ни одной партии: счет матча 3,5:8,5.

Позиция в партии за три хода до фиксации ничьей

Вот как прошли представляемый турнир гладиаторы. Пономарев и Касымжанов набрали по полтора очка из четырех, а А. Халифман — одно (при этом с одной из программ шахматисты сразились дважды). Наиболее удачно выступили «Гидра» и «Джуниор 9», набравшие по три очка. Все программы превзошли результативностью людей, для которых лишь четвертый тур стал успешным — все встречи завершились вничью. Приведем два фрагмента партии «Джуниор 9» — Р. Пономарев, продолжавшейся 153 хода. Смотрите далее позицию в ней перед 110-м ходом черных, когда, по мнению комментатора (www.chesspro.ru), ничья стала очевидной.

110. ...Лf1 111. Сg7 a6 112. Кре2 Лf7 113. Кре1 Лf3 114. Крd1 Лf1+ 115. Крd2 а5 116. Кре2 Л f7 117. Сh6 а4 118. Сg7 Лf5 119. Лh8 Лf7 120. Сh6 Лf5 121. Сd2 Лf7 122. Се1 Лh7 123. Л:h7 К:h7.

И финальная часть партии лишь служила подтверждением мнения комментатора.

150. ...Крh5 151. Сd6 Кh6 152. Кf4 Кf5 153. Сf8. Ничья.

Итак, победить программу в игре в шахматы человеку опять не удалось, но ресурсы для успешного сопротивления у него пока сохраняются. Из-за ограничений вычислительных мощностей, хотя «Гидра» уже использует 64-процессорный компьютер, у гладиаторов по-прежнему остается дебютное преимущество по крайней мере в выборе неизвестного начала партии (и еще не включенного в шахматные базы данных). Человек в состоянии также отыскивать более длинные выигрывающие цепочки ходов за пределами возможностей оценок, применяемых в программах. Такое положение сохранится до той поры, пока шахматная игра не будет полностью проанализирована от начала до финального хода.

Кроме того, зависимость шахматных программ от человека тоже пока существует. Дело в том, что включение шахмат в общую культуру связано не только непосредственно с игрой. Они также активно использовались в образовании и вообще в формировании культурного уровня человека. Так появились шахматные издания (книги, газеты и журналы), возникли клубы и школы, где не только играли, но и обучали. Затем образовались национальные и международные организации любителей и профессионалов, что способствовало распространению этой игры и более глубокому проникновению в различные слои культурной жизни человечества.

Для примера достаточно привести деятельность компании ChessAssistant, которая организовала шахматный магазин (www.ChessAssistant.ru), где можно приобрести программные продукты — игровые программы, базы данных по шахматным партиям, электронные энциклопедии (например, по окончаниям или дебютам партий), книги и инвентарь для организации соревнований, а также личного использования. Отрадно, что в ChessAssistant заботятся об обучении шахматам и выпускают разного уровня электронные учебники в качестве пособий для клубного и самостоятельного изучения. Компания вместе с РШФ и при поддержке Мининформсвязи РФ проводит на портале www.ChessPlanet. ru второй личный открытый интернет-кубок РФ по блицу. В его рамках проходят 1300 призовых турниров с бесплатным участием.