В знаменитой книге «Выживают только параноики» Энди Гроув поделился своим ви´дением ИТ-бизнеса. Он был первым, кто донес до простых пользователей понятие кризисных ситуаций в развитии бизнеса. Фактически это те периоды времени, в которые начинается кардинальное изменение картины рынка (точнее, она может измениться: бывшие лидеры начнут падать в пропасть, никому не известные компании — подниматься к вершине, а может и остаться прежней). Причем Гроув отмечает тот факт, что подобные процессы растянуты во времени, а не мгновенны. Мне кажется, что сейчас на рынке назревает именно такой момент, в частности, в области создания процессоров, где Гроув проработал много лет. И конечно, одним из действующих лиц будет его Intel, хотя нельзя сказать, что трансформации наступят только для нее: они вообще не могут иметь место в отдельно взятой фирме. Почему? Да как бы ни преображалась одна определенная компания, конкуренты должны «суметь» уступить ей место, если она неожиданно растет, или взять на себя «бремя лидерства», если падает.

Признание. Осень прошлого года выдалась бурной. В конце октября, в один и тот же день, компании НР и Fujitsu Siemens Computers (далее FSC) объявили об использовании процессоров Opteron в своих серверах-лезвиях (blade-server). В настольных и стоечных серверах процессоры AMD устанавливались и ранее, а теперь пал и последний рубеж, где безраздельно хозяйничала Intel.

Поскольку серверы-лезвия отличаются высокой плотностью упаковки, то их предполагается применять в рамках активно развивающейся концепции динамического перераспределения ресурсов. С помощью средств виртуализации (пока программных, но AMD и Intel уже подготовили аппаратную поддержку данной технологии) все ресурсы системы объединяются в единый пул, который перераспределяется в зависимости от требований приложений.

Виртуализация помогает использовать процессорную мощность (на один ЦП нагружается столько операционных систем с приложениями, сколько он «потянет»), а в тех случаях, когда требуется с минимальными затратами установить несколько ОС, она и вовсе необходима. Так, по данным Сергея Члека, представителя НР, 16 серверов-лезвий BL35p (в каждом по два двухъядерных AMD Opteron и по 8-Гбайт ОЗУ) поддерживают до 100 виртуальных машин.

Экономия. Компания FSC обратила внимание еще на два преимущества, заложенных в самой архитектуре Opteron. Во-первых, в серверы-лезвия с Opteron возможно установить ОЗУ большего объема. Во-вторых, двухпроцессорный сервер PRIMERGY BX630 допускается соединять еще с одним таким же, в результате чего получается четырехпроцессорный сервер (с восемью ядрами, если установлены двухъядерные ЦП). Такая технология называется 2+2, и здесь следует отметить несколько моментов. Так, представители компании признали, что в этом случае нельзя использовать Opteron серии 2хх, рассчитанные на двухпроцессорные конфигурации. При объединении в четырехпроцессорную систему ЦП серии 2хх не будут полноценно взаимодействовать, так что сэкономить на ЦП не получится (как правило, кристаллы для многоядерных конфигураций заметно дороже тех, что предназначены для двухпроцессорных систем). Однако остается немаловажная возможность поэтапного расширения. Клиент может потратить ровно половину суммы, купив первый PRIMERGY BX630 с Opteron с 8хх, а когда понадобится увеличить мощность системы — докупить второй.

В случае с серверами на базе Intel-архитектуры придется выложить приличную сумму за систему с поддержкой четырех процессоров. И даже если в ней их будет установлено лишь два, то все равно за конструктив и системную плату придется заплатить сразу полностью, а не половину цены, как происходит в случае применения технологии 2+2.

Серверы-лезвия FSC положили конец гегемонии Intel в этой области

Мощь и немощь. Экономичность использования процессоров AMD стала для нас уже привычной, а вот остальные их характеристики иногда оказывались хуже, чем у конкурентов из Intel. В случае применения серверов-лезвий в стойке оказывается примерно в 1,5 раза больше ЦП, чем обычно. Следовательно, добавление компаниями HP и FSC процессоров Opteron в свои продуктовые линейки говорит о признании ими высокой производительности и низкого энергопотребления процессоров AMD. При этом на октябрь 2005 г. производители без всяких колебаний называли Opteron лучшим решением.

Компания Intel не оставила без внимания этот укол и выпустила двухъядерные Xeon (подробнее о них см. «Мир ПК», №12/05, с. 28). Однако Opteron остались в ассортименте вышеуказанных изготовителей (например, у НР на нем базируются три модели серверов-лезвий, а на Xeon — лишь одна). Значит, его применение остается вполне обоснованным для определенных задач (кстати, FSC, представляя BX630, подчеркнула, что сначала надо сформулировать круг решаемых задач, а уже под него подбирать процессор — Xeon, Opteron, Itanium или SPARC64).

* * *

Будет ли реванш? Так возьмет ли реванш AMD, которой много лет приходилось довольствоваться званием хотя и очень хорошей, но все же лишь второй компании? В результате установки своих устройств в серверы-лезвия она вышла в новую область и, значит, получила возможность увеличить свою долю на рынке процессоров. Причем чем дольше ее будут считать конкурентом Intel в отношении серверов-лезвий, тем бо/льшую популярность она получит в корпоративном секторе. А учитывая неплохие позиции AMD на рынке ноутбуков (см. врезку «Мобильные ПК») и претензии на звание технологического лидера среди производителей процессоров для настольных систем, то для нее 2006 г. может стать началом кардинального передела рынка. (По разным оценкам, в настоящее время AMD выпускает от 15 до 25% всех процессоров в мире.)

Впрочем, у Intel еще достаточно ресурсов, чтобы в зародыше подавить возмутителя спокойствия. Главная ударная сила — новая архитектура, которая появится во второй половине 2006 г. Если ей удастся на рынке ЦП для серверов и настольных ПК повторить успех Pentium M в ноутбуках, то AMD и дальше придется довольствоваться ролью второй скрипки. А для Intel это будет реванш за поражение, которое компания потерпела в отношениях с производителями систем в 2005 г., позволив AMD занять хорошие позиции на рынках серверов и ноутбуков.

Все заметил Александр Баулин


Мобильные ПК

Компания AMD теснит Intel не только на рынке серверов. По данным фирмы Gartner, эта американская корпорация в третьем квартале 2005 г. занимала 18,6% рынка процессоров для мобильных ПК — в 1,5 раза больше, чем год назад! Это явное свидетельство успеха процессора и технологии Turion 64. В прошлом бывали случаи, когда компании запускали в производство ноутбуки на базе процессоров AMD, чтобы получить деньги от... Intel. Это выглядело достаточно комично: модель анонсировалась, однако ее избегали давать на тестирование и вскоре она исчезала из ассортимента.

Пьер Брансвик объясняет, почему процессоры Turion лучшие

На сей раз производителей много и они имеют не одну, а несколько моделей на основе Turion. И это уже явно нельзя назвать показухой: производители взялись за дело серьезно.

Забавно, что когда AMD выпустила Turion, то она фактически положила в основу своей работы одну из заповедей книги «Выживают только параноики» Энди Гроува: «использовать силу партнеров». Она оставила за собой лишь производство процессоров, а изготовление наборов микросхем и беспроводных контроллеров передала сторонним фирмам. Видимо, это решение также сыграло свою роль в ее успехе. А вот такую заповедь бизнеса, как «реклама — двигатель торговли», она не учла. В кулуарах партнеры AMD нередко жалуются, что компания либо совсем не выделяет денег на маркетинг, либо дает их только избранным партнерам, обделяя остальных. (Это вам не Intel Inside по центральным каналам ТВ!) В данном случае компания AMD просто строго придерживается принятой ею четкой линии: «Мы даем вам удочку (прекрасную технологию и хорошую цену), чтобы вы могли поймать рыбу (прибыль)». Однако многие производители уже привыкли, что Intel участвует в затратах на рекламу, и, видимо по привычке, проедают ту часть выручки, которую, по замыслу AMD, следует пускать на рекламу. Кроме того, при таком подходе вся прибыль остается в центральном офисе и до локальных отделений может просто не дойти. А вот Intel, в отличие от AMD, следит за пополнением рекламных бюджетов и в регионах.

Еще один удар по мобильным процессорам AMD будет нанесен на технологическом фронте — в январе начнутся поставки двухъядерного мобильного процессора Intel, известного под кодовым именем Yonah. А свой ответный удар AMD наметила ближе к середине года. Так что в 2006 г. ожидается очередная схватка между давними соперниками, причем произойдет она не только на серверном фронте.