В первой части моей статьи шла речь о плюсах и минусах Reason Propellerheads, но сама программа подробно не рассматривалась. Восполним этот пробел, поговорив о виртуальных устройствах студии и принципах синтеза звука в ней.

Начнем с того, с чем в первую очередь сталкивается пользователь при знакомстве с приложением, — с интерфейса. Он выполнен в виде стойки, в которую устанавливаются синтезаторы, микшер, процессоры эффектов. Все виртуальное оборудование, «навешиваемое» на стойку, сделано так, что напоминает свои физические аналоги. К примеру, сэмплер NN-19 — практически точная копия аналогового сэмплера AKAI.

Эти устройства подключаются друг к другу весьма продуманно. По умолчанию соединение осуществляется автоматически, но можно развернуть стойку клавишей и произвести данную операцию вручную, что очень удобно. Сейчас это самый удачный пример визуального подсоединения устройств к друг другу в музыкальных студиях.

Вид стойки спереди

Провода имеют разные цвета. Красные отвечают за передачу звуковых сигналов, зеленые — за передачу сигналов, исходящих из процессоров эффектов, желтые — за напряжения секвенсера. Такая структура управления удобна для опытного пользователя, начинающие же без проблем могут прибегнуть к услугам автоматики. Программа не позволит сделать неправильное подключение, например, нельзя подсоединить аудиовыход к разъему напряжения.

Стойка не налагает ограничений на количество устройств. Каждое из них может отображаться как в полном размере, так и в свернутом виде. Это полезная функция, особенно если учесть, что при написании трека используются десятки устройств.

Вид стойки сзади

Структура секвенсера в Reason стандартна. В режиме arrange mode производятся выбор устройства и манипуляции с клипами, в edit mode — управление нотами и автоматизацией процессов. Именно в edit mode и пишется мелодия. Затем при переключении в arrange mode она преобразуется в клип. Так постепенно создается множество клипов для дорожек разных устройств, а в конце получается композиция. Для перехода между режимами нужно нажать на кнопку Switch to arrange/edit mode, расположенную в левом верхнем углу окна секвенсера.

Проект, создаваемый в программе, состоит из набора дорожек, в каждой из которых может наличествовать только одно устройство — синтезатор, микшер, процессор эффектов и т.д. Все устройства имитируют профессиональное аналоговое оборудование, которое в приложении даже выглядит, как настоящее. Для любой дорожки предусмотрены три характеризующие ее колонки: Name («Имя канала»), Out («Выбор устройства для канала») и Mute («Отключение/включение звука канала»).

Свернутые устройства

Все средства управления, расположенные на приборной доске, можно автоматизировать. Значит, что при прослушивании трека ручки будут задействованы в заданной последовательности, изменяя в реальном времени звук, извлекаемый из устройства. Автоматизация достижима несколькими способами: с помощью программного или аппаратного MIDI-контроллера, путем воздействия клавиатуры или мыши на ручки устройства при записи, а также редактированием окна автоматизации инструментом «Карандаш».

Клипы в окне секвенсера (в режиме arrange mode)

Панель Transport управляет воспроизведением проекта и записью нот с автоматизацией. Помимо стандартных кнопок проигрывателя (Stop, Play, Rec.), на этой панели имеются индикатор загруженности процессора, индикатор перегрузки аудиовыхода, средства управления синхронизацией данных, поступающих при записи с MIDI-контроллера, средство управления скоростью воспроизведения проекта (tempo), а также средство включения и отключения режима Loop (бесконечный повтор заранее указанного фрагмента — «лупа» — проекта).

Окно секвенсера в режиме нот и автоматизации (edit mode)

Под клавишей Record присутствует тумблер для выбора типа записи сигнала, входящего с MIDI-контроллера. Положение Overdub означает запись новых нот с сохранением старых, Replace — полная замена имеющихся нот на новые.

А теперь представьте себе современную профессиональную музыкальную студию и установленное в ней оборудование. Для написания музыки используется немало устройств. Познакомимся с ними поближе.

Микшер Re Mix virtual tec mx 24-8-14

Панель Transport

Данный микшер имеет интерфейс, как у аналогового. Это, пожалуй, главное устройство программы, которое смешивает сигналы всех синтезаторов и выдает итоговый звук на выход аудиоплаты. Re Mix virtual tec mx 24-8-14 состоит из 14 стереоканалов и управляющего ими Мастер-канала.

В проекте всегда создается как минимум один микшер. Он подсоединяется к стереовходу Hardware Interface, посылающему конечный аудиосигнал на выход аудиоплаты. Но для качественного проекта необходимо больше звуков, больше устройств, и значит, больше звуковых каналов. Количество микшеров в программе неограниченно. При заполнении всех 14 каналов первого микшера к нему подключают второй через вход на задней стойке Chaining Master, ко второму — третий и т.д.

На мощных компьютерах первый микшер логичнее сделать ведущим, он будет посылать окончательный звуковой сигнал через Hardware Interface на выход звуковой платы. К нему лучше подсоединять не устройства, а следующие микшеры, содержащие некоторое количество таких устройств.

К микшеру допустимо подключать четыре процессора эффектов и назначать для каждого из каналов уровень того или иного эффекта с помощью красных реле, находящихся вверху каналов микшера. Всякий канал имеет собственный эквалайзер с регуляцией высоких и низких частот, средства управления панорамой и громкостью. Любой из каналов можно заглушить кнопкой Mute или сделать его солирующим кнопкой Solo.

Панель микшера

С обратной стороны микшера есть переключатель режима работы эквалайзеров. Стандартное положение, используемое по умолчанию, — Improved EQ. Оно ориентировано на завышение средних и высоких частот, что делает звук несколько плоским. Второе положение, выставляемое вручную, — Compatible EQ. Оно усиливает низкие частоты, обогащает звук басами. Рекомендую не забывать об этом переключателе, так как он заметно влияет на звучание итоговой композиции.

А теперь перейдем к извлекающим звук устройствам, которые будут подключаться к микшеру.

Sub Tractor polyphonic synthesizer

Это самый мощный синтезатор программы (полифонический, как следует из названия). Его полифония1 достигает 99 голосов. Особенность данного программного синтезатора заключается в том, что он загружает процессор лишь тем количеством голосов, которое используется в данный момент. Отсюда следуют высокая производительность и очень низкая загрузка процессора.

Панель Sub Tractor, как и всех других устройств, состоит из нескольких секций. Каждая из них отвечает за изменение тех или иных характеристик конечного сигнала.

Синтезатор имеет два генератора высокой частоты. Оба они способны работать с 32 видами волн (вид волны определяет звучание синтезатора). Для каждого генератора выбирается вид волны, октава, тон и полутон. По умолчанию используется только первый генератор, но если нужно, можно активировать и второй. Имеется специальный генератор шума (noise), предназначенный для «разрушения» звука. Он имеет три настройки: Decay («Длительность шумовой атаки»), Color («Оттенок звука») и Level («Уровень шума»). Для этих генераторов предусмотрено два общих реле: Mix управляет смешиванием сигналов генераторов, а FM регулирует уровень имитации FM-помех.

Радует наличие резонансных фильтров, «оживляющих» звук. Структурно они напоминают фильтры программного синтезатора ReBirth, разработанного этой же компанией. Такой фильтр имеет два ползунка — Frequency и Resonance. Первый из них работает с низкими и высокими частотами, а второй накладывает высокие частоты поверх первого. Если работу фильтров автоматизировать, то сигнал синтезатора может быть очень эффектным в зависимости от высоты заданных нот. При использовании резонансного фильтра наложение процессоров эффектов «Эхо» (Delay) и «Вибрация» (Reverb) на синтезатор заметно украсит звучание.

Sub Tractor использует два генератора низкой частоты LFO. Первый работает с шестью видами волн, а второй — только с волнами треугольной формы.

В секции Velocity, характеризующей MIDI-сигнал, с помощью девяти реле можно настроить скорость нажатия клавиши. Предусмотрена секция, имитирующая регуляторы MIDI-интерфейса Pitch Band и Modulation, отвечающие за тональность нот.

Сделанные необходимые настройки синтезатора Sub Tractor можно сохранить в виде файла Reason Sub Tractor patch с расширением *.zyp, чтобы в дальнейшем применять в других проектах.

Программа Reason содержит два стандартных звуковых банка с набором patch-файлов и сэмплов для всех устройств. Содержимое первого звукового банка Factory Sound Bank объемом 530 Мбайт можно разделить на шесть категорий: басы, эффекты, моносинтезаторы, полифонические синтезаторы, перкуссия и клавишные. В каждой категории имеется примерно 40 patch-файлов. Сейчас на сайте www.propellerheads.se доступно около десятка звуковых банков с patch-файлами для Sub Tractor, и их количество постоянно растет.

Malstrom Graintable Synthesizer

Этот второй синтезатор программы основан на смешении granular-синтеза cо встроенным в синтезатор wavetable (набором wav-файлов), откуда и происходит его название. Он имеет два канала с различным звучанием. Для каждого из них в секции OSC A/B выбирается свой wavetable-инструмент (всего их 53). Здесь же происходит управление октавой, тонами, полутонами, смещением сигнала, продолжительностью звучания и уровнем громкости канала. В секции MOD A/B выбирается вид волны (из 32). Оба канала снабжены резонансными фильтрами.

В рассматриваемой версии студии появилась новая секция Shaper, по содержанию напоминающая Noise из Sub Tractor. Но в отличие от последнего, здесь кроме параметра noise имеются и другие — quant, clip, saturate, sine, отвечающие за «разрушение» звука.

Секции Velocity и Mode Wheel стандартны для синтезаторов и сэмплеров.

Сохраняемый patch-файл имеет расширение *.xwv. Звуковые банки также можно загрузить с домашнего сайта программы. Malstrom способен служить очень качественным усилителем и преобразователем сигнала для любого подключенного к нему устройства, будь то синтезатор или сэмплер. Для этого кабель аудиовыхода выбранного устройства необходимо подсоединить к разъему аудиовхода синтезатора Malstrom.

Особо впечатляют звуки ударных инструментов, пропущенные через этот синтезатор. Их оттенок зависит лишь от ваших действий, мне, например, очень нравится делать атмосферные PAD-звуки на этом устройстве.

Два синтезатора — это, конечно, хорошо, но зачастую возникает потребность в оцифрованных звуках «живых» инструментов. И здесь на помощь придут сэмплеры с богатыми библиотеками.

NN-19 Digital Sampler

Данное устройство обладает интерфейсом аналогового сэмплера и поддерживает такие форматы сэмплов, как aif, wav, sf2, rcy, rex и rex2. Оно не генерирует собственный сигнал, а использует аудиофайлы. Выбор нот в окне секвенсера для этого устройства влияет не только на высоту звучания, но и на скорость воспроизведения фрагмента. Чем выше нота, тем быстрее проигрывается такой фрагмент. Сэмплер NN-19 работает с аудиофайлами и имеет некоторые настройки на своей панели. Он содержит резонансный фильтр и LFO-генератор. Хотя звучание и модифицируется при использовании фильтра и генератора, изменения в сам аудиофайл не вносятся. Все настройки сэмплера сохраняются в виде файла к сэмплеру NN-19 с расширением *.smp.

Стандартные patch-файлы этого устройства, расположенные в первом и втором звуковых банках, подразделяются на басы, духовые, пианино, орган, синтезаторы и клавишные, гитары, этнические инструменты, скрипки и голос. При желании в качестве сэмпла допустимо использовать и любой собственный аудиофайл.

На панели устройства расположены модуль чувствительности MIDI-сигнала (mode wheel), средство управления октавой и тональностью сэмпла (секция OSC), инструменты регулировки громкости и длины звучания сэмпла (секция Amp). Предусмотрены возможности воспроизведения сэмпла в обратном порядке (Invert) и выбор начала воспроизведения сэмпла (Sample start). Секция Controller отвечает за уровни звучания секций Filter, Amp, LFO. Секция Velocity, так же как и в Sub Tractor, служит для настройки MIDI-событий.

NN-19 Digital Sampler позволяет вносить «живые» звуки в музыкальные произведения, создаваемые в программе Reason (например, аудиофайлы с записанным вокалом или инструментом). С домашней страницы студии можно загрузить дополнительные звуковые банки для данного сэмплера.

NN-XT Advanced Sampler

Этот сэмплер был добавлен в программу Reason версии 2.0, поскольку NN-19 был слишком простым и малофункциональным. В отличие от него, NN-XT имеет куда больше полезных настроек. Появилась возможность использования нескольких сэмплов для последовательного или одновременного воспроизведения. К нововведениям относятся и второй LFO-генератор, и усовершенствованный контроллер под названием Modulation, и немного расширенная секция Amp Envelope. Все настройки для каждого из загруженных сэмплов делаются по отдельности.

Надо сказать, что устройство NN-XT Advanced Sampler особенно удобно, когда число сэмплов более одного.

Второй звуковой банк рассчитан преимущественно на сэмплер NN-XT, хотя NN-19 также способен его воспринимать. Все patch-файлы NN-XT сохраняются и имеют расширение *.sxt.

Итак, на данный момент имеем два синтезатора и два сэмплера, не хватает ударных звуков.

Dr. Rex Loop player

Данный плеер использует готовые «лупы». В первом звуковом банке имеется два раздела таких «лупов» — партии ударных и инструментальные мелодии. Любой «луп» состоит из нескольких частей, каждая из которых представляет собой отдельный звук (сэмпл). Если выбрать для проекта какой-либо «луп», то порядок звуковых фрагментов в нем допустимо изменять. Таким образом, из первоначального «лупа» с одним ритмом можно получить свой вариант звучания, значительно отличающийся от оригинала. Работает этот плеер только с собственными форматами rex и rex2.

Для создания пользовательских «лупов» существует отдельная программа ReCycle, также разработанная Propellerheads. Любой аудиофрагмент открывается в ней и делится на части. По умолчанию в плеере Dr. Rex части «лупа» последовательно проигрываются в оригинальном порядке. Изменить его можно в окне секвенсера, но тогда надо переключиться в специальный режим окна Show Rex Lane c помощью кнопки, расположенной в верхнем левом углу.

Панель плеера имеет рассмотренные ранее секции LFO-генератора, резонансного фильтра, Velocity, Mode wheel и Amp Envelope. Уровень полифонии достигает 99 голосов.

Redrum Drum Computer (16 bit drummodule)

Этот синтезатор, предназначенный для создания ударных партий, обычно называется драм-машиной. В ней предусмотрен собственный секвенсер на панели управления, не зависящий от программного. Секвенсер состоит из 16 шагов (steps), но их число позволительно увеличить до 64. В один шаг можно поместить только один звук. Драм-машина имеет десять каналов, в каждом из которых выбирается один ударный инструмент. Все каналы снабжены собственными средствами регулировки уровня громкости, длины звучания, скорости проигрывания и тональности загруженного сэмпла.

Использование встроенного секвенсера Redrum Drum Computer оправдано лишь при написании коротких партий ударных. Наиболее удобный вариант — применение секвенсера самой программы Reason.

Для перехода в режим редактирования событий драм-машины следует нажать клавишу Show Drum Lane в верхнем левом углу окна секвенсера. В окне редактирования ударных имеются десять каналов, в каждый из которых загружается сэмпл формата aif, wav, rex, sf2, rcy. Такой сэмпл представляет собой аудиофрагмент продолжительностью в несколько секунд. Обычно это один звук какого-либо ударного инструмента. По умолчанию всякому каналу соответствует свой тип ударных (от перкуссии до тамтамов). Набор таких сэмплов в стандартном звуковом банке очень богат.

Помимо работы драм-машины, данное устройство способно выполнять функцию сэмплера — если вместо ударных загружать другие звуки. В первом звуковом банке есть раздел Other samples, содержащий сэмплы различных жанров.

Предусмотрена возможность загружать для драм-машины готовые наборы ударных инструментов (они имеют расширение *.drp): DnB, Hip-hop, RnB, Rock, House, Techno, Hardcore, Chemical beats, Electronic, Dub, Brush. И это далеко не все стили, на которые способна данная драм-машина, их разнообразие зависит лишь от фантазии музыканта.

ReBirth input machine

Компания Propellerheads до выпуска Reason создала программный синтезатор ReBirth 338. По сути это виртуальный эквивалент аналогового устройства Roland, включающий в себя два синтезатора TB-303 и две драм-машины — TR-808 и TR-909. Данное устройство обеспечивает синхронизацию работы Reason и ReBirth. Связь этих программ обеспечивает технология ReWire 2.0, механизм работы которой можно представить в виде виртуальных невидимых нитей, соединяющих эти (в некоторых случаях и другие) приложения. На задней панели устройства имеется 18 аудиовыходов из разных секций ReBirth, два из которых — выходы синтезаторов TB303, а остальные 16 каналов — выходы TR-808 и TR-909.

Используется такая технология в основном для создания музыки в режиме реального времени. Тем не менее очень удобно и легко подключить к студии Reason аналоговый синтезатор, получив от ReBirth мощные электронные звуки.

Наряду с синтезаторами, сэмплерами и драм-машинами программа Reason оснащена специальными устройствами, облегчающими работу.

Matrix Analog Pattern Sequencer

Это особый аналоговый секвенсер, работающий независимо от основного секвенсера программы. Он может подключаться к любому синтезатору или сэмплеру. Использование Matrix Analog Pattern Sequencer оправдывается в том случае, когда продолжительность звукового сигнала синтезатора не превышает 1—2 с, в противном случае можно просто не услышать набранную мелодию. Удобство использования данного устройства заключается в возможности изменения нотных характеристик в режиме реального времени. С его помощью можно очень просто и быстро написать мелодию (по сравнению с основным секвенсером программы).

Работа Matrix Analog Pattern Sequencer ориентирована на быстрое воспроизведение коротких звуков различной тональности. Написание музыки происходит в окне, разделенном на две секции. Верхняя предназначена для набора нот, нижняя — для определения громкости звучания каждой ноты и скорости ее проигрывания. Работа секвенсера основана на принципе частей (patterns).

Переключение между окнами редактирования для каждой части осуществляется клавишами 1—8 на приборной панели. Всего существует восемь частей для одного банка (банков же четыре: A, B, C, D). Таким образом, в одном секвенсере можно задать 32 мелодии. После написания мелодий в различных частях их можно экспортировать в окно основного программного секвенсера для любого синтезатора. Подобный подход наиболее рационален — скопировав мелодии в дорожку синтезатора, секвенсер Matrix можно удалить за ненадобностью (и для экономии компьютерных ресурсов).

Предусмотрена и другая возможность — редактирование автоматизации устройства Matrix Sequencer, в результате которой можно задать порядок воспроизведения частей проекта. Каждая такая часть состоит из шагов (steps). Их число варьирует от 1 до 32, а по умолчанию установлено 16. В любой шаг можно вставить не более одной ноты. Для всякой части в отдельности можно выбрать скорость воспроизведения (resolution).

К обратной стороне устройства подключаются только провода желтого цвета — они передают управляющие напряжения CV. Никакого звукового сигнала это устройство не транслирует, оно подсоединяется к синтезатору и передает ему набранные ноты. В общем, Matrix Analog Pattern Sequencer — удобное и полезное дополнение к основному секвенсеру программы.

Spider Audio merger & splitter

Это устройство служит для уменьшения количества аудиоканалов. Создав, к примеру, пять синтезаторов, их аудиовыходы можно направить на микшер и занять в нем пять каналов. А можно, воспользовавшись Spider Audio merger & splitter, занять в микшере только один канал. По сути данное устройство можно назвать смесителем нескольких синтезаторов, так как оно преобразует несколько аудиоканалов в один стереоканал, подающийся на микшер.

Spider CV merger & splitter

Суть данного устройства та же, что и у Spider Audio. Различие же в том, что к этому устройству подключаются не аудиоканалы синтезаторов и сэмплеров, а выходы устройств с управляющими напряжениями Gate и Control Voltage (например, Matrix sequencer или Redrum machine).

Процессоры эффектов

Разумеется, в любой студии, помимо синтезаторов, сэмплеров, микшеров, есть и прочие устройства, в частности процессоры эффектов, украшающие звучание всех используемых источников звука. Синтезатор дает прямой четкий сигнал, зачастую его необходимо обработать эффектами, чтобы придать максимальную выразительность. Студия Reason имеет богатый набор эффектов, таких как Reverb, Delay, Distortion, EQ, Compressor, Phaser, Flanger, Unison и Chorus. Но о них поговорим в следующий раз.

* * *

Итак, в данной части статьи я рассказал об устройствах виртуальной студии Reason Propellerheads. Рекомендую обратить особое внимание на данный программный продукт. Это действительно очень качественная и профессиональная студия как для музыкантов, так и для звукорежиссеров. В следующем номере журнала мы перейдем к рассмотрению конкретных примеров работы с приложением.

А пока попробуйте самостоятельно поэкспериментировать с демонстрационной версией Reason, размещенной на компакт-диске «Мира ПК».

Окончание следует.

С автором можно связаться по e-mail: stekmusic@mail.ru, http://pcmusicpro.net.


1Полифония — способность устройства воспроизводить одновременно определенное количество каналов. В случае с синтезаторами — это качество звучания устройства, измеряемое в голосах, накладываемых друг на друга.