Как доказал еще в начале прошлого века австрийский логик и математик Цермело, шахматная игра имеет конечный результат: ничья, выигрыш или проигрыш. Многовековой интерес к шахматам как к игре поддерживается в значительной мере тем, что поиск оптимальной (выигрывающей) стратегии происходит в рамках преимущественно неопределенной модели (т.е. заранее не известной позиции). При этом выбор текущего хода производится в зависимости от количества и взаимного расположения фигур на доске, и тактического замысла, и даже очередности хода (в случае необходимости передачи его противнику). Поэтому наличие баз партий вроде ChessBase или ChessAssistant вкупе с современными шахматными программами все еще не позволяет отыскивать оптимальную стратегию игры начиная с первых же ходов партии. Разумеется, существуют известные исключения, когда возникают «фатальные» позиции из уже сыгранных партий, например вроде той, что была проиграна Каспаровым после седьмого хода в матче с DeepBlue. Если добавить, что для поиска выигрышной стратегии в качестве основного используется метод перебора возможных ходов и оценка возникающих позиций, то количество затрачиваемых при этом операций (в том числе и машинных) пока превышает возможности человеко-машинных систем.

Линия Троицкого

Так возникло направление создания табличных баз позиций, содержащих их описания и окончательные оценки результатов разыгрывания. С этим связана разработка специальных аналитических программ, позволяющих получать оценку данной позиции с точки зрения возможности завершения игры за определенное число ходов постановкой мата или вничью. Чтобы глубже познакомиться с достигнутыми в этом направлении успехами и понять связь табличной базы и калибровочного поля, прочитайте в №6/05 журнала «64» статью нашего автора, мастера по шахматам С. Розенберга.

Здесь мы рассмотрим лишь некоторые результаты, полученные при разработке данного направления анализа шахматной игры. Как отмечает С. Розенберг, благодаря исследованиям К. Томсона и С. Налимова шахматисты получили полный набор табличных баз, включающий 3-, 4- и 5-фигурные, а также 100 шестифигурных из примерно 250 тыс.

Наличие табличных баз в шахматных программах не только усиливает игру с точки зрения «производительности» (сокращения времени на принятие решения относительно очередного хода), но и повышает качество принимаемых решений, поскольку программы обнаруживают ходы, обычно выпадающие из области внимания аналитиков, и тем самым вносят коррекцию в существующие базы партий. Кроме того, при создании этюдов из реальных партий, требующих единственного решения, также можно прибегать к помощи шахматных программ, дабы исключить побочные решения. Особый интерес приобретает анализ позиций, связанных с цугцвангом — ситуацией, в которой необходимость делать ход приводит к ухудшению позиции ходящего (подробно это рассмотрено в статье С. Розенберга).

Заметим также, что именно благодаря программной помощи удалось уточнить результаты анализа известного советского шахматиста А. Троицкого в окончаниях король и пешка против короля и двух коней, показав лишь достаточность для выигрыша условия задержания конем пешки в пределах «линии Троицкого».

При ходе белых — ничья, при ходе черных — выигрыш

В случае исследования с помощью шахматных программ ладейных окончаний с лишней пешкой С. Розенберг дает интересные классические примеры анализа позиций, которые можно свести к позициям обоюдного цугцванга. В качестве примера таких позиций гроссмейстеры М. Дворецкий и А. Белявский предложили ладейное окончание с двумя лишними пешками.

При подобных исследованиях популярной игры используются не только известные игровые программы, такие как Fritz и Hiarks, но и специальные, предназначенные для работы с табличными базами, например Tablebases 3.2 и Wilhelm 1.46.